Воскресенье , 2 Октябрь 2022
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Сакральный смысл бороды

Сакральный смысл бороды

Безбородый мужчина на Руси был большой редкостью, считалось, что мужчина без бороды обладает женоподобной внешностью, женским умом, и не дорос ещё до настоящего мужчины. Безбородые мужчины расценивались не вполне взрослыми, не полноценными членами общества, не способными к продолжению рода.

На санскрите: Бала — bAla — парень, мальчик от 5 до 16 лет (родственное слово в рус.яз.: баловень, ПАРЕНЬ – молодой человек; в греч.яз.: ПАРИС; в русском языке приставка ПА— передаёт значение под-, недо-, низшая степень чего-л. + глагол, например: ПАводок – небольшой поток. ПАщенок – небольшой щенок, ПАсынок, ПАдчерица – не вполне дочь). Поганда — pogaNDa — не взрослый, молодой. (родственное слово в рус.яз.: поганец, простофиля, поганый, «гадкий утёнок»;). Балака — bAla+ka — «парень+как» — молодой, балагур («говорящий, как мальчишка», т.е. болтун), простак, простофиля, дурак.

Безбородым на Руси старались не заключать соглашения, им было тяжело создать семью — это мнение не возникло из ниоткуда, тому подтверждение — русская народная этимология слова борода«богатство рода».

На самом деле слово «борода» происходит от корня слова ведического санскрита bhR, bharadhyai (барадая), bharate (барате) — «расти, подниматься, возвышать голос, быть услышанным». Чувствуете разницу? Мужчина может «возвысить голос» и «будет услышан», когда у него вырастит борода, означающая, что он взрослый. А до этого времени безбородый парень считается «отроком», то есть «от-речи» отрешённым, он должен молчать и слушать старших, повинуясь беспрекословно.

На Руси мужчины носили длинные густые бороды, что было символом их физической зрелости, мужского здоровья и финансового достатка. При Владимире Мономахе усы и бороды отпускались на возможную длину, а при Александре Невском они стали несколько короче. Впрочем, до середины XVII века внешний вид русских мужчин действительно значительных изменений не претерпел. Так что неудивительно, что у некоторых стариков бороды отрастали по колено.

 Бороды были неприкосновенны. В старину дернуть человека за бороду — значит подписать себе приговор. Смыть такое оскорбление можно было только кровью. Недаром вырывание усов и бороды влекли вчетверо больший штраф, нежели отсечение пальца.

Кстати, у бедных мужиков, как правило, борода росла плохо, и жидкая бородёнка, указывала на не здоровье мужчины или на его бедность. Бог не даёт! Плохо растущая борода – признак слабого мужского начала, такой мужчина часто оставался бобылём. Окладистая борода на лице мужчины — это  не только символ патриархальности, но и настоящая мужская гордость. Бородатые мужчины пользовались большим уважением.

Автор труда «Дерматоглифика народов СССР» Генриетта Хить утверждала, что коэффициент роста бороды у русских достаточно высок и составляет 76,7 %. Для сравнения, у таджиков Памира коэффициент роста бороды равен всего 2,0 %. Однако, по наблюдениям учёных, среди русских эти показатели также не равномерные. Например, очаг заметного понижения коэффициента роста бороды среди русского населения определенно фиксируется в районах Мещерской низины по среднему течению реки Оки, где, впрочем, судя по историческим данным, обитали племена мурома, мещера и мордва.

Борода считалась главной гордостью мужчины и по её форме можно было определить, кто перед тобой — свой или чужой.

Чаще всего русской считалась борода в форме «лопаты». Недаром, В. Н. Сингаевский в издании «Православные иконы» называет заостренные бороды «не русскими». Большинство авторов других изданий также обращают внимание на широкую бороду, которую носили мужчины на Руси.

