Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.
2. Солнце. Замещение его Богом.
Народ привык видеть в Солнце — светиле дня, благодетельного попечителя и покровителя человека, с родительской заботливостью наделяющего его всякими благами. Существование всей живой природы находится в теснейшей связи с появлением и захождением солнца, с различными фазами солнцестояния.
С восходом солнца вся природа пробуждается от ночного сна, а по совершении им своего дневного оборота, с наступлением ночи, она прекращает свою деятельность и вновь погружается в сон. По народному представлению солнце утром рождается или загорается, а вечером погружается в море, на отдых: «Встань (пробудись)», – восклицает молодец в сербской песне, – «родило сé сунце«. Восток называется стороной, «откуда се јасно сунце радја». «Загоритесь, солнце и месяц», – произносит латышский заклинатель. «Солнце ся в море купае», «солнце! спочило», – говорят галицкие и угорские русины. [Потебня. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов. 32. – Матер, для этн. Лат.: заг. № 228. – Зап. Р. Георг. Об.: Этн. 1869, II, 335].
Вспомним представление латышей о солнце, которое ложится вечером в золотую лодочку, а утром, восходя на небе, оставляет на волнах лодочку пустой. Весенние лучи солнца пробуждают природу от зимнего оцепенения. Светлые, теплые, продолжительные дни вызывают в ней усиленную деятельность, плоды которой обеспечивают благосостояние человека. По мере приближения солнца к точке низшего его стояния, мрак и холод получают перевес над теплом и светом, природа замирает и застывает, скованная, как и само зимнее солнце, чарами злых духов преисподней, пока животворная сила возродившегося весеннего солнца не разобьет этих оков, не обогреет и не пробудит природу к новой жизни, к новой деятельности.
Понятно, что при полной зависимости человека от положения солнца, по отношению к населяемому им месту, весь строй его жизни сложился под влиянием этой зависимости; человек издревле с радостью и надеждой на будущее встречал ежегодно рождение солнца, когда начинали прибавляться дни, с благодарностью приветствовал его весною, когда, после продолжительной зимы, оно освещало и согревало его кормилицу, мать сырую землю, с благоговением и трепетом преклонялся перед его торжественным и в тоже время грозным величием, когда оно достигало точки высшего своего стояния, высшего блеска, проливая на землю наибольшую массу тепла и света и в то же время угрожая смертельными болезнями и засухой. Взгляд древнего славянина на благотворную природу солнца, почти совпадающий со взглядом на тот же предмет народов литовски, отражается в следующем отрывке из словинской обрядной песни (из Зильской долины), которая поётся под липой, при встрече весны:
Le čakej, čakej, sonce,
Oj rumjeno sončice!
Jas ti mam w’liko powédati,
Pa śe w’liko weč prašeti.
Ну, постой, постой, солнце,
Ой, румяное солнышко!
Я имею тебе многое поведать
И ещё более спросить.
– Jas pa ne mam čakati
Mam w’liko obslewatl,
Wse dolince ino chriberce,
Tudi wse moje s’rotice. [Срезневский. Об обож. солн. 44].
– Я не могу остановиться,
Я должно многое осветить,
Все долины и горы,
И всех моих сирот.
В сербской песне выражается та же мысль, – солнцева мать спрашивает своего сына: «Где ты будешь спать, кто тебя разбудит»,
Да огријеш земљу и градове,
А и ону млогу сиротињу,
Голу; босу и не опасану. [Петрановић. Срн. н. п. Босн. I, 1].
Чтобы ты согрело землю и города,
И всех многочисленных бедняков,
Нагих, босых и не опоясанных.
В песнях южных славян, именно сербских, очень часто упоминается о родстве солнца с прочими небесными светилами: светлый месяц – его брат, денница – сестра. И на Руси (напр., в Луцк, уезде Волынской губ.) луна и звезды, считаются семьей солнца. [Труды этн.-ст. эксп. I, 3, 14]. Литвины признают месяц мужем, а звезды – детьми солнца. [Narbutt. Mit. Lit. 126].
