Наряду с древним культом домашнего очага и антропоморфными матриархальными богинями природы, у скифов существовал и патриархальный культ предка-родоначальника.
Геродот сообщает, что своим отцом и верховным богом скифы называли небесного бога Папая. Геродот приравнивал Папая по созвучию с греческим словом «паперос» — «πατέρας» — ОТЕЦ. К греческому богу — небесному отцу Зевсу. В глубокой древности Зевса в Элладе именовали «патир» — «πατήρ» — patír — отец. В эпоху родового общества Зевса почитали, как владыку дома, главу патриархальной семьи и «отцом всех богов и людей» — «πατηρ ανδρων τε θεων τε» древней Эллады.
Скифы считали Папая своим родоначальником, супругом скифской богини земли Апи и отцом богини реки Борисфена (Днепр). Папай — небесный бог, соответствовал, по замыслу Геродота, небесному громовержцу Зевсу, отцу богов и людей.
По-видимому, именно, небесный бог Папай представлен на уникальном скифском навершии, найденном в одном из курганов в центральной области скифов (ныне Днепропетровская обл.)
В центре конического навершия изображена нагая фигура бородатого бога Папая, над ним летящая птица с распростёртыми крыльями.
С четырёх сторон света его окружают стилизованные отростки, украшенные фигурками четвероногих животных и увенчанные четырьмя летящими птицами с длинными изогнутыми шеями и головами грифонов, держащими в клювах, на хвосте и на крыльях звенящие колокольчики, весящие на длинных цепочках. При встряхивании навершие издаёт мелодичный звон.
Скифский верховный бог Папай, окружённый птицами небесными, играл роль могучего оберега, который своим видом и звоном колокольчиков отгонял злых духов и оберегал своих земных детей.
К концу IV — началу III века до н.э. образ патриархального божества Папая, постепенно, выдвигался на первое место, оттесняя матриархальные женские божества на второй план. Сопоставляя сюжеты двух ритонов из кургана Карагодеуашха и из Мерджан, относящихся примерно к одному времени, мы видим, что бог-мужчина занимает доминирующее положение.
На одной из диадем боспорского царя Рискупорида III (211-229 гг.), найденной в 1837 г. в кургане села Глинище (в Керчи), бог изображен в виде всадника, сидящего на коне и приветствующего богиню, сидящую перед жертвенником.
На скифском надгробии изображён верховный бог Папай передающий священный ритон скифскому войну. Близкое по сюжету изображение есть на бляшке золотого венца из погребения, открытого в 1841 г. близ Керченских каменоломен и на золотом венке, найденном в Керчи в 1910 г. Греческая богиня победы Ника венчает золотым венцом всадников.
Танаис — античный город, существовавший с III в. до н. э. по V в. н. э. в устье реки Дон (река Танаис), в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у посёлка Недвиговка, крупнейший в России археологический музей-заповедник.
В I веке н. э. входил в состав Боспорского царства. Поскольку город Танаис был торговым, в нём поклонялись греческому божеству Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a) – сыну Зевса и Геры (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra), в древнегреческому богу торговли, дающему богатство и доход в торговле, богу атлетов, вестнику богов, покровителю путников.
Статуи Гермеса ставили и на погребальных скифских курганах, где он охранял границы ведущие в потусторонний мир. Неудивительно, что область, где царские скифы хоронили своих умерших называлась Геррос. Легендарный Геррос, описанный Геродотом, был традиционным местом скифских курганных погребений, и на каждом кургане стояло каменное скифское изваяние, которое называют «скифскими бабами». Теперь становится понятным скифское выражение: «отправить к праотцам» — «послать на Геррос». Археологи находят изображения Гермеса в домах купцов и торговцев Танаиса.
Танаиты считали покровителем города речного бога Танаиса и устраивали в его честь празднества. Бог Танаис на Дону, был подобен богу Борисфену, почитаемому в Ольвии. Его изображение мы видим на монетах Ольвии. По свидетельствам античных греческих авторов, бог Танаис был сыном Океана и Тефиды, и почитал лишь одного бога войны Ареса. За это греческая богиня Афродита наказала его страстью к своей матери. Танаис покончил с собой, кинувшись в реку, с тех пор река стала носить его имя — Танаис (Дон).
Жители античного Танаиса почитали бога-всадника. Конный бог изображён и на мраморном рельефе, найденном в городище у посёлка Недвиговка, с надписью о праздновании дня Танаиса. Длиннобородый всадник с ритоном в руке, изображен перед горящим пламенем алтаря, за которым находится дерево обвитое змеёй.
С.А. Жебелев считал, что этот сюжет близок изображениям конного бога на фракийских посвятительных рельефах. Светоносному богу, попирающему поверженного противника, уподобляется и Царь, почитающий бога.
Небесное божество скифов — Папай, олицетворял небо, его изваяние и устанавливалось на вершине каждого скифского кургана, как символ небесного мира, куда попадают после смерти души умерших — к Отцу Небесному. Тела умерших принимает богиня земли Апи (Мать-Земля).
Папая изображали хорошо вооружённым воином, его оружие топор — секира, стрелы, короткий меч — акинак.
Множество скифских Баб (Бабай -Папай) можно встретить на территория Причерноморья, Кубани, Приуралья и Алтая.
Удивительный образ человеко-зверя в скифском колпаке (фракийский колпак), скифского война-коня, вооруженного секирой мы видим на уникальном барельефе христианского Георгиевского собора, построенного в 1234 году в местечке Юрьев Польской, Владимирской области в России.