Такая форма бороды была обусловлена тем, что в древности бороды не только не брили, но и вообще не подстригали. Максимум, что позволяли себе наши предки — это скоблить или стругать растительность на лице. Недаром у средневекового писателя читаем: «…еже стругати бороды…». Стругать в те далекие времена означало «гладить», «скользить», «вычищать». Известный лексикограф Владимир Даль утверждал, что в определенных случаях глагол «стричь» мог быть синонимом глагола «мылить». К примеру: «Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам!».

Почему же нельзя сбривать бороду?

Борода — не только богатство рода, она — эквивалент мужской храбрости. Психологи считают, что бородатый мужчина выглядит более скрытым, и потому более опасным для врага.

В древности воинов не пускали на поле боя до тех пор, пока у них не отрастали усы, а бородатый воин считался настоящим бойцом-ратником, сильным, мудрым и надёжным. Лев Николаевич Толстой говорил:

«Борода у русского мужика есть явный признак мудрости».

К бороде относились, как к Божьему дару.

Долгое время борода на Руси имела религиозное значение. Как писал Василий Андреев в книге «Раскол и его значение в народной русской истории», к XVI веку на Руси считали, что бороды бреют только еретики.

Сборник законов 1551 года «Стоглав» категорически запрещал «стрижение брады», потому как это есть «мерзость пред Богом», а нарушителям грозили гневом Господним. Многие противники бритья и стрижки бороды ссылались на утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божию, а значит  мужчина, одаренный бородой, сбривая её, отдаляет себя от образа Божьего.

Особое внимание уделялось на Руси и длине бороды. Укорачивать бороду считалось равносильным «искажению в себе образа Божия». Никто не хотел, как говорили, «уподобляться псам и котам». Ярким примером такого представления русских о бороде служит известная история о том, как Царь Всея Руси Иван IV Васильевич в беседе с папским легатом Антонием Поссевином отметил, что у того «борода подсечена» (укорочена).  Царь указал Поссевино: «…у тебя борода подсечена, а бороды подсекать и подбривать не велено не только попу, но и мирским людям. Ты в римской вере поп, а бороду сечешь». В глазах царя Ивана Грозного эта «подсеченная борода» была доказательством еретического уклонения папства от истинной церкви. Впрочем, Поссевино уверял Грозного в том, что бороду он не бреет, просто она у него плохо растёт.

В бороде заключена сакральная (тайная, священная) сила. В «Ветхом Завете» в книге «Левит» было написано: «Да не коснётся бритва вашей бороды».

Ношение бороды превратилось в народную традицию, бороду считали национальным достоянием. В старину за бородой ухаживали — её мыли, расчёсывали, подстригали, придавая ей нужную форму. Нанесенный бороде ущерб признавался тяжелейшим преступлением против его обладателя.

Таскать за бороду — было величайшим оскорблением и унижением мужчины. Остриженного мужчину было легче подчинить и управлять его сознанием и поведением, ведь он терял Божеский облик.

Петровские указы о бороде.

Как известно, царь Петр I во время своего правления ввёл пошлину на бороду. Французский философ Вольтер, описывая Петровские реформы, отмечал: «Вскоре народ предпочёл расстаться с бородой, а не деньгами».

Неудивительно, что народ протестовал и встретил указы Петра I с возмущением. Как писал Николай Устрялов в «Истории царствования Петра Великого», существуют свидетельства того, что пошлина на бороду была установлена царем ещё в конце XVII столетия.

Вероятно, в 1698 году пошлину обязаны были платить лишь отдельные категории граждан. Однако точно известно, что в 1705 году Петр предоставил своим подданным выбор: либо отказаться от бороды, либо платить за бороду.

За ношение бороды с гостей взималось 100 рублей, с царедворцев, дворовых, городовых, приказных и служилых всякого чина – 60 рублей, с боярских людей, ямщиков, извозчиков, церковных причетников – 30 рублей.