Солнце в поговорках разных славянских народов является со значением божества благого, милосердного, приносящего счастье в дом, в который оно заглядывает: «Ещё и в моё оконце блисне (или: загрее) колись солнце» – говорят галицкие русины. [Зап. Р. Геогр. Об.: этн. 1869, 263]. «Взойдет солнце и к нам на двор» (великорусс.), «заглянець сонце и в наше воконце» (белорус), «bedzie i przed naszemi wrotami slońсе» (польск.), «doћ ћe сунце и пред наша врата» (серб.), «дè соньце, там и сам Господь» (малорусс.) – обычные поговорки. [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу 1, 67. – Носович. Словарь белорусского наречия 64. – «Быть заглянет солнце и к нам в окно», – говорят литвины. Schleicher. Lit. Märch].
В песнях скопцов, сложенных в чисто народном духе, нередко даже переделанных из народных песен, с соответствующим замещением некоторых слов или стихов новыми, лже-Христос их (Селиванов) величается солнцем, месяцем, например: «Благослови солнце, луна, – Над главами глава царь, – Благослови наш Искупитель… О, свет наше солнышко, – О, свет наше красное, – Сударь батюшка родимый…»
Другая песня, сложенная в честь того же Селиванова, начинается так: «Ты свети, свети, свети светель месяц, – Обогрей нас красное солнышко! – Прикатился к нам Государь батюшка…»[Надеждин. Иссл. о скоп. 73, 81] «Прикатился» – выражение прямо указывающее на уподобления лже-Христа «катящемуся» по небу солнечному кругу или колесу. Вообще, дорогие сердцу лица, жених, невеста, мать и пр., величаются народом ярким или жарким солнцем (серб.), красным солнышком (русс.) — Владимир Красное Солнышко в русских былинах.
Чехи, хорутане и сербы клянутся солнцем, а русские простолюдины – светом Божиим: «Чтоб мне свету Божьего не взвидеть«[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 66]. В большие праздники весенние и летние русский народ ходит караулить «играющее» при восходе своём солнце и приветствовать его песнями. В сербских рождественских песнях солнце, увидев рождество Христово, «од радости тринут (трижды) заиграше«[Петрановић. Срн. н. п. Босн. I, 42. Ср. также 44]. Купальская или петровская малорусская песня начинается так: «Из-за гори сонечко иде и грае», – или: «Заграло сонечко на Ивана, – Де сходить сонце, сходить, там грае». [Труды этн.-ст. эксп. III, 219 – Потебня. О куп. огн. 101]. «На Ивана рано – соунце играло», – поют белоруссы. [Шейн. Белорусские народные песни 170]. Некоторые купальские песни в припевах обращаются к солнцу: «Сонейко, сонейко!» – этим возгласом начинается каждый стих двух белорусских купальских песен, записанных Чечотом. [Czeczot. Pios. wiesn. 4. – См. также Шейн. Белорусские народные песни 153, 154]. Мораване гадают по солнцу, словаки и русские призывают его как божество в заговорах. [Срезневский. Об обож. солн. 42].
Многие обрядные изречения народ произносит, обращаясь лицом на восток или к самому солнцу. В сербской свадебной песне отец уговаривает дочь невесту обратиться к солнцу и помолиться истинному Богу и жаркому на востоке солнцу: «Окрени се сунцу на истоку, – Помоли се Богу истиноме – И жаркоме на истоку сунцу«[Петроновић, Ср. н. п. Босн. I, 81]. В болгарских песнях девушка смотрит на солнце и вопрошает его, или даже крестится на солнце: «К’рст си чини бела Ружа, – К’рст си чини срешта слънце«.[Каравелов. Пам. Болт. 214. – Веркович. II. н. Мак. Буг. I, 178]. «Выйду я в чистое поле, стану на восток лицом, на запад хребтом», – произносит великорусский заклинатель [Сахаров. Сказания русского народа. I, 23, 4], или: «Выйду на широку улицу, на восток лицом, на запад тылом, послонюсь и помолюсь»[Рыбников. Пес. IV, 251]. «На восток он (молодец) Богу молится», – читаем в русской былине [К. Данилов. Древ. р. стих. 176].
