Константин Великий.
Император Константин, как и все предыдущие римские правители, был язычником и посещал языческие святыни в священной роще бога солнца Аполлона. В 312 году Константину во сне явился Христос, повелевший начертать на воинских щитах и знамёнах римской армии греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий:
«Ἐν τούτῳ νίκα» (лат.: «In hoc signo vinces»; др.рус.: «Симъ побѣдиши»; рус.: «Под этим знаком ты победишь»). В православной христианской традиции лозунг утверждает всепобеждающую веру в Христа.
На картине Рафаэля изображена сцена произошедшее перед битвой, видение Креста и греческие письмена: «Ἐν τούτῳ νίκα» в небе.
Согласно церковному преданию, накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мульвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак (Евсевий, «Жизнь Константина», I, 28). Вот как император Константин описал его, в передаче Евсевия:
«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ΤΟΥΤΟ ΝΙΚΑ [греч.: ἐν τούτῳ νίκα (рус.:сим побеждай)]».
Константин Великий опубликовал 313 году н.э. Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanense), согласно которому прекращались всякие гонения на христиан. Христианам позволялось исповедовать свою религию, но при условии, что они будут молиться Богу за процветание Римской империи.
Буквы ΧΡ (Хи-Ро) являются монограммой имени Христа по-гречески ΧΡΙΣΤΌΣ. Скрещённые между собой буквы Χ (хи) и Ρ (ро) называют Хризма. По краям монограммы имени Христа помещают греческие буквы Альфа и Омега — Α и ω.
Употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровения 1:8; Откр. 22:13), восходит к тексту пророка Исаии: «Я первый и Я последний» (Ис.44:6;48:12). Хризма с апокалиптическими буквами как знак спасения и воскресения часто связана с погребениями, напоминает о переходе от конца (смерти) к началу (вечной жизни).
С чудесного явления Хризмы началась христианская эпоха в Византии. Из тайного символа хризма превратилась в видимый знак победы, торжества. Хризму изображали на щитах и шлемах, на монетах Константина, в храмовых мозаиках, резьбе саркофагов. Монограмму украшали символом триумфа и славы — пальмовыми ветвями или лавровыми листьями.
Император Константин приказал изобразить христианский крест на щитах своих солдат. Государственное знамя императорского Рима (Лаба́рум — Labarum), на конце древка военные штандарты римской армии были увенчаны монограммой Иисуса Христа — ΧΡ (Хризмой).
На римских знамёнах делали надпись: «Hoc vince» (старославянский —«Симъ побѣдиши!»).
Хризма стала появляться в эпиграфике, в мозаиках храмов, на рельефах саркофагов. Знак Хризмы восходит к апостольским временам.
Разбив своих противников на Западе в 312 году Константин, не сразу отступился от языческих богов, которым поклонялись в Риме.
При поддержке императорской власти во времена правления Константина христианство стало обретать в Восточной Римской империи статус государственной религии.
Утвердившись на Востоке, Константин Великий перенёс столицу Римской империи на восток, в древний город Византий, основанный около 660 до нашей эры греческими мореходами и рыбаками из Мегары, на острове между бухтой Золотой Рог (греч. Χρυσóχερας) и Мраморным морем. На месте старого города Византия римский император построил в 330 году новую столицу и назвал её Константинополь.
С 330 года город Византий, расположенный на европейской стороне Боспора Фракийского, стал называться Константинополем, в честь римского императора.
Создавая новую столицу Восточной Римской империи, Император Константин делал всё, чтобы она превзошла великолепием и красотой «вечный город» Рим.
По приказу Константина Великого из Афин, Эфеса, Коринфа, Антиохии и других городов сюда были привезены лучшие скульптуры, ценные древние рукописи, золотая храмовая утварь, мощи святых.
Император Константин предоставлял переселенцам со всего Средиземноморья множество льгот. Архитекторы, скульпторы, живописцы, каменщики, плотники, строители освобождались от многих государственных повинностей, службы в армии, общественных работ. Константин Великий приказал за счёт казны выдавать жителям Константинополя хлеб, масло, вино, топливо…
Раскинувшийся на семи холмах, Константинополь (Царьград), был прекрасен, как и Рим. Широкие улицы с триумфальными арками и просторными площадями, великолепными дворцами и храмами украшенными статуями богов, галереями колонн, восхищали всех, кому доводилось в Константинополе.
Когда же Константин Великий почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство христианского крещения и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г.
Дело строительства «Нового Рима» в Византии, начатое императором Константином, продолжили и его потомки — Римский император. Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus), правил Византией с 527 по 565 г.
При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан I Великий был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
По приказу императора Юстиниана I Великого в Константинополе был построен Собор Святой Софии — знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня в Стамбуле. Здание собора Святой Софии — символ «золотого века» в Византийской империи и является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Сооружением грандиозного Собора Святой Софии в Константинополе император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.
В 379 году император Феодосий (др.греч. Θεοδόσιος, Θεοδόσιος ὁ Μέγας; 347—395 гг.) получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году Феодосий стал единолично править всей Римской империей.
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи.
«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого.
Испанец Феодосий – один из немногих императоров, которые были крещены в начале своего царствования. Кажется – вследствие этого обстоятельства, его политика приняла более открыто христианский характер. Законы, ежегодно издаваемые им в пользу христианской Церкви, превосходят числом законы всех его предшественников, взятых вместе.
В 381, 382, 384, 388, 389, 394 годах Феодосий Великий издал законы против еретиков: евномиан, ариан, аполлинаристов, македониан, манихее;
*отбираются храмы еретиков с тем, чтобы передать их православным;
*запрещаются собрания еретиков;
*изгоняются епископы и священники еретиков;
*передаются в казну все места, где совершались богослужения еретиков;
*уничтожаются их завещания, и объявляются не имеющими силы передачи и получения наследства.
Большое количество этих законов, из которых многие повторяются, указывает на то, что они далеко не везде исполнялись, но свидетельствует об энергичных усилиях православного государя, направленных к восстановлению православного единения в тех областях, которые были разорены любезными Констанцию и Валенту ересями.
Начиная с первого и до последнего года царствования Феодосий относится к еретикам, как к мятежникам, отсюда происходят те законы, которые он издаёт ряд повторяющихся законов, не ужесточая мер преследования.