Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Серебряный парус фантастики Александра Беляева

Серебряный парус фантастики Александра Беляева

Александр Романович Беляев (4 (16) марта 1884 — 6 января 1942 — русский и советский писатель-фантаст, журналист и юрист. Один из основоположников советской научно-фантастической литературы, первый из советских писателей, целиком посвятивший себя этому жанру. Среди самых известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», «Продавец воздуха» — всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюль Верном»….

Наталья Федоровна и Роман Петрович Беляевы, родители писателя

Детство. Учёба

Будущий писатель родился в Смоленске, в семье православного священника, настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Отец — Роман Петрович Беляев, мать — Наталья Фёдоровна. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения.

Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом и самодельным парашютом, сделанным из простыней, мастерил планёр. Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь — с 35 лет Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы. В 16—18 лет изобрёл стереоскопический проекционный фонарь.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. По окончании его в 1895 году Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В июне 1901 года окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом.

В августе 1901 года подписал контракт с театром смоленского Народного дома и по март 1902 года играл в спектаклях «Безумные ночи», «Ревизор», «Трильби», «Лес», «Нищие духом», «Бешеные деньги», «Воровка детей», «Соколы и вороны» (Тюрянинов), «Преступление и наказание» (Разумихин), «Два подростка» (капитан д’Альбоаз), «Картёжник» (Герман).

Наперекор отцу он в июне 1902 года поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле.
В январе 1905 года в связи со всероссийской забастовкой студентов занятия в лицее были прекращены. Александр вернулся домой. 27 марта (9 апреля) 1905 года у него умер отец. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци, печатался в городских газетах как музыкальный критик.

10-11 декабря 1905 года во время Первой русской революции Беляев принял участие в московских студенческих волнениях, строительстве баррикад и в дальнейшем поддерживал связь с группой социалистов-революционеров под руководством Корелина, в связи с чем находился под наблюдением губернского жандармского управления. В секретных отчётах жандармерии он проходил под кличкой «Живой». В июне 1906 года занятия в Демидовском лицее возобновились, и Александр вернулся к занятиям. В августе 1909 года за Беляевым была установлена слежка, а в ночь со 2 на 3 ноября этого же года жандармское управление производит у него обыск.

Александр Беляев со смоленским другом Николаем Высоцким

Юрист. Журналист. Театрал.

В июне 1909 года Беляев окончил лицей, после чего вернулся в Смоленск и начал заниматься юридической практикой. Получил должность помощника присяжного поверенного (в июне 1909), потом присяжного поверенного (в июне 1914) и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Одновременно с этим Беляев подрабатывает в газете «Смоленский Вестник», выходившей 6 раз в неделю, с дополнительными выпусками и литературными приложениями.

Первые публикации Александра Беляева появились в 1906 году, а с 1911 года сотрудничество стало регулярным. Это были репортажи о театральных и музыкальных премьерах, критические заметки, очерки общественно-литературной жизни, которые выходили под псевдонимом «- В-la-f -» или подписью «Б.».

С 1910 по 1913 года Беляев — штатный сотрудник газеты, для которой он писал театральные рецензии и путевые очерки о поездках по Европе. В 1913—1915 годах Беляев работал секретарём редакции газеты. За защиту богатого лесопромышленника Скундина в 1911 году молодой поверенный получил хороший гонорар. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку.

В конце марта 1913 года он совершил путешествие за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Рим, Венецию, Неаполь, Флоренцию, Геную. Здесь же осуществилась детская мечта о полёте, и Беляев поднялся в воздух на гидроплане. Путевые очерки об этом путешествии были опубликованы в газете «Смоленский вестник».

В ноябре 1914 года Беляев оставляет адвокатскую практику ради должности ответственного редактора газеты «Смоленский вестник», но в феврале 1915 года возвращается обратно.