В Никоновой летописи свет христианской веры сравнивается со светом солнечным: «И бысть благочестие велие, а сияше вера христианская яко солнце«. [ПСРЛ IX, 64]. В древней повести о девицах смоленских, как игры творили, говорится о ночи, «в которое родился пресветлое солнце великий Иоанн Креститель«[Буслаев. Ист. оч. II, 14].
Солнцем праведным нередко именуется и Иисус Христос. Затмение солнца, наводящее ужас на человека, издревле служило в народном суеверии знамением предстоявшего общественного несчастья. По общему во всей северной Европе поверью, солнце во время затмения съедается злой силой: «И солнце не бысть светло, но аки месяц бысть, его же невегласи глаголют снедаему сущу», – так объясняли себе затмение и в древней Руси. В Литве верят, что змоки и чародеи постоянно нападают на солнце во время его бега – и оно от того меркнет. [Касторский. Нач. слов. миф. 56-57. – Narbutt. Mit. Lit. 127].
Солнце получило на народном языке наименования: бога, солнца – царя или князя, солнца божьего, чада божьего, солнца праведного, солнца красного, солнца светлого и тресветлого. Солнце призывают в песнях, причитаниях и заклинаниях, причем оно нередко, как у латышей и литвинов, именуется «матушкой», его просят проглянуть и осветить и обогреть землю, или подарить красоту, то есть озарить светом и очистить лицо от некрасивого вида, его вопрошают как всевидящего и всеведущего бога о том, что происходит в далеких местах, молят о покровительстве и помощи в разных случаях, наконец, обращаются к нему с сетованиями и жалобами на недолю.
а) Призывания солнечного света:
Болгарские девушки вызывают солнце, когда оно нужно бывает для сушки хлеба, сена и пр.:
Печи, печи слжнчице! [Каравелов. Пам. болг. 242] — Пеки, пеки, солнышко!
Из словинской песни (плач девушки): Sijaj, sijaj solnizhize! [Koritko. Slov. p. II, 105]. — Сияй, сияй, солнышко!
Из сербских песен:
– Жарко сунце, oбacјaј ми лице!
– Сини жарко од истока, сунце!
И разведри мое блиједо лице [Петрановић. Ср. н. п. Босн. 236. – Kubać. Juž.-slov. н. р. I, 92].
– Жаркое солнце, освети мое лицо!
– Свети жарко с востока, солнце,
И разведри (развесели) мое бледное лицо)
В Моравии дети в пасмурную погоду, смотря на тучи, поют:
Vyndi, vyndi, slunko,
Za (jak) mákovo zhiiko. [Sušil. Mor. n. p 723. – Ср. в русском областном говоре (Курск, губ. Обоян) «зёрнушко» – ласкательное слово: «Ты мое зернушко!» Доп. к Обл. слов. 67].
— Взойди, взойди, солнышко,
Как маковое зернышко.
Словаки поют:
Rej, slunečko, rej,
Hory, doly krej,
Povyskoč si vejše,
Na tej naši střeše,
Kolo udelej. – Представление о том, что солнце «колесом» идёт по небу, вообще представление солнца в виде колеса, свойственно всем славянам: «Vpoledne, spoledne slunečko kоlеm jde» (Sušil. Mor. n. p. 744). «Солнце колесом у гору идзець» (Терещенко. Быт русского народа. II, 470). «Колесом – колесом сонычко в гору йде». «Солнце закатилось« – говорят о наступлении ночи. В русской загадке солнце характеризуется так: «По заре зарянской катится шар вертлянский, никому его не обойти и не объехати» (Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 207). «Вже сонечко кружком, кружком«, «Уже сонце котыться« (Метлинский. Н. юж.-русс. п. 320, 321). Ср. также выше (стр. 163): «Прикатился к нам государь батюшка, только что перед тем именуемый «красное солнышко»»; (стр. 158) «Bog potoči svojo kolо» (словинс.). – Ср. также ниже (стр. 169) словацкую песню, начинающуюся словами: «kolo, slunko, kоlо«. В словацкой святоянской песне упоминается о голубе, который прилетел «z červeněho kruha», то есть с багрового (солнечного) круга [Čelakowsky. Slow. n. p. 221. Kollar. Nar. Spiew. I, 16.434].
