Пасха — один из самых любимых христианских праздников, который празднуют и православные христиане и католики во всём мире, но в разные дни. Хотя бывают и совпадения, например в 2014 году православные христиане и католики праздновали Пасху в один день 24 апреля.
В 2018 году Светлое Христово Воскресение православные христиане будут праздновать 8 апреля (по Юлианскому календарю), а католики — 1 апреля (по Григорианскому календарю).
Когда произошёл Церковный раскол?
Более тысячи лет Христианская церковь была единой, но 16 июля 1054 года произошёл раскол, Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами. В этот день Кардинал Гумберт передал от Папы римского анафему Патриарху византийской христианской церкви, в ответ на это, Патриарх Константинопольский Михаил на церковном соборе отлучил Папу римского от Христовой Церкви. С 1054 года Ортодоксальная Восточно-христианская церковь и католики Римско-католической церкви по разному исчисляют даты христианских праздников.
Пасха — главный христианский праздник, установленный христианской церковью, и несущий в себе идею Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому Пасха не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.
Кулич с Пасхою приносим, разговеться вас мы просим!
Подготовительные обряды к празднованию Пасхи остались едиными для православных христиан и католиков.
Пасхальным праздникам предшествует Великий пост, когда все христиане очищают не только тело, но и свои души.
В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи — главного праздника в православии. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости.
Православные христиане перед Пасхой тщательно очищают свой дом, пекут Пасхальные куличи, красят яйца, собираются всей семьей.
Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье.
Пасхальный тропарь — самое главное и торжественное песнопение праздника Пасхи в Восточной Православной Церкви и тех Восточных Католических Церквей, которые используют византийский обряд.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав!»
Христианская теология отрицает предсуществование души, но в остальном довольно точно повторяет платоновскую антропологию. Человеческая душа сотворена Богом, чтобы быть Им спасенной и взойти на Небо. Поэтому и в христианстве центральную роль играет смерть, которая в случае Исуса Христа становится путём к небесной вечной жизни. Так складывается телеология смерти, тесно связанная и с причиной появления человека в мире телесных форм: душа нисходит к человеку, чтобы взойти в Небо, вернувшись на Родину, к Богу, который и является её естественным местом вечной жизни.
Во время праздника Пасхи все христиане поздравляют с праздником родственников и друзей, ходят в гости с куличами и «крашенками», обмениваются пасхальными крашенными яйцами, трижды целуются -христосуются, желают хозяевам счастья и процветания со словами: «Христос Воскресе!» и с искренними пожеланиями здоровья и добра друг к другу, в ответ слышат: «Воистину Воскресе!» и трижды целуются.
Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие жизни и воскресение Ииссуса Христа.
Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гулянья, которые раньше продолжались всю Светлую неделю Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней.
Важный символ православной Пасхи – праздничный пасхальный кулич (пасха) круглой формы, напоминающий круг солнца. Хозяйки готовили праздничное тесто для кулича в пятницу, после Чистого Четверга. Хозяйка дома надевала чистую одежду и мыла руки и с молитвой, дважды просеивала сквозь сито согретую возле печи муку. С молитвой, хозяйки замешивают пасхальное тесто, а на готовом тесте ладонью делают знак креста. Удачно выпеченный кулич считается хорошим прогнозом для всей семьи на целый год. Приходя в гости, хозяйки часто обмениваются рецептами хорошо получившейся творожной Пасхи.
Верх готового пасхального кулича украшали сахарной пудрой, крашеным пшеном и крестом, символом крестного терпения Христа. Вокруг Пасхи на блюдо выкладывают пасхальные «крашенки», и колоски — символ урожая.
Символы праздника Пасхи — крашеные яйца или пасхальные «крашенки», на юге России их называют «писанки». Пасхальные яйца искусно расписывают особыми узорами и цветами.
История христианской Пасхи уходит в далёкое прошлое. Обычай дарить друг другу крашеные яйца на Пасху появился ещё в I веке от Рождества Христова.
Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился в этом, сказав:
«В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!»
И в тот же момент белое яйцо стало алым. Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Обычай расписывания яиц очень древний.
Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яйца — символы воскрешения из мёртвых.
Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи.
Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Спасителя.
Ниже ромбов, по центральному кругу яйца мы видим взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец — хоровод.

Печать из Махенджо-Даро. Рождество Рудры и 7-жён-мироносиц в хороводе танца
Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро. Назывался танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли семь мироносиц, танцующих в хороводе по кругу, символе времени, имеющем замкнутый цикл — от рождения до смерти и снова возрождения. На печати из Махенджо-Даро отображён момент рождения бога Рудры (рудый, красное солнце). День зимнего солнцестояния 21-22 декабря считается днём рождения нового Солнца.
В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери — птица и рыбы.
Те же символы птицы и рыбы на печати из Махенджо-Даро изображены над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощения Великой богини Матери.
Изображение рыбы на печати из Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой богини Матери.
Свастические символы пришли в Минойскую цивилизацию острова Крит вместе с индоевропейским народом через Малую Азию на остров Крит.
Символически свастика рассматривается как движение по кругу семи звёзд, танцующих в хороводе вокруг Полярной звезды. Этот хоровод из семи звёзд\жён-мироносиц мы видим в изображении свастики вокруг Великой Матери, изображённой на амфоре найденной на острове Крит.
На вазе найденной в Кносском дворце царя Миноса на острове Крит, изображена Великая богиня Мать с традиционно поднятыми руками, держащая на своих руках птиц небесных. У ног Великой Матери с двух сторон изображены два рычащих льва — символ власти, под правой рукой богини голова жертвенного быка, на платье богини спереди изображена рыба.
В христианстве символом Христа стало изображение рыбы. По гречески Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — это древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς
Обычай освящения Пасхальной еды стал известен Европе с VIII века.
Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта, скифская богиня АПИ) Eastre (Eostre), от прото-герм. *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня прото-ИЕ корня* aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); прото-итал. *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший».
В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. С 1825 г. в Британии стало известно Пасхальное яйцо. С 1888 г. в праздновании Пасхи в Англии появился Пасхальный кролик.
Пасхальные яйца издревле принято красить в отваре луковой шелухи, отчего все яйца приобретают медно-красный золотистый цвет.
Красное Пасхальное яйцо напоминает о крови, пролитой Иисусом Христом на кресте, и символизирует появление новой жизни.
Обычаи на Пасху.
С Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гулянья в Светлую Пасхальную неделю проводились на открытом воздухе.Девушки традиционно водят хороводы, и поют обрядовые хороводные песни. На все дни Святой недели для простого народа устраивали ярмарки, с качелями, каруселями, балаганами, где выступали комедианты.
Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.
Качание на Качелях признавалось обязательным для молодежи и воспринималось как магический способ «подвигнуть» девушку или парня к супружеству. Возле качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся на гуляньях с утра до ночи.
«Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные качели» (в складчину) и возле этих качелей образуется не что вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».
На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской губерниях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха Все эти действия сопровождались качальными припевками:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.
Освящённые в церкви Пасхальные яйца девушки клали в первый день Пасхи в воду и умывались этой водой, чтобы быть красивыми, а отец девушки бросал в воду для умывания монеты, чтобы дочь была не только красивой, но и богатой.
Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание «крашенок» — варёных крашеных яиц. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриная яиц на Пасху зачастую подносили домочадцам золотые или позолоченные яйца, символизировавшие приход весеннего солнца.
Карла Фаберже создал между 1885 г. и 1917 г. великолепную серию миниатюрных ювелирных изделий для российской императорской семьи и частных покупателей. Изготовление каждого пасхального яйца занимало почти год работы целой команды ювелиров. Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году для императрицы Марии Фёдоровны.






Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.