Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Саур-Могила в глубокой древности

Саур-Могила в глубокой древности

Саур-Могила — это древний курган в исторической области ГерРОС, описанной Геродотом 445 годом до н.э. В области Геррос на реке Герр, где царские скифы-сколоты, хоронили своих царей, археологи исследовали множество царских курганов и нашли тысячи уникальных артефактов IV века до н.э. Исторические земли Северного Причерноморья на протяжении тысячелетий притягивала к себе не только грабителей царских курганов, но и армии завоевателей, нашедших здесь свою смерть, начиная с военных походов на Скифию персидского царя Дария в 512 г. до н.э.

Впервые курган Саур-Могила был описан в 1864 году русским археологом Иваном Егоровичем Забелиным. В его описании диаметр кургана составляет 150 метров, высота — 6 метров.

Верхняя часть кургана была насыпана во втором тысячелетии до нашей эры племенами срубной культуры. Под насыпной частью находилось захоронение в каменном ящике срубной археологической культуры эпохи поздней бронзы — XVIII—XII века до нашей эры. Понятие «срубной культурно-исторической общности» характеризуется её культурной неоднородностью. В 60-х годах прошлого века захоронение  на Саур-Могиле изучал Т. О. Шаповалов.

В Древней Руси каждый большой курган обозначался своим именем и служил путнику знаком: сколько он прошёл и куда нужно идти. Расстояние от одного кургана до другого было вымерено и записано в книгах.
Князья выставляли дозоры возле курганов. А в случае нападения врага их укрепляли и обороняли границы княжества.
Больше всего курганов было в степных просторах низовья Днепра. Курганы отличались один от другого величиной и формой, и в народе метко обозначали их различие. Одни курганы называли острыми могилами, потому что их вершины были вытянуты и заострены, напоминая правильный конус.

Издавна ходила молва о сокровищах в кургане «Острая могила», близ села Глебовка на Херсонщине, или Александропольский курган, называемом «Луговая могила» и много других. В русском языке слова «могила», «холм», «курган» для ряда случаев являются синонимами.

Древнегреческий историк Геродот описал обряды и традиции пышного погребения скифского царя в области Геррос , получившей название по реке Герр.

Геродот считал своих современников, «скифов-земледельцев», «скифов-пахарей» и «борисфенитов», торгующий хлебом через порт в Ольвии (Одесса), ОДНИМ земледельческим народом.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любор Hидерле утверждал, что

«…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

В истории скифы были известны около 500 лет, а потом это наименование исчезло, словно, скифы исчезли… На самом деле, они продолжали жить на своих исконных землях, но стали именовать себя славянами, русами.

Народная этимология связывает название с именем Саур с Солнечным божеством — Сварогом и его сыном Сварожичем. Противопоставление старый — молодой связаны оппозиция предки — потомки и ритуалы поминовения предков, «дедов», а также оппозиции старший — младший, главный — не главный.

Фаминцын А. С. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии.  3. Олицетворения солнца. Западные славяне. Отождествление Огня с богом Солнца.

 Корень свар или савр хорошо был известен славянам, особенно южным и западным, что доказывается многочисленными географическими названиями в южной и западной полосе славянских земель, произведенными от этого корня, например, Savro (Saura), Savrelje – в Далмации; Svarcha, Zavrece (Sauritsch), Savrascak – в Хорватии; Sauratez, Sauraz – в Крайне; Saurau, Sauritsch – в Штирии, там же – Sausal (где буква r замещена s); Svarov, Sausice (= Solsice), Sausedowits – в Чехии; Swarzedz – в Познани; Sausenberg – в Прусской Силезии; Swarawa, Swaryczew, Swarzewo, Swarynie и др. – в Польше; Swarawis – на Балтийскомпобережье; Саварка в Киевской губ., Саврань в Подольской губ., Саврушская слобода при реке Саврухе Самарской губ. и целый ряд названий на сур: Сура, Сураж, Сурово, Сурож, Сурья, Сурвелишки и многие другие в разных местностях России.