В 1908—1909 годах у Беляева был первый брак с Анной (Станкевич?), а в 1913 году он второй раз вступил в брак с Верой Былинской.

Ещё во время учёбы в лицее Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром, создавал эскизы костюмов и декораций.

Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Несколько сезонов были сыграны в Москве. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях. В июле 1914 года в московском детском журнале «Проталинка» опубликована пьеса Беляева «Бабушка Мойра»

Болезнь. Крым

В 1915 году Беляев заболел костным туберкулёзом позвонков, осложнившимся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсовом корсете. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем.

Беляев переехал в Ростов-на-Дону, где сотрудничал с ростовской газетой «Приазовский край» и публикует первый фантастический рассказ «Берлин в 1925 году».

В поисках медицинских специалистов, которые могли бы ему помочь, Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.

В 1918—1920 годах Беляев в Ялте сотрудничал с белогвардейскими газетами В 1919 году знакомился со своей будущей женой Маргаритой Константиновной Магнушевской. В 1921 году мать Александра Романовича умерла от голода.

Победив болезнь, в 1922 году Беляев вернулся к полноценной жизни, начал работать. Летом 1921 года в Доме отдыха для учёных и писателей в Гаспре Александру Романовичу вместо гипсового корсета изготовили целлулоидный, и писатель смог ходить и работать в учреждениях Ялты. Сначала Беляев стал заведующим школы-колонии, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, там он организовал фотолабораторию, позже пришлось уйти работать библиотекарем. В декабре 1921 года Александр Романович обвенчался с Маргаритой Константиновной Магнушевской, а 22 мая 1923 года они зарегистрировали свой брак.

Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и Александр Беляев, с помощью знакомой, в 1923 году перебрался с семьёй в Москву, где устроился на работу юрисконсультом.

Начало карьеры писателя. Москва.

15 марта 1924 года в семье Беляевых родилась старшая дочь Людмила. С 1923 года Александр Романович работал в наркомате почты и телеграфов и публиковал в ведомственном журнале «Жизнь и техника связи» очерки по истории радиотехники, что вдохновило его на создание романа «Борьба в эфире (Радиополис)», где писатель отразил перспективы радиоэлектроники и телемеханики.

Трансляция театрального спектакля на расстоянии — Германия XXI века

В Москве литературные произведения научно-фантастические рассказы, повести Беляева начали печатать  в журналах «Вокруг света», «Знание — сила», «Всемирный следопыт».

В 1914 году российская шоколадная фирма «Товарищество Эйнем» выпустила шоколадные конфеты с открытками под названием «Москва будущего» через 100 лет

В 1924 году в газете «Гудок» был опубликован рассказ «Голова профессора Доуэля», в 1925 году этот рассказ был опубликован в журнале «Всемирный следопыт», а в 1928 году «Голова профессора Доуэля» перерабатывается в роман «Воскресшие из мёртвых». В 1926 году в издательстве «Земля и фабрика» публикуется первая книга — сборник рассказов «Голова профессора Доуэля». Сам Беляев называл это произведение автобиографической историей, поясняя:

«Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…».

В Москве Беляев работал до 1928 года и за это время написал романы «Остров погибших кораблей», опубликованный частями в журнале «Всемирный следопыт» с 1926 по 1927 год.
«Последний человек из Атлантиды», опубликованный в 1925 году в журнале «Всемирный следопыт».
«Человек-амфибия», опубликованный в 1928 году в московском журнале «Вокруг света», потом дважды выходит отдельной книгой в том же году.
«Борьба в эфире» ,  в 1927 году напечатана журнальная версия под названием «Радиополис», через год опубликована под новым названием.
«Властелин мира» в 1926 году опубликована в газете «Гудок» в сокращённой версии. Свои литературные работы Беляев не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

Ленинград. Киев. Пушкин. Мурманск.

