8 октября православная церковь чествует преподобного Сергия Радонежского, смиренного и великого игумена, святого защитника земли Русской.
Даже далекие от церковной жизни люди нашей страны наверняка слышали и знают имя Сергия Радонежского.
В житии Никона Рождественского XIX века говорится, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 года, в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» — в 1314 или 1319 году.
Сергий Радонежский, в миру — Варфоломей, был родом из Ростовского княжества. Он жил в селе Варницы под Ростовом. При крещении ребёнок получил имя Варфоломей — в честь апостола Варфоломея.
В то время Ростовское княжество конкурировало с Великим Новгородом за освоение севера Руси. Негласно Ростов считали культурной столицей государства, поэтому в городе было много библиотек и школ.
Как следует из «Житии Сергия Радонежского», в семилетнем возрасте родители отдали его «в ученье грамоте». Епитафий Премудрый писал, что учеба давалась юному Варфоломею нелегко в отличие от его братьев.
Будущий монах учился усердно, но несмотря на все его усилия и усердие, ученье давалось ему с большим трудом. Учителя и родители часто ругали его. Варфоломей долго не мог овладеть книжной грамотой. Это сильно печалило его, и он «со слезами горячо молился Богу» и просил у Него помощи в уразумении грамоты.
«Видение отроку Варфоломею» — картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия».
Однажды отец Кирилл послал сына-отрока Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге отрок встретил посланного Богом Ангела в образе старца-инока. Седобородый старец стоял под дубом среди поля и тихо молился.
Рядом с отроком Варфоломеем тонкоствольные сосна и берёзка как символы юности и беззащитности. Старец-инок предстаёт у старого могучего дуба, дерево олицетворяет собой мудрость и величие. Лицо старца скрыто капюшоном, но его облик источает отеческую любовь и нежность по отношению к отроку.
Когда старец закончил молитву, он спросил отрока, о чём тот мечтает, и Варфоломей ответил ему, что очень хочет обучиться грамоте, которая ему никак не даётся. Глаза отрока выражают всю чистоту детской души, взирают на инока серьёзно, с трепетом. Отрок Варфоломей попросил старца помолиться о нём Господу.
На картине художника Нестерова отрок Варфоломей, старательно молится вместе со старцем, смиренно сложив руки. После молитвы старец благословил отрока, дал ему вкусить частицу просфоры и сказал:
«Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других сможешь поучать». Это пророчество старца сбылось.
Вскоре юный Варфоломей обогнал по грамотности всех своих сверстников, а повзрослев, стал великим богословом и подвижником.
Переселение семьи в Радонеж
После частых набегов монголотатар, ордынских поборов и череды неурожайных лет семья Варфоломея обеднела. Из-за нехватки хлеба им пришлось переехать в небольшой город Радонеж. Отроку Варфоломею в то время было всего 12 лет, примерно в это время он решил посвятить жизнь служению Богу.
Егда́ Боже́ственное зва́ние/ на́йде на тя, пребога́те,/ тогда́ все плотско́е мудрова́ние/ ду́ху повину́л еси́,/ поще́ния страда́ньми утверди́вся,/ и, я́ко зла́то, в горни́ле искуше́но, сия́я, яви́лся еси́.
Вот это «божественное звание» стало призванием боярского сына Варфоломея, с беспримерным смирением и великим служением всем во имя Христово.
Источники расходятся во мнениях, были ли с этим согласны его родители-бояре. Одни говорят, что его родители Кирилл и Мария были не против иночества сына, однако просили его повременить с постригом до их кончины.
Другие источники указывают, что отец до самой смерти не давал благословение на постриг отрока Варфоломеея, но в конце жизни он смирился с решением сына. В изложении Клосса рассказывается, что родители были категорически против монашеского пострига отрока.
После смерти родителей Варфоломеей отдал свою часть наследства младшему брату Петру. Их родители Кирилл и Мария были похоронены в Покровском Хотьковском монастыре, где в тот момент жил их старший сын Стефан. После смерти родителей братья воссоединились и ушли из Хотькова.
Отшельничество
В те времени в отшельники уходили опытные монахи, но не новички. Варфоломей и его брат Стефан это изменили.
Монахи долго скитались и нашли место, где соорудили келью. В изложении Клосса говорится, что братья не искали место — они пришли во владение старшего брата Стефана, которое он передал Сергию после своего пострига в монашество. Построили небольшую церковь рядом с кельей и освятили её во имя Святой Троицы. Посвящение храма Святой Троице тоже было редким явлением — часто церкви посвящали Спасу, Богородице или святым воинам.
Стефану было трудно жить в одиночестве и молитве, он вскоре ушел из уединения и отправился в Москву в монастырь, где пел в церкви на клиросе, познакомился с митрополитом Алексием, стал духовником князя Московского и Владимирского Симеона.
Брат Варфоломей не тяготился одиночеством, он принял постриг и стал Сергием, к нему стали приходить другие монахи.
Всю оставшуюся жизнь Сергий прилежно молился, помогал нуждающимся и трудился. Знавшие его лично говорили, что Сергий мог «тихими и кроткими словами» усмирять на ожесточенные сердца, примирять врагов, в том числе удельных князей.
Преобразовал монашество и стал образцом праведного монаха.
После Сергия Радонежского начался расцвет монашества. Несмотря на своё баярское происхождение, преподобный Сергий вёл себя с остальными монахами наравне. Один из его основных постулатов — служи ближнему.
«Он должен был иметь богатое наследство, но ушел в монастырь. Причем монастырь был не таким, каким мы его знаем сейчас. Тогда это был простой скит. Сергий просто ушел в лес, чтобы служить Богу, молиться и спасать свою душу. Ушел туда с братом. Постепенно к нему стали присоединятьс я другие монахи, монастырь стал расти», — отметил отец Николай (Николай Савченко), священник в храме Петра Митрополита Московского в Санкт-Петербурге.
Даже когда Сергий Радонежский собрал возле себя много учеников, скит все равно был достаточно простым и скромным. Каменные стены и церкви появились гораздо позже. Были случаи, когда братья монастыря начинали роптать, были чем-то недовольны. В таких ситуациях Сергий Радонежский уходил на другое место. Потом братия призывали и уговаривали его вернуться — и он возвращался.
«Уже потом к нему начали приезжать известные люди и князья. Даже когда они бывали в монастыре, Сергий не переставал трудиться, выходил к ним в простом подряснике. Он был совершенно простой, добрый человек, умеющий прощать, очень тактичный. После смерти Радонежского его ученики начали основывать другие монастыри по всей Руси. Это тоже его заслуга», — пояснил священнослужитель Савченко.
Рост книжной грамотности на Руси тоже совпал с эпохой преподобного Сергия. Все его монахи были из простых крестьян, неграмотных. А он был грамотным, но всё равно им служил и без конца трудился, молился.
Троице-Сергиев монастырь, затем ставшей лаврой, вырос стихийно, не по велению князя или митрополита. Он стал книжным центром, породил традиции русского монашества. Разросшиеся обители учеников Сергиевы несли просвещение стране. С этого времени начинается развитие жанров русского литературного творчества, например, жизнеописания, жития святых.

Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского и его воинов на Куликовскую битву
Куликовская битва
Один из ярких эпизодов жизни Радонежского — его участие в противостоянии Руси с монголо-татарам.
В Золотой Орде шла борьба за власть. Хан Тохтамыш за деньги собрал большую армию наемников, завладел Синей и Белой Ордой, собирался разбить хана Мамая, при поддержке генуэзцев.
Генуэзцы обещали прислать воинов Мамаю, но взамен потребовали привилегий для генуэзских купцов торговать на севере Руси. Хан Мамай пообещал князю Дмитрию Донскому выдать ярлык на великое княжение, а его боярам — содействие и устройство в торговых делах. Предложение было выгодное, но Сергий Радонежский сказал князю Дмиртию: «Пускать на Русь иностранных торговцев — грех.» В то время монах Сергий уже имел вес в политических делах, его поддержал митрополит Алексий. Князь Дмитрий отказал Мамаю и битва с ним стала неизбежной.
Перед сражением на Куликовом поле князь Дмитрий Донской пришёл к Сергию Радонежскому за благословением для себя и всех русских воинов добровольцев, готовых на битву с татарами. Сергий Радонежский благословил князя и его воинов, а также иноков и схимонахов, опытных в военном деле, Пересвета и Осляби.
Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое Отечество с великой честью вернёшься. — благословил князя Сергий Радонежский.

Святой Сергий Радонежский — заступник святой Руси
Преподобного Сергия считают покровителем воинов — из-за его благословения на Куликовскую битву и её успешного исхода. Вот ещё молитва Сергию Радонежскому с упоминанием о чудесах и славной победе над врагами по молитвам преподобного, о его даре прозорливости:
Преподо́бне о́тче Се́ргие,/ ты врач душ и теле́с яви́лся еси́,/ источа́я неду́жным исцеле́ния струи́,/ да́ром же проро́чествия укра́шен,/ прорица́я, я́ко настоя́щая, бу́дущая:/ моли́твою бо кня́зя вооружи́в ва́рвары победи́ти,/ хва́лящияся оте́чество его́ разори́ти,/ но саме́х богопораже́нною я́звою/ тру́пия досто́йно падо́ша/ псало́мски при а́де, преподо́бне.

Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Верещагин
О ЧУДЕ преподобного Сергия во время осады Троицкой обители.
Однажды в воскресенье, после утренней службы, насельник Троицкой обители Иринарх задремал. Во сне он увидел, как в келью входит Преподобный Сергий и говорит ему:
“Скажи городским начальникам, что будущей ночью устремится на вас огромная вражеская сила, но вы не ослабевайте, а уповайте на милость Божию”.
Потом он видел, как святой обходил стены и хозяйственные постройки и кропил монастырские строения святой водой.

