Научная фантастика — основным жанром произведений Беляева. За 16 лет творчества Александр Беляев (1884 — 1942 ) написал 17 романов и десятки повестей и рассказов, что делает его самым плодотворным советским писателем, работавшим в жанре фантастики в первой половине XX века.
Научные идеи высказанные в фантастических романах Александра Беляева ныне реализованы на 99%. Предсказания мэтра французской фантастики, Жюля Верна сбылись на 85%, а англичанина Герберта Уэллса — на 90%.
В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений, хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишённые познавательного значения».
Писателя-фантаста остро интересовал вопрос человеческой психики: тайны работы мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?
В фантастических произведениях Александра Беляева предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическую жизнь человека…
Попытке решить эти проблемы жизнедеятельности человека посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», «Человек-амфибия», рассказы «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».
«Самы великий источник энергии это человеческая мысль»
Фантастический роман «Властелин мира» написанный в 1926 году посвящён проблеме передачи мысли на расстояние, герой романа создаёт аппарат для передачи мыслей, по принципу радиоволн. Герой романа изобретатель создал мощные аппараты гипнотического внушения, которые могли бы действительно сделать его «Властелином мира», но они истощили физический запас его нервной энергии, из-за беспрерывного напряжения воли для передачи мысленных приказов.
В 1989 году Анатолий Кашпировский впервые появился на Центральном телевидении с сеансами исцеления людей на расстоянии, прошли шесть передач «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского».
В романе «Голова профессора Доуэля», написанном ранее 1925 года, автор рассказывает о возможности оживления тела человека, а также его отдельных частей после смерти.
Уже через несколько лет после выхода романа производил подобные опыты выдающийся советский физиолог Сергей Брюхоненко, который изобрел аппарат искусственного кровообращения, (АИК), или аппарат «искусственное сердце — лёгкие» — специальное медицинское оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность человека при частичной или полной остановке сердца или лёгких.
В романе «Человек, потерявший лицо» (1929 г.) Александр Беляев предрекает серьезные успехи пластической хирургии и порожденные ими этические проблемы. В его фантастическом романе губернатор штата превращается в чернокожего и испытывает на себе все результаты расовой дискриминации. Согласитесь, что это напоминает судьбу популярного американского певца Майкла Джексона, который сменил цвет кожи, спасаясь от дискриминации.
Нельзя не упомянуть хирургические операции на хрусталике глаза, это доступное сегодня всем чудо медицины Александр Беляев предвидел почти сто лет назад в романе «Человек, потерявший лицо» и «Голова профессора Доуэля» (1925)
Первая успешная имплантация искусственного хрусталика при катаракте на место удаленного была осуществлена в 1949 году. Этот прорыв в области офтальмологии произошел благодаря британскому хирургу офтальмологу Гарольду Ридли (Harold Ridley). История этого открытия началась во времена Второй мировой войны, когда Ридли заметил, что осколки пластмассового (плексиглас) кабинного остекления истребителя, попадая в глаза пилотов, не вызывало воспалительной реакции. Это наблюдение подтолкнуло его к идее использовать биологически совместимый материал для создания «протеза» хрусталика. В 1949 году доктор Ридли осуществил первую имплантацию искусственного хрусталика после удаления катаракты.
В 1958 году, работая заведующим отделением в Чебоксарском филиале НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, С.Н. Фёдоров прочел статью в иностранном журнале о Гарольде Ридли и загорелся идеей замены мутного хрусталика искусственным.
5 июля 1960 года впервые в СССР гениальный офтальмолог Святослав Николаевич Фёдоров успешно провел операцию по имплантации искусственного хрусталика 12-летней девочке Лене Петровой, страдающей врожденной катарактой. Незрячий глаз девочки стал видеть. Несколькими годами позже С.Н. Федоров прооперировал ей и второй глаз, затем провёл подобную операцию её старшему сыну Святославу.
Феномен человека-амфибии также связан с фантастикой в области медицины. В романе предсказано создание «искусственного лёгкого» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработку физиологических технологий долговременного пребывания человека под водой.
Ихтиандр, главный герой романа «Человек-амфибия» (1927 год) стал прообразом современных аквалангистов. Всем известный сегодня акваланг создали в 1943 г. французский океанограф, энтузиаст подводных исследований Жак Ив Кусто и инженер Э. Ганьян. Это было настоящей революцией в исследовании и освоении подводного мира. Благодаря аквалангу человек смог плавать в воде быстро и в любом направлении, нырять в люки затонувших кораблей, обследовать подводные пещеры. В 1957 году появились первые советские акваланги, просты по конструкции, надежные в работе и позволяющие опускаться на глубину до 60 метров.
Подводные приключения Приключенческий роман «Остров погибших кораблей» (1926 год) указывает на будущие успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других затонувших кораблей.
23 августа 1966 года первый подводный дом «Ихтиандр» был погружен на 11 метровую глубину в одной из бухт Тарханкута в Крыму. Первыми акванавтами стали руководитель Донецкого подводного клуба «Ихтиандр», хирург, Александр Хаес и его помощник Георгий Тунин.
В фантастическом романе «Подводные земледельцы» (1930 год) Александр Беляев описывает создание подводных ферм по выращиванию моллюсков, водорослей, появились и подводные плантации устриц, на которых выращивают еду будущего. Александр Беляев видел будущее человечества в океане, именно он ввел в обращение термин «гидрополис» для обозначения подводного города.
Описываемые Беляевым ранцы-буксировщики появились на вооружении водолазов в начале 60-х годов ХХ века. С их помощью человек способен передвигаться в толще воды со скоростью 4-5 километров в час. Подводный транспорт в виде подводных лодок не боевого назначения.
Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды обитания — жизнь в океане — «Человек-амфибия» и в воздухе — «Ариэль».
Орбитальная станция «Звезда КЭЦ» была написана в 1936 году под влиянием переписки Александра Беляева с Константином Эдуардовичем Циолковским. КЭЦ – это и есть инициалы советского учёного. Весь роман построен на идеях Циолковского – возможность запуска орбитальной станции, выход людей в открытый космос, путешествие на Луну. После выхода романа «Звезда КЭЦ», опубликованный в журнале «Вокруг света», Константин Циолковский написал восторженный отзыв о романе. Два мечтателя Беляев и Циолковский намного обогнали своё время – ведь первая орбитальная станция «Салют» появилась в космосе лишь в 1973 году.
Фантастический роман советского писателя-фантаста Александра Беляева «Прыжок в ничто» (1933 год), посвящённый Циолковскому, описывает проявления невесомости, в попытке повара готовить пищу для пассажиров в стратоплане, перекликаясь с описаниями этого явления в раннем рассказе Беляева «Над бездной» (1927 год), беспилотные летательные аппараты, появление беспилотных самолетов, первые удачные испытания прошли в Великобритании только в 30-х годах XX века.
В очерке 1916 года «Враг в небе» горой построил гигантский космический корабль, величиной с целый город, чья «движущая сила основана на принципе ракет», который мог «подняться выше атмосферы» и «неопределённо долгое время летать далеко от Земли», как прообраз орбитальной станции «Венера».
В романе Александра Беляева «Борьба в эфире» (1927 год) главный герой видит странных людей, которых внешне невозможно отличить мужчин от женщин. Они общались с помощью каких-то приспособлений: «одинокие люди шли, о чём-то разговаривая, хотя вблизи никого не было, они смеялись, отвечали на вопросы кого-то невидимого».
В 1927 году Беляев описал, как супруги и дети годами могут жить на расстоянии в тысячи километров друг от друга, но общаться постоянно с помощью огромных стен-телеэкранов или портативных видеотелефонов. Эти же видеотелефоны делают доступными любые книги и произведения искусства, что полностью изменило систему образования (дистанционное обучение).
Герой романа «Борьба в эфире» оказался в центре крупного международного конфликта между СССР и США. Коммунизм победил везде в мире, кроме Американского континента. Империалисты США проиграли битву за Европу, но выжили за счёт изобретения лучей смерти, с помощью которых американское правительство пыталось диктовать свои условия всему миру, но в Радиополисе (в Москве) быстро сумели создать непроницаемую энергетическую завесу, прикрывшую всю Евразию. Началась последняя на Земле война.
В романе «Борьба в эфире» в городе-небоскрёбе Нью-Йорке жили только богатые люди, рабочие, превращённые в придатки своих машин, ютились под сплошными крышами заводов и фабрик, куда никогда не проникало солнце. Лишь инженерно-технические кадры были похожи на людей. Герой романа, как «исключительный образец человеческой породы» стал донором крови американского предводителя Клайнса. Капиталисты решили сбежать с Земли на огромном космическом корабле, устроив после себя ядерный апокалипсис на Земле.
«Беда не в том, что человек произошёл от животного, а в том, что он не перестал быть животным. Глупым, злым, неразумным»(Александр Беляев)
В повести «Вечный хлеб», написанной в 1928 году, писатель-фантаст верно угадал перспективы микробиологического производства. Герой повести вывел культуру «простейших» организмов, которая растёт, не требуя ухода, и представляет собой сытное и вкусное «тесто». Однако наступает весна и лето, и выясняется, что скорость роста культуры намного ускоряется. Она быстро заполняет дома жителей, а затем землю вокруг и даже океан. Гибнут люди, надвигается всемирная катастрофа. Микробиологическое производство, как отрасль промышленности сформировалась только в 60-х годах.
Вследствие плохого здоровья Александр Беляев был вынужден отправиться на лечение в Крым, в поезде ему повстречались люди, которые пострадали в результате технологической аварии на предприятии Кузбасса. Так у писателя-фантаста родилась идея романа «Продавец воздуха». В своём произведении Беляев предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе, где окружающая среда будет настолько загрязнена газами, промышленными выбросами, что чистый воздух превратится в товар, который будет доступен далеко не всем. Стоит ли напоминать, что сегодня из-за плохой экологии по миру распространилась опасность онкологии, а продолжительность жизни в крупных городах стремительно сокращается.
Последний роман Александра Беляева, «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом Александра Грина «Блистающий мир». В предвоенные годы у Беляева особые ощущения – старые болезни дают о себе знать, писатель предчувствует – эту войну он не переживёт. И он вспоминает о детской мечте, пишет роман об Ариэле – человеке, умевшем летать без дополнительных приспособлений (Левитация). Он и сам бы хотел взлететь над суетой повседневности. «Ариэль», подобно «Человеку-амфибии» автобиографичный роман. Это произведение – предсказание собственной смерти. Он хотел улететь из этого мира подобно Ариэлю, человеку, преодолевшему земное притяжение. Так и получилось.
В 1943 году писатель «замёрз от голода» в блокадном Ленинграде. Писателя Беляева погребли в общей могиле вместе со многими другими. Его жена Маргарита и дочь Светлана Беляева оказались в плену у немцев, а после войны были отправлены в ссылку на Алтай. По возвращении домой, они обнаружили очки писателя с прикреплённой к ним запиской, обращённой жене Беляева:
«Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».