В декабре 1928 года Беляев с семьёй переехал в Ленинград, в квартиру на Можайской улице, и с этих пор стал профессиональным писателем. В 1929 году было опубликовано третье издание «Человека-амфибии», роман «Продавец воздуха» в московском журнале «Вокруг света», «Человек, потерявший лицо» в ленинградском журнале «Вокруг света».

Повесть «Золотая гора» вышла в альманахе «Борьба миров», отдельной книгой вышел роман «Властелин мира».

19 июля 1929 года в семье Беляевых родилась вторая дочь — Светлана.

Вскоре болезнь костный туберкулёз опять дала о себе знать, и в сентябре 1929 года пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев на улицу Нестеровскую. Дальнейшие события оказались для писателя очень тяжёлыми: 19 марта 1931 года от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, также рахитом заболела вторая дочь Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь воспалительное заболевание позвоночника — спондилит. Киевские издательства принимали рукописи только на украинском языке, в 1931 году семья вернулась в Ленинград и обосновалась в посёлке Щемиловка за Невской заставой.

Подводные лодки для развлечения публики и наблюдения за обитателями моря

В 1930 году вышел роман Беляева «Подводные земледельцы» в московском журнале «Вокруг света» и очерк о Константине Эдуардовиче Циолковском «Гражданин Эфирного острова», напечатанный во «Всемирном следопыте». В 1931 году роман «Земля горит» напечатан в ленинградском журнале «Вокруг света».

В январе 1932 года писатель вместе с женой Маргаритой, дочерью Светланой и тёщей Эльвирой Юрьевной Магнушевской переехал из Ленинграда в пригород Детское Село (ныне город Пушкин), в квартиру на улице Жуковской. Состояние здоровья Александра Романовича улучшилось, и он смог самостоятельно работать на пишущей машинке и ходить по издательствам.

Впрочем, в это время в редакциях стали плохо принимать фантастику как жанр, чуждый социалистическому строю, и публикации произведений этого жанра практически прекратились. Беляеву предлагали выбрать новые темы для творчества, например, писать о колхозах, но он ссылался на то, что не знаком с сельской жизнью, и не желал отказываться от своего жанра. Из-за того, что у писателя не приняли ни одной рукописи для публикации, он был вынужден искать средства к существованию и в 1932 году уехал в Мурманск, куда завербовался в качестве юрисконсульта «Севтралтреста», однако вернулся назад, не проработав и года. В Заполярье писатель пробыл с весны до осени 1932 года.

Город в Заполярье под навесом.

Кроме работы юрисконсультом, Беляев публиковал очерки в «Полярной правде», где выдвигал свои идеи благоустройства края, он предложил идею «аэроэлектростанции», которая должна соединять ветряк с насосом. Эта конструкция в ветреную погоду при простое должна была перекачивать воду из нижнего водоёма в верхний, а в безветренную — вращать гидротурбину посредством перетекания воды из верхнего водоёма в нижний. Беляев предложил идеи озеленения города, для чего Александр Романович написал письмо директору Киевского акклиматизационного сада Украинской академии наук Н. Ф. Кащенко, проработавшему много лет в Сибири, и создания Мурманского зоопарка, где животные должны были жить в естественной полярной среде.

Беляев под псевдонимом рабкора А. Б. публиковал критические заметки в многотиражке механических мастерских «Севтралтреста» «Заполярный металлист», где указывал на недостатки города. В дальнейшем впечатления от жизни на Севере войдут в романы «Чудесное око» и «Под небом Арктики».

В 1933 году писатель сотрудничал с ленинградскими детскими журналами «Чиж» и «Ёж», где публиковал роман «Прыжок в ничто». В 1934 году в газете «Литературный Ленинград» на роман «Прыжок в ничто» вышла разгромная рецензия авторства Я. И. Перельмана.

В конце июля 1934 года Беляев встретился с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград, и начал переписку с Константином Эдуардовичем Циолковским.

Машина контроля погоды.