Оборона Троице-Сергиевой лавры, Сергей Милорадович. 1894 год
В картине «Осада Троице-Сергиевой лавры» художник Сергей Милорадович очень верно передаёт момент народного патриотического подъёма, воодушевления монахов, готовящихся к обороне.
На следующую ночь после предупреждения чудотворца, в третьем часу, подошло к обители войско, желая разорить её. Находившиеся в крепости люди, мужественно сражались с врагами и отстояли монастырь.

Преподобный Сергий открывает источник воды
Чудеса Сергия Радонежского
Сергий Радонежский за свою жизнь совершил многие чудеса. Инок Сергий ушел в густую лесную чащу и жил там в тяжёлом труде. Братия-монахи, пришедшие к нему за духовными уроками, были его духовными любимыми чадами, его господами, которым он служит со смирением. Он постился, молился, терпеливо носил воду и колол дрова.
В поще́ниих непрекло́нен пребы́л еси́, му́дре,
Терпе́ние в искуше́ниих, Се́ргие, на земли́ показа́л еси́.— поет Церковь.
Братия-монахи роптали, устали носить воду издалека, и попросили святого о снисхождении к своей немощи.
Преподобный помолился, и тут же, под горой у монастыря открылся источник чистейшей родниковой воды.
Кому помогает преподобный Сергий
Считается, что святой помогает школьникам и студентам, так как сам в детстве попросил помощи в учении у старца и Господа Бога.
Верующие могут обращаться с молитвой к преподобному Сергию об исцелении души и тела, во время болезней. Молитвы Сергию Радонежскому помогают избавиться от гордыни, зависти, злости. Ещё у святого Сергия просят помощи перед сложным выбором.
Наставления преподобного Сергия
«Имея пищу и одежду, тем довольны будем».
«Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога».
«Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души». Испытания посылают в назидание за грехи, их нужно переживать терпеливо.
«Смирением украшать себя». Святой учил, что нужно быть скромным и не считать свою жизнь ценной в обмен на небесные блага.
«Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».
«От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».
«Без веры невозможно прийти к Богу. Но настоящая вера противопоставлена высокомудрию так же, как и маловерию и неверию.»
«Любовью и единением спасемся».
«Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой».
Радонежский учил монахов терпеть нужду и недостаток, беды и печали, чтобы войти в Царство Небесное.
«Творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда».
«Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную».
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.
Божий дар духовной близости, благодати Сергий не мог оставить без приумножения.
Прия́телище был еси́ Ду́ха Пресвята́го,/ собра́в мона́шествующих мно́жества/ и уче́нии твои́ми, я́ко не́коею небовосхо́дною ле́ствицею,/ на высоту́ доброде́телей возводя́.
Сергий Радонежский умер 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года. Ему было 78 лет. Из них в иночестве от провел 55 лет. Да, он не только сам восшёл на Небеса в свой смертный час, но и возвёл туда своих учеников, и мы просим его:
Помина́й нас, Се́ргие, чту́щих па́мять твою́, спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
День почитания памяти преподобного Сергия открывается нам как проводы учителя, наставника, чудотворца на Небеса, где его давно ждёт Небесный Отец, где вечное Царство его славы.
Возсия́ днесь пресве́тлая/ и всепра́зднственная па́мять твоя́, пресла́вне Се́ргие,/ созыва́ющи многочи́сленное по́стников сосло́вие/ и преподо́бных ликостоя́ния,/ в не́йже А́нгели сла́вят/ в Тро́ице покланя́емаго Бо́га на́шего,/ челове́цы же, притека́ющии/ к свяще́нней ра́це моще́й твои́х,/ исцеле́ния да́ры прие́млют;/ и тя венча́вшаго/ Христа́ прославля́ем,/ Спа́са душ на́ших.
Не смерть этот день, а «память», — поёт Церковь. Память вечная — это скорее синоним вечной жизни. Тело преподобного Сергия стало нетленным и вечно живущим на Небесах. Почитание преподобного Сергия началось сразу после его кончины.
ГДЕ СВЕТЛЫЕ НА НЕБЕ И ЗЕМЛЕ
Где светлые на небе и земле
Поют псалмы и молятся веками,
Где откровенья о добре и зле
Ещё текут безбрежными рекАми,
Светлейший Сергий, помолись за нас,
Сердцам уставшим пожелай покоя.
Я вижу, ты касаешься сейчас
Соборов Лавры белою рукою.
Касаешься голов и куполов,
Где золото, где солоно, где вера,
И слышен отголосок страстных слов,
Твоей молитвы, Преподобный Сергий.
Похлопочи за нас, похлопочи!
Пусть бьют ключи, пусть вера Русь питает,
Пусть в храмах свечи зажигают от свечи,
И пусть над каждой — Божий Дух витает.
Владимир Захаров