В «Риг-Веде» кони, несущие утреннюю зарю, именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как медленно Заря встаёт над горизонтом, это описание соответствует северным, арктическим широтам, где жили первые арийские племена, говорившие на ведическом санскрите и слагавшие гимны «Риг-Веды», которые в устной форме передавались из поколения в поколение.
«Риг-Веда» — древнейший письменный документ (3500 г. до н.э.— 2000 г. до н.э.) , записанный на ведическом санскрите (пра-санскрите), от которого происходят все Индоевропейские языки.
С древнейших времён славяне верили, что солнечный диск несут по небу быстрые кони, которых медленно запрягает Заря-заряница.
В фольклоре многих народов мира позднее были созданы мифы и легенды о солнечных божественных конях несущих по небу Солнце.
В Риг-Веде конь упоминается рядом с богами Агни, Индра, Сурья и других. Сура+да+швам — sūrādaśvaṃ — конь+Солнца (Риг Веда 1.163.2).
Нестареющий, огненный, тысячеглазый, божественный конь о семи поводьях, был олицетворением бога Агни — Огня и Солнца. Крылатый огненный конь несёт по небу Солнце — символ вечности и бесконечности движения.
Дхарма-чакра — колесо в Храмe Солнца.Чакра — cakra — от корня kR — круг, и кала — kAla — колесо. Именно, колесо, как символ времени и вечного Солнца мы находим в древнеиндийской архитектуре храмов, и в скифских курганах, и в дохристианских храмах есть символы бога Солнца.
Солнечное «Колесо времени» в ведическом санскрите — Кала – kala – Время. (родственные слова в др. рус. яз. КОЛО — колесо, круг, повозка, телега; КАЛендарь — «колесо времени»).
В Крыму можно увидеть языческие символы солнца (коло) в Мангуп-КАЛЕ — ране-христианском государстве Феодоро, когда многие языческие символы перешли в христианство.
Каляда — kāla+da – «Коло+дарование», «Солнце+дар», ритуал зимнего солнцестояния, когда силы жизни (Солнце) побеждает силы смерти (Тьмы) и природа начинает новый годовой цикл. Рождество — Рождение «жизненного цикла», нового Солнца (коло) – языческий праздник. Римский kalendae – «первый день месяца», буквы « к» редко встречается в латыни- calendarium.
Асваз, эквос – asvas, еk(w)os — Крылатый Конь — воплощение бога Агни (бога Огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с крылатым конём, украшенным жемчугами. Ашвины — крылатые солнечные божества, «обладающие конями» или «рожденные от коня».
В мифологии позднего индуизма Калкин — «белый конь», является десятым воплощением бога Вишну, (Вышнего, Всевышнего), грядущего судьи человечества.
В языческих верованиях праславянских племён Солнце изображалось, в виде Горнего (Вышнего, Всевышнего) огненного коня, движущегося по небу. От слова «горний» происходит имя языческого, славянского солнечного божества Хорс, Хорос. Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; месяц, радостно, счастливо, хорошо. Харша — harṣa (hṛṣ) — трепетный момент восторга, и высшей (горней) радости.
Хорс перешло в английский язык: Horse – лошадь, конь.
Кинвин, киндин, килкин — kinvin, kindhin, kilkin – конь, лошадь, (от корня «кин» — kin – кiнь, конь) ,«светящийся, обладающий блеском». В Ведах и в религии Язычников Солнце изображалось, как конь, движущийся по небу. Имя славянского солнечного бога Хорс, Хорос — hṛṣ — неразрывно связан с огнём и солнцем. (англ. Horse – лошадь).
Кнас – knas – сиять, светить. (родственное слово в рус. яз.: князь, княжий, княжеский…)
В древней славянской мифологии сохранился образ святого всадника, первобога Перуна, а позже и былинного героя-богатыря Гергия-Победоносца на могучем коне, легко преодолевающем горы и реки.
Имя бога Перун, происходит от слова ведического санскрита — Пурвас — pûrvas –«находящийся впереди» — Первый (на старославянском яз.- прьвъ, рус. первый). Былинный богатырь на коне – непобедим и побеждает трёхголового змея: «На море, на Окияне, на острове Буяне, на бел — горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Перун — Гормовержец, побеждает змея лютого, огненного, который летал в неверное царство пожирать людей, убил змея лютого, огненного, избавил девицу царскую и всех людей…».
В христианской религии восточных славян, пророк Илья разъезжает по небу на колеснице, запряженной конями. Покровителями лошадей считаются святой Николай и Флор (Фрол) и Лавр «лошадники» — 18.августа – «конский праздник». В этот день лошадей подводили к церкви и кропили святой водой, купали, украшали лентами их хвосты и гривы, кормили досыта, устраивали конские выставки и скачки на неосёдланных лошадях, запрещалось седлать лошадей и работать на них. У южных славян покровителем коней считался св. Федор (Тодор) Тирон. Тодорова суббота — первая суббота Великого поста была конским праздником.