В 1935 году Беляев получил от Союза писателей две комнаты в бывшей квартире Бориса Житкова в Ленинграде на Петроградской стороне (Большой проспект, 51/2), и стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».

Публикуется второе издание романа «Прыжок в ничто» с предисловием К. Э. Циолковского, повесть «Чудесный глаз» вышла в Киеве в переводе на украинский язык («Чудесне око»). В Ленинграде болезнь писателя всегда обострялась, и почти три года он снова провёл закованным в гипс.

Летом 1935 и 1936 года писатель проходил лечение в санатории «Таласса» в Евпатории.

В 1936 году новый роман «Звезда КЭЦ» был опубликован в ленинградском журнале «Вокруг света», а в 1937 году роман «Голова профессора Доуэля» печатают газета «Смена» и ленинградский журнал «Вокруг света».

В 1937—1938 годах повесть «Небесный гость» публикуется в газете «Ленинские искры». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света» и летом этого года вновь возвращается в Детское Село, которое в то время уже переименовали в город Пушкин.

10 февраля 1938 года «Литературная газета» поддерживает писателя и возмущается отношением Союза писателей к положению Беляева, связанному с болезнью и проблемами с публикациями. 15 мая 1938 года Беляев публикует статью «Золушка» о бедственном положении  фантастики.

В 1938 году вышли три книги писателя: новая редакция «Человека-амфибии» и роман «Голова профессора Доуэля» публикуются в Ленинграде, «Прыжок в ничто» — в Хабаровске. Сюжет фильма «Человек-амфибия»

Дирижабли на Северном полюсе, через 100 лет

Журнал «В бой за технику!» в апреле 1938 года начал печатать роман «Под небом Арктики», ленинградский журнал «Вокруг света» с июля по декабрь печатает повесть «Лаборатория Дубльвэ».

В 1939 году в журнале «Молодой колхозник» опубликована повесть «Замок ведьм».

В 1940 году публикуются «Человек, нашедший своё лицо» (переделанный роман 1929 года «Человек, потерявший лицо») и новая редакция «Звезда КЭЦ». Делаются попытки первой экранизации — по заказу Одесской киностудии идёт работа над сценарием кинофильма «Когда погаснет свет».

14 июня 1941 года, незадолго до Великой Отечественной войны, в издательстве «Советский писатель» вышла последняя прижизненная книга Беляева — сигнальный экземпляр романа «Ариэль».

 Смерть писателя — „Замёрз от голода“

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться из Ленинграда он ответил отказом. Александр Романович в это время был полу лежачим больным, встававшим только, чтобы умыться и поесть.

В начале войны Беляев безуспешно пытался опубликовать фантастический рассказ «Чёрная смерть» о неудавшейся подготовке фашистскими учёными бактериологической войны. Он послал рукопись в газету «Красная звезда» и журнал «Ленинград», но ему ответили отказом. В это время Беляев продолжил работать сотрудником газеты «Большевистское слово» (г. Пушкин Ленинградской области), его последняя публикация датирована 26 июня 1941 года в газете «Большевистское слово» № 76 (502). До конца жизни продолжал работать, что подтверждается частично сохранившимся архивом (л.д.117-121, т.1).

Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами 17—19 сентября 1941 года, а Александр Романович Беляев умер от голода на 58 году жизни 6 января 1942 года. Зеев Бар-Селла, основываясь на дневниках Лидии Осиповой, определяет дату смерти Беляева как «не позднее 23 декабря 1941». В её дневнике содержится запись, датированная 23 декабря 1941 года:

«Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замёрз от голода у себя в комнате. „Замёрз от голода“ абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…

Тёща писателя Беляева была шведкой, названной при рождении двойным именем Эльвира-Иоанетта. Незадолго до войны при обмене паспортов ей оставили только одно имя, а также записали её и дочь немками. Из-за сложностей обмена паспортов эту ошибка в документе так и осталось. Из-за этой записи в документах жене писателя Маргарите, дочери Светлане и тёще немцы присвоили статус фольксдойче, и они были угнаны немцами в плен, где находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в Западную Сибирь, и провели там 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Беляев был похоронен в братской могиле вместе с Черновым. Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году.

