Школа – это не только учёба, но и настоящие друзья, первая любовь, первые победы и поражения, первые удачи, и радости преодоления трудностей, конфликтов. Школа даёт нам бесценный опыт, без которого было бы сложно вступить во взрослую жизнь. Каждый человек с любовью и теплотой вспоминает свою школу и с благодарностью вспоминает своих учителей и увлекательный процесс постижения новых знаний.
Однако школы бывают разные, где-то ребята прилежно учатся и строят планы на будущее, где-то списывают у отличников домашнее задание, иногда шалят или даже хулиганят, а где-то пытаются сбежать с урока, избежать столкновения с учителем или встречи с директором школы.
Если школьники считают, что директор в школе нужен только для того, чтобы к нему в кабинет вызывали провинившихся, то став взрослыми они часто убеждаются в том, что совсем не просто руководить образовательным учреждением, не легко найти подход к ученикам. В школе нас не учили тому, что важнее знаний могут быть только деньги, теперь эти знания преподаёт школьникам любая компьютерная игра.
Например, игра балди басикс, в которой главный герой профессор математики Балди, любитель сладостей и математики, очень не любит, когда его школяры не могут решить задачи, или допускают элементарные ошибки при решении простых примеров, не смотря на то, что он дал ученикам все инструкции и рекомендации для работы. Каждый учитель радуется успехам своих учеников, так и преподаватель математики Балди вознаграждает своих учеников четвёрками, за безошибочное выполнение всех задач и примеров.
Много опасностей подстерегает игрока в каждой компьютерной игре, но в жизни опасностей гораздо больше и все они вполне реальные, а не вымышленные и виртуальные.
В реальной жизни перед каждым школяром стоит гораздо больше самых разнообразных задач, связанных не только с учёбой, но и с выбором своего жизненного пути, накоплением багажа знаний, физическим развитием, взаимодействия со всеми социальными структурами общества.
Школьной премудрости кончится срок,
новые истины время состарит,
жизнь преподаст за уроком урок,
но расписанья на них не составит.Чтобы судьбу, как задачку, решить,
мало постигнуть азы мирозданья:
есть ещё образованье души —
самое высшее образованье.
(Александр Дольский)
Школа, учитель и ученики часто становятся героями не только компьютерных игр, но многих картин русских и зарубежных художников разных веков: Дмитрия Левицкого, Питера Брейгеля Старшего, Николая Богданова-Бельского, Михаила Нестерова, Алексея Венецианова, и других.
В книжных миниатюрах Древней Руси можно увидеть «учение книжное», на древнегреческих вазах мы находим изображения школяров постигающих грамоту и другие сюжеты.
Рассматривая картины художников, можно многое узнать об учителях и учениках, увидеть много интересных подробностей о повседневной школьной жизни прошлого.
Николай Петрович Богданов – Бельский окончил народную школу Рачинского, стал известным художником, и в 1895 году нарисовал эту картину, которая называется «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Себя художник изобразил тем самым сельским мальчишкой, который стоит на первом плане и пытается в уме решить математический пример.
На доске мы видим записанный мелом пример для устного счёта в деревенской начальной школе XIX века. На репродукции картины Николая Богданова-Бельского изображён процесс устного счёта дроби:
Сможете ли вы решить этот пример устно, как это делали в начальной народной сельской школе в 1895 году ученики четвёртого класса? Попробуйте свои силы!
«О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…» (из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»)
Один из учеников, изображённых на картине Богданова-Бельского, раньше других ребят решил это этот пример и шёпотом сообщает учителю С. А. Рачинскому правильный ответ: 100+(121+169)+(144+196)=100+290+340=730; 730/365 = 2
Учитель, изображённый на картине Богданова-Бельского, вполне реальное, историческое лицо. Это математик и ботаник, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Увлекшись в 1872 году идеями народничества, Сергей Рачинский приехал из Москвы в своё родное село Татево и создал там народную школу с проживанием для деревенских детей. В конце XIX века талантливый педагог Сергей Рачинский разработал собственную методику обучения устному счёту, он обучал детей основам математического мышления и прививал деревенским ребятишкам навыки устного счёта.
На другой автобиографической картине Николая Богданова-Бельский, которая называется «У дверей школы», художник изобразил нищего подростка в лаптях и рваной одежде, с котомкой за плечами, застывшего в молчании на пороге открытых дверей деревенской школы. Мы не видим лица мальчика, так как он стоит к нам спиной, но угадываем его робость, охватившее его волнение, сильное любопытство и непреодолимое желание переступить заветный порог народной школы.
Церковно-приходские сельские школы и народные школы, долгое время оставались единственным источником знаний для крестьянских детей. Начальная школа предоставляла минимальные основы грамоты, учила крестьянских детей чтению Евангелия и Библии, письму, основам математики, устному счёту. Обучение в церковно-приходской школе расценивалось как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания каждого ребёнка.