От корня svar происходит название священной горы Сварога в Италии — Сваракта. В Италии на горе Соракт (= Савракт) почитался в древности солнечный бог Аполлон, прозванный по имени горы – Соранским (= Савранским).  Имя Сварога, в форме Савракте (= Сваракте) или Соракте, засвидетельствовано древними памятниками, хотя и не славянскими.

Автор этимологического словаря М. Фасмер пишет: «Сварог – верховное божество языческой Руси, соответствующее в переводной литературе Гефесту, или Феоста – Фта —  отец солнца и земного огня, др.-русск. Сварогъ, Сварожичь, – сын Сварога, олицетворение огня

Из анализа топонимов Фасмер восстанавливает праславянское Svarogъ, связывая его с огнём: др.-инд. svar-, вед. suvar – «солнце, свет, небо», вед. suvar – «солнце, свет, небо», авест. hvar – «солнце, солнечный свет» и др.

«О связи бога Сварога с небосводом свидетельствует и показательный параллелизм в географических названиях Каринтии: рядом с местом Saurachberg, т.е. Саврах(г)ова или Сварах(г)ова гора непосредственно соседствуют Himmelberg, т.е. Небесная гора». Сварог – Прародитель человечества. Тот самый бог, чьё колено (сыновья) сошли с небес и взяли себе в жёны дочерей человеческих.

В Золотой век правил царь Сварог и его сын Сварожич. Легенда гласит о том, что Змеевы валы общей протяжённостью 1500 километров пропахал бог-царь Сварог, запрягший в ярмо Змея.

В тексте Ипатьевской летописи: «И бысть по потопе и по разделеньи язык, нача царьствовати первое Местром от рода Хамова, по нем Еремия, по нем Феоста, иже и Саварога (или: Зварога) нарекоша егуптяне; царствующю сему феосте в Египте, в время царства его, спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье, прежде бо того палицами и камением бьяхуся. Ти же Феоста закон устави женам за един муж посягати и ходити говеющи, а иже прелюбы деющи казнити повелеваше, сего ради прозваша и Бог Сварог: преже бо сего жены блудяху, к нему же хотяша, и бяху аки скот блудяще; аще родяшеть детищь, который ей люб бываше дашеть: се твое дитя; он же створяше празднество и приимаше. Феост же сии закон разсыпа, и встави единому мужю едину жену имети, и жене за один муж посягати; аще ли кто преступить, да ввергнуть и в пещь огнену. Сего ради прозваша и Сварогом и блажиша и егуптяне. И посем царствова сын его, именем Солнце… Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силён« . [ПСРЛ II, 5].

Имя «Сварог» на русском языке глагол сварить, сваривать, употребляется в том же смысле, как и «сковывать», вложил в слово смысл: основатель союза, брачного союза, связыватель!

Сварог основал брак и повелевал казнить прелюбодействующих, ввергая их «в пещь огнену». «Сего ради прозваша и бог Сварог». В данном случае Сварог  именно повелитель огня.

Тира — древнее наименование реки Днестр. Иордан тут же, вслед за обозначением Тира (Tyras), называет и Днестр (Danaster). Название реки Тиры встречается уже у Геродота в числе других крупных рек: «пятиустый Истр, затем Тирис , Ипанис, Борисфен…», а живущих около устья Тириса эллинов Геродот называет тиритами. Встречается название Тиры и в позднем (V-VI вв.) сокращении географического словаря Стефана Византийского: «Тира — город и река у Евксинского Понта» (Чёрного моря).

Геродот рассказывает о могиле киммерийских царей, погребенных киммерийцами около реки Тираса. Когда с востока надвигались «кочевые скифы», то киммерийцы решили покинуть свои земли из-за опасности скифского вторжения. Однако, цари киммерийцев решили иначе: они предпочли лежать мёртвыми в родной земле, но не покидать её. Разделившись на два отряда, цари перебили друг друга. Народ  похоронил своих Царей у реки Тираса, «а могила,  ещё видна» замечает Геродот.

В 1936 году Саур-Могила получила статус памятника древности и героического эпоса.

Мемориальный комплекс Саур-Могила.

Саур-могила — «Маленький Сталинград»

Когда забывают войну, начинается новая…

Празднества Кибелы и других богов восточного происхождения
О происхождении и о древности россов, о преселениях и делах их

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*