Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Секрет архаичной улыбки.

Секрет архаичной улыбки.

В древнем искусстве Крито-Микенской Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице. Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ. Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?


Чаще всего улыбалась молодость! Юные девушки и юноши, не скрывающие радости бытия, герои легенд древней Греции, стран востока. Мудрая, загадочная улыбка играет на губах буддийских богов.


Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI века до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической (или архаичной) улыбкой.


Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э.

Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кору всегда изображали с прекрасной прической, в элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос.

Время не пощадило статуэтку, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами» разрушения, отняло каменное яблока, которое 2500 лет назад вложил в её руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона?

Богиня Диана или Артемида — богиня охоты с архаичной полуулыбкой на устах. Складки ткани хитона красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога юной коры слегка выдвинутой вперед, этим подчёркнуто её движение.

Кору никогда не изображали обнажённой. Причиной этому, возможно, был Матриархат и нравственность минойского общества. Во всём древнегреческом изобразительном искусстве скульптура Коры оставалась практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным.

Афина Промахос — Змееногая праматерь богов в шлеме — о. Сицилия — 580 год до н.э.

Мимика лица Коры в течение веков изменялась от наивного и беззаботного лица (в начале VII века до н.э.), до более строгого выражения лица в скульптурах поздней архаики и ранней классики (VI века до н. э.). Коллекция скульптуры Коры, созданных в разные века, собрана в афинском Акрополе (VI века до н.э.)

Переход от архаического к классическому стилю в изобразительном искусстве и его расцвет в древней Греции приходится на V и IV века до н. э.


Мужской аналог Коры – молодой Курос (др.-греч. κυρος , kuros, (мн.ч. kouroi) — «юноша».) – статуя обнажённого юноши-атлета, периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). С 650 года до н. э. словом Курос называли подростков, но не детей, молодых безбородых мужчин.

Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка. 

Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты.

Раненый курос в падении продолжает улыбаться. Скульптура VI века до н. э.

Улыбающихся куросов устанавливали на могилах и в святилищах, превращая их в культовые образы, со временем куросы становились выше ростом. В храме богини Земли Геры на острове Самос был установлен Курос высотой 5 метров.

В самый ранний период истории древние греки, возможно,  куросам приписывали магические способности.

Этрусское искусство, как и Крито-Микенское искусство IV века до н.э. подарило нам не мало образцов архаической улыбки. С уходом этрусков и минойцев Крита ушла и архаическая улыбка.

Небольшая статуэтка девушки (всего 16 см), улыбающаяся архаической улыбкой.

Именно, Крит был местом действия этой чудесной архаической сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола?
Живший 5000 лет назад скульптор изобразил в камне чудесные женские черты, и лёгкую полуулыбку.

Сицилия, около 6 века до н. э.

Археологи нашли много статуэток куросов с архаичной улыбкой на многих островах Эгейского моря, и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Крит первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам. Ясно одно — эти люди были со светлой душой и оптимистичными взглядами на жизнь.

Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.


Возможно, архаичная улыбка, играющая на губах юных красавиц, египетского фараона, богов древности Крита, Кипра, Сицилии – это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!».

Попробуйте держать архаическую улыбки хотя бы один день, вы увидите как изменится мир вокруг вас.


Рано утром я проснусь,
Богу Солнца улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ –
Темноту рассеет свет.

Фрикс и Гелла. "Аргонавтика"
Минойская Богиня мака

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*