На картинах Страшного суда, одну из которых захватили с собой на прения о вере раскольники во времена стрелецких бунтов, грешников изображали бородатыми, а праведных – безбородыми. В Петровскую эпоху патриарх Адриан занял сторону противников бритья бород, ссылаясь на решения церковных Соборов.

Аще год

Освобождались от уплаты пошлины лишь попы и дьяконы, а с крестьян взыскивали по 2 деньги при въезде и выезде из города. Всем остальным бородачам, заплатившим налог, выдавались специальные знаки, которые следовало носить при себе и покупать их ежегодно. Несмотря на недовольство, Петр продолжал свои запреты. По утверждению Наталии Гречук, автора издания «Петербург», бритью бород были посвящены  Петровские указы 1713, 1715, 1722 и 1723 годов. Понятно, что при такой настойчивости правителя многим россиянам, вопреки убеждениям о том, что бритье бороды – греховное дело, пришлось расстаться с бородой.

Мало того, все обладатели бороды, отказавшиеся бриться, должны были носить старомодные мундиры. На самых упрямых бородачей применялись и силовые методы воздействия. Бородатых мужчин отлавливали в городах и насильно остригали бороду, что очень оскорбительно и унизительно.
Только в 1772 году, пошлина на бороду была отменена.

 Борода как пропуск в Рай.

Однако отрезанные бороды русские мужчины не выбрасывали, а хранили до конца жизни. По крайней мере, об этом факте упоминает автор учебника для вузов «История России» (Часть 1: XVIII – начало XX века) Александр Степанищев. По его словам, противники бритья бород чаще всего были глубоко верующими христианами, а потому завещали после своей смерти класть бороду в гроб. Дело в том, что мужчина, лишившиеся бороды не по своей воле, на том свете собирался предъявить у ворот рая апостолу Петру всё, чем одарил Господь Бог. На Страшном суде «будет спрошено о каждой части тела человека». Именно по этой причине некоторые христиане с рождения собирали остриженные волосы и обрезанные ногти, чтобы положить их в гроб усопшего.

 Немного бородатой истории.

В древности считалось, что вся сила человека заключена в его волосах. Об этом рассказывает Библейские миф о могучем богатыре Самсоне и предавшей его Далиле, узнавшей тайну Самсона:

«Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.» — рассказал Самсон и Далила напоила его вином и, когда он уснул, позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос, лишив его силы богатырской.

Гор-сокол-покровитель фараона и борода

В древнем Египте было принято брить лицо и голову, лекари считали это гигиеничным в жарком египетском климате, и бритьё было обязательной процедурой для всех египетских жрецов, совершающих богослужения в храмах.

Однако древняя традиция носить бороду сохранилась в Египте, этикет предписывал фараону прикреплять к своему подбородку накладную бороду. Борода была древним символом безоговорочной власти, бороду в древнем Египте мог носить только фараон.

Древние греки, желая подчеркнуть древность своей культуры, и своё родство с традициями древнего Египта, тоже брились и принимали ежедневные омовения. Древние греки, а затем и римляне, считали всех бородачей варварами.

Слово «варвары— Barbaria » не греческое, оно происходит из ведического санскрита — barbara, varvara — «заикание, бормотание», то есть непонятная грекам и римлянам речь; на санскрите: barbaratA — курчавый, варварский, не арийский. 

Римляне гладко брились и не носили длинных волос и бороды. Само название «roman — римлянин» происходит от слова из ведического санскрита «ломан», «роман» — loman, roman — «короткие волосы,  или короткая шерсть», этим словом называли себя римляне.

Римлянам пришлось организовать несколько военных экспедиций, чтобы победить непокорное бородатое население, жившее в северной части острова Сардиния, которых они называли Barbagia — бородатые. Сардинцы считали свои бороды олицетворением свободы и независимости от римлян. Среди бородачей отмечалось большое количество вольнодумцев и бунтарей, как считали римляне.

Какие фамилии давали внебрачным детям?
Какую живность на Руси запрещалось употреблять

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*