Многие путешественники, побывавшие в Крыму, назовут мыс Фиолент одним из красивейших мест полуострова. Высокие обрывистые берега, изумрудное море, яркое южное солнце оставляют неизгладимое впечатление. Однако немногие знают, что место это не только красивое, но и легендарное.
Если посмотреть на побережье Георгиевского монастыря, то справа мы увидим высокую скалу, выступающую в море, а рядом с ней, прямо в воде, две скалы поменьше. Называются эти скалы Орест и Пилад, в честь античных героев одного из самых известных мифов Древней Греции.
Орест принадлежал к роду Пелопидов. Его прадед Пелоп (эпоним Пелопоннеса), сын Тантала и внук самого Зевса. Орест был младшим из четырёх детей и единственным сыном Агамемнона. Его мать Клитемнестра, дочь спартанского царя Тиндарея и Леды.
Пилад (др.-греч. Πυλάδης) сын царя Строфия и Анаксибии — сестры Агамемнона.

жертвоприношение Ифигении, фреска в Помпеи, 1 век.н.э.
Древнегреческий миф рассказывает об Ифигении.
ИФИГЕНИЯ (греч. Ίφιγένεια), в греческой мифологии дочь царя Агамемнона и Клитеместры. Когда греческий флот, направлявшийся на Троянскую войну, задержался в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление, нанесённое ей Агамемноном, и требует принести ей в жертву царскую дочь Ифигению. Уступая настойчивым требованиям ахейского войска, а также Одиссея и Менелая, царь Агамемнон вызвал Ифигению в Авлиду под предлогом её бракосочетания с Ахиллом.

Жертвоприношение Ифигении и замена её ланью. 1757 г. Художник Джованни Батиста Тьеполо.
В момент жертвоприношения Ифигения была похищена с алтаря богиней Артемидой, заменившей её ланью (медведицей или тёлкой). Имя богини Артемиды может быть связано с греческим árktos «медведь» (от Прото-ИЕ *h₂ŕ̥tḱos), что подтверждается культом медведя, который богиня имела в Аттике (святилище Браурония), и неолитическими останками медведя в пещере Аркудиотисса.
Саму же Ифигению богиня Артемида перенесла в Тавриду и сделана жрицей в своём храме, где она должна была приносить в жертву всех чужеземцев, захваченных таврами в плен.

Монета из Херсонеса Таврического с Артемидой, Оленем, Быком, Палицей и Колчаном. в. 320–290 до н.э. Надпись на аверсе: ХЕР, Артемида Парфенос (Дева) и лань, на реверсе: ДИАГОРА, Бык (Таврос) на палице, бодает вправо.
Еврипид упоминает древний образ богини «Артемиды Таврийской». Считалось, что деревянный кумир богини Артемиды, хранившийся в Таврии, обладал божественной силой.

Ифигения в Тавриде, художник Серов
Так прошло много лет. Целое десятилетие длилась Троянская война, закончившаяся победой греков. Вернувшийся с войны домой царь Агамемнон был убит любовником своей жены Клитемнестры. Единственному сыну Агамемнона — Оресту (др.-греч. Ὀρέστης — «горец; тот, кто стоит на горе») пришлось бежать в соседний город Фокида, где он воспитывался с Пиладом. С детства Орест и Пилад были близкими друзьями, двоюродными братьями и побратимами.

Орест убил свою мать Кретиместру, она разбудила богинь мести Эринии, Аполлон и Артемида принесли в жертву поросёнка.
Когда Оресту исполнилось 18 лет, он отправился в Дельфы чтобы спросить оракула храма Аполлона, следует ли мстить за убийство отца, и тот ответил, что за смерть отца надо отомстить и матери, и её любовнику Эгисфу. Оракул Аполлона объявил, что, отомстив, царевич Орест будет очищен от скверны, а отказавшись от мести, будет жестоко наказан безумием и болезнями.
Орест выполнил волю Аполлона. Клитемнестра и её любовник пали от рук юного мстителя, но за юношей погнались богини возмездия Эринии. Согласно мифам, сам бог Аполлон подарил Оресту лук, чтобы обороняться от эриний. На суде Орест был оправдан и в благодарность Афине воздвиг на холме её алтарь.
Орест снова отправился в Дельфы и объявил перед святилищем Аполлона, что покончит с собой, если не избавится от богинь мести. Оракул Аполллона предсказал царевичу, что его несчастья закончатся, если он побывает в Тавриде на северном берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря) и, выкрав из храма Девы, привезёт в Элладу чудодейственную деревянное изваяние богини Артемиды.
В опасное путешествие в Тавриду Орест отправился вместе с другом и побратимом Пиладом на 50-вёсельном корабле. Спрятав судно у прибрежных скал, юноши прокрались к храму Девы, но их заметили местные пастухи, связали и привели к царю тавров Фоапту и он велел принести чужеземцев в жертву богине Деве-Артемиде.

«Ифигения в Тавриде.» поэма Еврипида.
Наутро юношей привели в храм и подвели к алтарю, где их с мечом в руках уже ожидала жрица Ифигения, они могли бы погибнуть, но брат и сестра узнали друг друга. Рискуя своей жизнью, жрица решила спасти родного брата и кузена. Она объявила царю, что статуя богини Артемиды осквернена и её, а также обе жертвы, приведённые на заклание в храм, необходимо омыть в море и совершить над ними очистительный обряд. Набожный Фоапт согласился на это.

фреска из Помпей, Орест и Пилад у таврского царя Фоанта
Когда слуги царя принесли статую Девы-Артемиды на берег моря и привели связанных пленников, Ифигения велела им удалиться, дабы не видели они таинства обряда, и когда стражники ушли, она освободила Ореста и Пилада и вместе с ними и священной статуей Артемиды взошла на греческую галеру, спрятанную за скалой. Гребцы быстро вывели судно в открытое море. Когда тавры, удивлённые, что так долго совершается обряд, вернулись на берег, они увидели удаляющийся корабль.