Гей, солнышко, гей,
Покрой (своим светом) горы и долы,
Поднимись повыше,
На этой нашей крыше,
Ступай колесом.)
Из старопольской песни: Sviéč sviéč sl’oneczko! [Pauli. P. I. Pols. 31] — Свети, свети солнышко!
В Верхней Силезии приносят в дар солнцу особого рода печения –slońćęta, при этом пляшут и припевают:
Graj, si once, graj,
Tutaj sa tvoi slońćęta. [Hanuš. Bajesl. Kai. 176]. -Играй, солнце, играй, Здесь твои slońćęta.
Из великорусских песен:
– Взойди, ясное солнышко,
Обогрей нас, добрых молодцев,
Добрых молодцев, со девицами. [Костомаров. Слав. миф. 74].
При появлении солнца в светлое воскресение дети поют:
– Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детушки плачут.
Солнышко покажись,
Красное нарядись… [Сахаров. Сказания русского народа. II, VII, 75]
– Солнышко, вёдрышко,
Прогляни, просвети
Твои детки плачут…[Шейн. Русские народные песни I, 55. – Ср. Там же. I, 86-87]
Когда долго стоит пасмурная погода, дети вызывают солнце:
– Взойди, взойди, солнышко!
Сварим тебе борщику,
Поставим под елкою,
Покроем тарелкою,
Положим яичко,
Яично скатится,
Солнышко схватится.[Петрушевич. Общер. днев. 7]
Из свадебной песни:
Свети, свети, месяц,
Нашему короваю!
Проглянь, проглянь, солнце,
Нашему коровам [Сахаров. Сказания русского народа. I. III, 163].
Из причитания, коим окликают усопших родителей:
Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской тосковать. [Сахаров. Сказания русского народа. II. VII, 23.].
Из галицко-русской думки:
Ой убили Николайка под зелёным бучком…
Ой засвети, светле солнце, та и в тоты причовки…[Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. I, 229]
б) Просьбы о даровании красоты лица:
Из малорусских девичьих заклинаний:
– Сонечко ясне, красне, освичаешь гори, долини, освити мое личко, щоби мое личко було ясне-красне, як сонечко.
– Добрый день тоби, сонечко яснее! Ты святе, ты ясне-прекрасне; ты чисте, величие и поважне; ты освищаешь горы и долины и высокие могылы, – освиты мене, рабу Божу перед усим мыром, добротою, красотою, любощамы и мылощамы… Яке ты ясне, велычне, прекрасне; щоб и я така була ясна, велычна, прекрасна пред усим мыром хрыстыянским на викы виков, аминь. [Труды этн.-ст. экс. I, 93].
в) Вопрошения всевидящего солнца о том, что происходит в далеких местах. В одной чешской сказке солнце называется златоглавым Дедом-всеведом. [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 180; III, 390-391.]; просьбы о том, чтобы приснился суженый:
В болгарской песне молодая женщина, вышедшая замуж в далекой стороне от родительского дома, вопрошает солнце:
Іой, слънце, слънце, іой ясно слънце!
Високо греешь, редома гледашъ,
Дали виде, слънце, моя-та майка?
Моя-та майка, сльнце, и мои-те брате?
Мои-те брате, слънце, и мои-те сестре?
Мои-те сестре, слънце, и мои-те снахе?..[Веркович. П. н. Мак. Буг. I, 24.]