Человек Амфибия

Творчество Александра Беляева.

Научная фантастика — основным жанром произведений Беляева. За 16 лет творчества были написаны 17 романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, работавшим в  жанре фантастики в первой половине XX века.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: тайны работы мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказы «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти». Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: в океан — «Человек-амфибия» и воздух — «Ариэль».

Его последний роман, «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом Александра Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений способны летать без дополнительных приспособлений ( Левитация). Образ юноши Ариэля — несомненное достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

Гибрид конструкции корабля и локомотива.

Сбывшиеся предсказания

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений, хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишённые познавательного значения».

Часть из его фантастических произведений связана с освоением моря: подводные поселения и фермы, подводная съёмка и телевидение, ранцы-буксировщики для пловцовПодводные земледельцы», «Чудесное око»).

Другая часть — с освоением космоса: пилотируемые космические полёты, выход в открытый космос, полёт на Луну и орбитальные станции («Звезда КЭЦ», «Прыжок в ничто»)

Предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическое функционирование  — «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Человек, потерявший лицо».

Беляев описал радиолокатор, интроскоп/интравизор («Борьба в эфире»), беспилотные летательные аппараты в романе «Властелин мира»); микробиологическое производство («Вечный хлеб»), искусственная шаровая молния и другие.

Экранизации произведений Беляева

Произведения Александра Беляева неоднократно экранизировались. Первой попыткой была экранизация рассказа «Когда погаснет свет». Зимой 1939 года Беляев переделал свой одноимённый рассказ в киносценарий для Одесской киностудии. Однако, экранизация не осуществилась.

В 1940 годы в Голливуде планировали снять фильм по роману «Человек-амфибия», но отказались из-за технологической сложности, так как часть действия проходит под водой, а в то время ещё не было опыта подобных масштабных глубоководных съёмок.

До того как начались съёмки в Советском Союзе сценарий фильма десять лет лежал невостребованным на киностудии «Ленфильм» из-за технических сложностей. Однако в 1961 году режиссёры Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский всё же экранизировали роман Беляева «Человек-амфибия». Съёмки фильма проходили в Крыму и на Кавказе. Премьера фильма состоялась 28 декабря 1961 года, а 3 января 1962 года фильм вышел в широкий прокат.

Во время съёмок в газете The New York Times даже вышла статья, где высказывалось сомнение в успешности затеи, так как даже киностудия «Уолта Диснея» не решился начать съёмки фильма из-за сложностей с подводными съёмками, однако советский кинематограф справился со всеми техническими сложностями съёмок и фильм был снят и стал лидером советского кинопроката 1962 года, собрав 65 миллионов зрителей, получил приз «Серебряный парус» на Фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия, 1962) и назван читателями журнала «Советский экран» в пятёрке лучших фильмов.

В 1967 году вышел в прокат фильм «Продавец воздуха» режиссёра Владимира Рябцева.

В 1984 году режиссёр Леонид Менакер снял фильм «Завещание профессора Доуэля», по мотивам романа «Голова профессора Доуэля». Сюжет фильма существенно расходится с текстом романа Александра Беляева. В фильме профессор работает над проблемой бессмертия, а его коллега пытается похитить разработки. Учёного объявляют погибшим в автокатастрофе, после чего его коллега оживляет голову, чтобы консультироваться с Доуэлем.

Снятый в 1987 году режиссёрами Евгением Гинзбургом и Рауфом Мамедовым музыкальный телефильм «Остров погибших кораблей» содержит большое количество музыки и песен.

Сбывшаяся фантастика Александра Беляева

Похлёбкин кашу заварил
Антропологическая карта славян в средние века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*