Скалы Орест и Пилад у мыса Фиолент в Крыму
Однако судьба принесла Оресту и его спутникам ещё одно испытание — страшная буря опять прибила корабль к берегу Таврии. И несдобровать бы грекам, если бы не пришедшая им на помощь богиня Афина, которая явилась к таврскому царю Фоапту и потребовала, чтобы тот немедленно отпустил греков вместе со статуей богини Девы-Артемиды. Афина была настолько могущественна, что царь не решился ей прекословить.
Так Ифигения спасла Ореста и Пилада и они вместе возвратились в Грецию, прихватив с собой деревянную статую Девы-Артемиды. Вернувшись на родную землю Ифигения продолжала служить жрицей храма Артемиды Таврополос (Artemis Tauropolos) в аттическом поселении Браврона (греч. Βραυρώνα) в заливе Петалия Эгейского моря. По преданию на холме у города было построено святилище Артемиды Таврополос, её культ был учреждён Орестом и Ифигенией, когда они вернулись из Тавриды с деревянным кумиром Девы-Артемиды, которую установили в Галах Арафенидских (др.-греч. Ἁλαί Ἀραφηνίδες).
Орест воцарился на отцовском престоле, а Пилад женился на прекрасной Электре, сестре Ореста и Ифигении.

Протома богини Артемиды, найденная в Крыму. Фрагмент. IV в. до н. э
В историческое время в поселении Браврона показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах деревянную статую Артемиды, привезённую из Тавриды. Один раз в четыре года во время праздника в честь Артемиды Бравронии (греч. Βραυρώνα) участвовали юные жрицы (девочки от 5 до 10 лет), одетые в выкрашенные шафраном одежды, осуществляли торжественные церемонии в честь Артемиды, они исполняли ритуальные танцы, надев медвежьи шкуры, юные жрицы назывались ἄρκτοι «медведицы».
Многочисленные статуэток детей 5-10 лет, а также рельефы, найдены в северной части святилища вечно юной Артемиды Таврополос, относящиеся к IV веку до н. э., показывают, что существовала традиция посвящать богине детей, которых называли «медведицами». По преданию богиня Артемида убила священного медведя и должна была искупить свою вину, воспитывая в святилище девочек-«медведиц».
С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды нимфы Каллисто, превращенной ею в медведицу, в этом видят следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.
Миф о спутнице Артемиды нимфе Каллисто.
Каллисто была дочерью царя Ликаона, одного из первых царей Аркадии. Она была одной из нимф богини охоты Артемиды, все нимфы дали богине обет дКаллисто была дочерью царя Ликаона, одного из первых царей Аркадии. Она была одной из нимф богини охоты Артемиды, все нимфы дали богине обет девственности.
Красота Каллисто привлекла Зевса, он и соблазнил бедную красавицу нимфу. Через некоторое время Артемида увидела, что Каллисто ждёт ребёнка. В ярости, что Каллисто нарушила обет девственности, Артемида изгнала её из своего круга.
Беременная Каллисто бродила в одиночестве в густых лесах Аркадии и вскоре под большим платаном она родила сына и назвала его Аркадом. Узнав об этом, Артемида разгневалась ещё больше и превратила Каллисто в медведицу.
Много лет прошло после этого случая и однажды медведица-Каллисто встретила в лесу своего сына. Аркад стал красивым юношей и хорошим охотником. Когда перед ним появилась медведица, которая бросилась к нему, желая обнять сына, но Аркад был готов убить её, не зная, что это его мать.
Однако Зевс, наблюдавший за жизнью Каллисто и Аркадом, не позволил свершиться несчастью, он вознёс сына и его мать на небо, превратив их в два созвездия — Большая медведица и Малая медведица. Теперь мать и сын всегда рядом.
Таким образом сводились воедино культ и миф об Ифигении, созданный в Греции на протяжении VII-VI вв. до н. э. и распространившийся далеко за её пределами [Геродот (IV 103), сообщал о существующем у скифов в Тавриде культе богини Девы (местная ипостась греческой Артемиды), скифы называют эту богиню Ифигения, дочь Агамемнона. (Согласно Павсанию (II 35, 2), Артемида иногда носила прозвище Ифигения].
В мифе об Ифигении и чудесной замене её на жертвенном алтаре животным сохраняется воспоминание о первоначальных людских жертвоприношениях, которые были обычными в эпоху первобытной дикости, но затем воспринят как недостойная греков жестокость «варварского» мир. Выбор животных, заменяющих человека в жертвоприношении Артемиде, указывает на древнейшую зооморфную стадию в представлениях о божестве. Почитаемая первоначально в облике лани или медведицы богиня Артемида позднее стала принимать в жертву именно этих животных.
Вот такие необычные скалы Орест и Пилад расположены в черте Севастополя.
Что же касается науки, а не мифологии, то скалы эти — часть древнего палеовулкана. 150 млн лет назад на юго-западной оконечности Крыма произошло извержение вулкана. Потоки лавы под влиянием тектонических сил и моря сформировали мыс, скалы и множество крохотных бухточек.
Подтверждение этому — структура двух скал, Крестовой и Святого Явления — кратеров-паразитов. Она полностью трубчатая, а с обеих сторон мыса Фиолент береговой обрыв состоит из застывших натёков лавы и туфа. Сверху они покрыты известняками, а в вертикальных обрывистых срезах скалы встречаются жилы яшмы, сердолика и халцедона…
Фото Юрий Югансон