Эй, солнце, солнце, эй ясное солнце!
С высоты ты светишь, на всех равно глядишь,
Видело ли, солнце, мою мать?
Мою мать, солнце, и моих братьев?
Моих братьев, солнце, и моих сестер?
Моих сестер, солнце, и моих снох?..
В Сербской свадебной песне «Млада Стана сунце заклинаше»:
О тако ти, мoјe сунцо жарко!
Тако сјало, никад не тамнело!
Јеси љ данас преко Рисна сјало?
Јеси љ Косту дворе обасјало?..
О ты, мое жаркое солнце!
Ты так светило, никогда не померкало!
Светило ли ты сегодня над Рисаном?
Освещало ли двор Косты (Константина)?..
Далее она расспрашивает солнце о том, как веселятся её жених и его родня и т.п.
В другой свадебной песне девушка становится против «жаркого солнца», кланяется и точно так же задает ему вопросы о том, что делает её возлюбленный, вспоминает ли он о ней, пьёт ли здравицы в её честь.
Девушки в Среме, чтобы увидеть во сне будущего жениха, молятся вечернему солнцу, показывая на венок:
Сунашце на заоду! Као што ти овај венац сада видиш, тако јасно и лепо дај да и ја у сну ноћас видим онога, који ми јеe од Бога суђен.[Караџић. Жив. н. срн. 114, 326. – Петрановић. Срн. н. п. Босн. 77]
— Солнышко на заходе! Как ты теперь видишь этот венок, дай мне так же ясно в эту ночь увидеть во сне того, кто мне сужден от Бога (моего суженого).
В словинской (крайнской) песне женщина, находящаяся в разлуке со своим больным ребёнком, смотрит в окно на восходящее из-за горы солнце и обращается к нему с вопросом:
Kaj te prásham, tí rumêno sónze,
Kaj mòje bóino dètįze déla?
Что спрошу тебя, ты, румяное солнце,
Что делает моё больное детище?
Вечером она с тем же вопросом обращается к месяцу. [Koritko. Slov. p. I, 117-118.].
Со времен татарщины, вероятно, сохранился возглас к солнцу русских мальчиков:
Сонечко, сонечно, скажи, віткіля татаре йдуть? [Номис. Укр. приказ. 337]
г) Молитвы о покровительстве и помощи в разных случаях:
Из сербской свадебной песни:
Брат отпускает, проважает сестру свою, при закате солнца. Правой рукой он держит узду, а левой машет на солнце, говоря:
Лако полако, сунашце жарко,
Док ceja Неда из двора подје,
Из двора подје, у други додје. [Kuhač. Juž-sl. n. p. IV, 46]
Тихонько, потихоньку (заходи) жаркое солнышко,
Пока сестра Неда не пойдет из двора,
Не пойдёт из двора, не дойдет до другого.
Из словацкой песни:
Kolo slunkо, kolo, bud’ poledne skoro.
Este slunko kolej, bud’ poledne skorej.
Slunatečko moje postoj že mi v miere,
Pokel ml sbereme toto pole bielé.
Sedaj slunko, sedaj, rovenku si hledaj,
Kym rovenku najdeš, az na čisto zajdeš.
Sedaj slunko, sedaj, frajera mi hledaj.
«Veru nezasednem pokul ho nenajdem«.[Кollar. Nar. Spiew. II, 338]
Колесом, солнышко, колесом, будь полдень скоро,
Ещё быстрее, солнышко, колесом, будь полдень скорее.
Солнышко мое, постой же в меру (?),
Пока мы не соберём хлеб с белого поля.
Садись, солнышко, садись, ищи себе ровню,
Когда найдешь себе ровню, совершенно зайдешь.
Садись, солнышко, садись, ищи мне жениха!
– «Конечно не сяду, пока его не найду». (– Под словом «ровня» вероятно следует здесь понимать солнцева жениха – месяц)
Из великорусских заклинаний:
– При отыскивании клада. «Матушка, красное солнце! Как ты освещаешь своим светом видение зрака, такожде покажи рабу Божию (имярек) поклажу сию. (Симб. губ.). [Майков. Великорусские заклинания 108] – Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали кукол и полынь траву! (Южн. Сибирь).[Гуляев. Этн. оч. 57] – Праведное ты, красное солнце! Спекай у врагов моих, у супостатов, у супротивников, у властей воевод и приказных мужей, и у всего народа Божьего, уста и сердца, и злые дела и злые помыслы, чтобы не возносились, не промолвили, не проглаголали лиха супротив меня. (Новгор. губ.).[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 417] – На укрощение гнева матери. Солнце ясное, звезды светлые, небо чистое, поля желтые – все вы стоите тихо и смирно, так была бы тиха и смирна моя родная матушка по все дни, по все часы, в ночи и полуночи.[Сахаров. Сказания русского народа. I, II, 20] – Присушка. Стану я на сырую землю, погляжу на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болота, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба божия (имярек) о мне, рабе Божием (имярек) – очи в очи, сердце в сердце, мысли в мысли; спать бы она не засыпала, гулять бы она не загуляла. [Майков. Великорусские заклинания 17]. Здесь, как и в предыдущем примере, находим не прямое молитвенное обращение к солнцу, а как бы требование по аналогии – образ выражения, весьма обыкновенный в заговорах не только славянских, но и других народов, и унаследованный народами из глубокой древности.
д) Обращения к солнцу в плачах и сетованиях:
В Краледворской рукописи читаем:
Aj ty slunce, aj slunéčko!
Ту li si žalostivo,
Čemu ty svietiš na ny,
Na biedné ludi? [Beneš. Hermanov]
Ax ты солнце, ах солнышко!
Отчего ты так печально,
Зачем ты (так печально) светишь на нас,
На бедных людей?
Из плача Ярославны (в «Слове о полку Игореве»):
Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси: чему, господине, простре горячую свою лучто на ладе вой?
Кроме приведенных примеров, в песнях и обрядных наречениях всех славянских народов, встречаем обращения к солнцу, именуемому также «богом», «богом на небе» или «на высоте» – обращения, которые ныне нередко понимаются народом как бы отнесенными к христианскому Богу, но которые, несомненно, свидетельствуют о замещении в них имени солнца именем Бога. Впрочем, в иных случаях название Богом именно солнца не может подлежать никакому сомнению, так как оба названия встречаются рядом.
В моравской песне просят Бога «светить», – просьба эта, разумеется, относится к солнцу:
Svttaj Воžе, svitaj,
Со by spěšej den byl. [Sušil. Mor. n. p. 635]
Засвети, Боже, засвети,
Чтобы скорее наступил день.
Словаки поют:
Svitaj Boze, svitaj,
Aby skor mrkalo.[Čelakowsky. Slov. n. p. I, 77.]
Засвети, Боже, засвети,
Чтобы скорее рассветало.
В плаче Ярославны солнце названо господином, господом или богом.
В малорусской песне читаем:
И к сонечку промовляе:
«Поможь, Боже, чоловику».[Метлинский. Н. юж.-р. п. 57]
На Украине обращаются к солнцу:
– Сонечко, сонечко! Одчини (открой), боже, виконечко (окошечко).[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 161]. Солнце, по народному представлению, светит с неба через окошко.
В малорусских и галицко-русских свадебных песнях просят Бога «светить короваю», – просьба эта относилась к месяцу и солнцу, – замещение очевидно:
– Засвети, Боже, из раю
Нашему короваю.[Малорусс. думы. 89]
– Милый Боже, великий наш буде коровай.
– Проси Бога Марисенько,
Щоб Бог дал,
Щоб ти ся коровай вдал,
Як день белый,
Як Бог милый,
Як ясное соненько,
Что светит в оконенько.
Во всех этих мало- и галицко-русских примерах солнце непосредственно называется «богом», «милым богом». Ср. величание солнца «милым богом» в латышской песне.
В других галицко-русских свадебных песнях, которыми сопровождаются разные действия, совершаемые при свадебном обряде — плетение свадебных венков, украшение свадебного деревца и пр., обращения к Богу и Богородице, которых приглашают сойти с неба, очевидно, также первоначально относились к небесным светилам, именно к солнцу и луне. Таковы, например, следующие возглашения:
— Сойди, Господи, з неба!
Бо нам тя за все треба,
Веноньки зачинати,
Щастечком укладати.
— Сступи, Боже, з неба!
Теперь же тя нам треба.
Зачни нам веселяйко
На наше подворяйко,
Тихое, веселое,
Абы було щасливое!..
— До нас, Боженьку, до нас!
А в нас теперь гаразд,
И ты, Божая Мати,
Вступай же нам до хаты!
Будешь нам помогати
Деревце збирати,
Всеми пятьма палцями,
Шостою долонею,
Щобы з доброю долею!
— Благослови, Боже,
И ты, Божая Мати,
Деревце убирати. [Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. II, 99, 102, 639, 640; III. II, 244, 370]
На Украине восклицают: Сонце би тя побило! в том же смысле, как: «щоб тебе Біг (Бог) покарав!»В подобного рода клятвах призываются, впрочем, по преимуществу злые демоны и силы: Пекло, Чёрт, Див, Чёрный бог и т.п. [Номис. Укр. приказ. 3666, 3697] В малорусских и галицко-русских песнях встречаем, кроме того, возгласы и припевы вроде следующих:
— Боже, з неба высокаго! [Максимович. Гол. укр. н. 6]
— Славен еси, гей славен её и, наш милый Боже,
На высокости, славен еси! Подобные возглашения встречаются в многочисленных рождественских песнях, называемых колядками.[Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. II, 6, 7].
В великорусской святочной песне встречаем величание:
Уж как слава Богу на небе, слава! [Нов. всеоб. пес. 187]
В польских песнях находим возглашения:
— О Bože, Bože w wysokoši!
— О Bože, moj Bože,
Zwysoklegonieba! [Roger. P. I. Pols. 109, 241]
В заключение приведу ещё два примера, в которых девушка вопрошает бога о своем возлюбленном, или просит, чтобы он ей приснился. Сравнение этих примеров с вышеприведенными позволяет с некоторой вероятностью предполагать, что и здесь произошло замещение имени солнца именем Бога.
В хорватской песне девушка восклицает:
Da mi je znati, Воže moj,
Gdi se nalazi dragl moj. [Кuhač. Juž.-sl. n. p. II, 46]
Кабы мне знать, Боже мой,
Где находится милый мой.
Из моравской песни:
Dé mnē Bože ten dar
Со se mně v nod zdál.
Pod našem vokénkem
Hezké šohajek stál. – С молитвами о женихах и вообще о предметах любовных девушки охотно обращаются и к святому Георгию, заместившему, в народном сознании божество солнца.[Sušil. Mor. n. p. 224]
Даруй мне Боже (чтобы совершилось) то,
Что мне приснилось в эту ночь:
Под нашим окошком
Стоял прекрасный юноша.
Приведенные молитвенные возглашения, обращаемые к солнцу и в наше ещё время всеми славянскими народами, также уцелевшие ещё в народе остатки почитания и боготворения солнца, проявляющиеся в указанных поговорках, обычаях и обрядах народных, вполне подтверждают справедливость письменных свидетельств о поклонении солнцу у древних славян: Халкондилы – о чехах, мусульманских писателей – о балтийских славянах, писателей русских – о русских. Старинные христианские писатели сравнивали веру христианскую, праведников, святых и самого Христа с солнцем. Кирилл Туровский (XII век) в поучениях своих, между прочим, выражается так: «Просветятся телеса им (праведникам) яко солнце, по добродетели их«, – или: «Везиде бо нам от гроба праведное солнце Христос». [Калайдович. Пам. XII в. 21, 101].
Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ. 3. Олицетворение солнца у Южных славян