Вторник , 8 Октябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Сакральный смысл бороды

Сакральный смысл бороды

Безбородый мужчина на Руси был большой редкостью, считалось, что мужчина без бороды обладает женоподобной внешностью, женским умом, и не дорос ещё до настоящего мужчины. Безбородые мужчины расценивались не вполне взрослыми, не полноценными членами общества, не способными к продолжению рода.

На санскрите: Бала — bAla — парень, мальчик от 5 до 16 лет (родственное слово в рус.яз.: баловень, ПАРЕНЬ – молодой человек; в греч.яз.: ПАРИС; в русском языке приставка ПА— передаёт значение под-, недо-, низшая степень чего-л. + глагол, например: ПАводок – небольшой поток. ПАщенок – небольшой щенок, ПАсынок, ПАдчерица – не вполне дочь). Поганда — pogaNDa — не взрослый, молодой. (родственное слово в рус.яз.: поганец, простофиля, поганый, «гадкий утёнок»;). Балака — bAla+ka — «парень+как» — молодой, балагур («говорящий, как мальчишка», т.е. болтун), простак, простофиля, дурак.

Безбородым на Руси старались не заключать соглашения, им было тяжело создать семью — это мнение не возникло из ниоткуда, тому подтверждение — русская народная этимология слова борода«богатство рода».

На самом деле слово «борода» происходит от корня слова ведического санскрита bhR, bharadhyai (барадая), bharate (барате) — «расти, подниматься, возвышать голос, быть услышанным». Чувствуете разницу? Мужчина может «возвысить голос» и «будет услышан», когда у него вырастит борода, означающая, что он взрослый. А до этого времени безбородый парень считается «отроком», то есть «от-речи» отрешённым, он должен молчать и слушать старших, повинуясь беспрекословно.

На Руси мужчины носили длинные густые бороды, что было символом их физической зрелости, мужского здоровья и финансового достатка. При Владимире Мономахе усы и бороды отпускались на возможную длину, а при Александре Невском они стали несколько короче. Впрочем, до середины XVII века внешний вид русских мужчин действительно значительных изменений не претерпел. Так что неудивительно, что у некоторых стариков бороды отрастали по колено.

 Бороды были неприкосновенны. В старину дернуть человека за бороду — значит подписать себе приговор. Смыть такое оскорбление можно было только кровью. Недаром вырывание усов и бороды влекли вчетверо больший штраф, нежели отсечение пальца.

Кстати, у бедных мужиков, как правило, борода росла плохо, и жидкая бородёнка, указывала на не здоровье мужчины или на его бедность. Бог не даёт! Плохо растущая борода – признак слабого мужского начала, такой мужчина часто оставался бобылём. Окладистая борода на лице мужчины — это  не только символ патриархальности, но и настоящая мужская гордость. Бородатые мужчины пользовались большим уважением.

Автор труда «Дерматоглифика народов СССР» Генриетта Хить утверждала, что коэффициент роста бороды у русских достаточно высок и составляет 76,7 %. Для сравнения, у таджиков Памира коэффициент роста бороды равен всего 2,0 %. Однако, по наблюдениям учёных, среди русских эти показатели также не равномерные. Например, очаг заметного понижения коэффициента роста бороды среди русского населения определенно фиксируется в районах Мещерской низины по среднему течению реки Оки, где, впрочем, судя по историческим данным, обитали племена мурома, мещера и мордва.

Борода считалась главной гордостью мужчины и по её форме можно было определить, кто перед тобой — свой или чужой.

Чаще всего русской считалась борода в форме «лопаты». Недаром, В. Н. Сингаевский в издании «Православные иконы» называет заостренные бороды «не русскими». Большинство авторов других изданий также обращают внимание на широкую бороду, которую носили мужчины на Руси.

Такая форма бороды была обусловлена тем, что в древности бороды не только не брили, но и вообще не подстригали. Максимум, что позволяли себе наши предки — это скоблить или стругать растительность на лице. Недаром у средневекового писателя читаем: «…еже стругати бороды…». Стругать в те далекие времена означало «гладить», «скользить», «вычищать». Известный лексикограф Владимир Даль утверждал, что в определенных случаях глагол «стричь» мог быть синонимом глагола «мылить». К примеру: «Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам!».

Почему же нельзя сбривать бороду?

Борода — не только богатство рода, она — эквивалент мужской храбрости. Психологи считают, что бородатый мужчина выглядит более скрытым, и потому более опасным для врага.

В древности воинов не пускали на поле боя до тех пор, пока у них не отрастали усы, а бородатый воин считался настоящим бойцом-ратником, сильным, мудрым и надёжным. Лев Николаевич Толстой говорил:

«Борода у русского мужика есть явный признак мудрости».

К бороде относились, как к Божьему дару.

Долгое время борода на Руси имела религиозное значение. Как писал Василий Андреев в книге «Раскол и его значение в народной русской истории», к XVI веку на Руси считали, что бороды бреют только еретики.

Сборник законов 1551 года «Стоглав» категорически запрещал «стрижение брады», потому как это есть «мерзость пред Богом», а нарушителям грозили гневом Господним. Многие противники бритья и стрижки бороды ссылались на утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божию, а значит  мужчина, одаренный бородой, сбривая её, отдаляет себя от образа Божьего.

Особое внимание уделялось на Руси и длине бороды. Укорачивать бороду считалось равносильным «искажению в себе образа Божия». Никто не хотел, как говорили, «уподобляться псам и котам». Ярким примером такого представления русских о бороде служит известная история о том, как Царь Всея Руси Иван IV Васильевич в беседе с папским легатом Антонием Поссевином отметил, что у того «борода подсечена» (укорочена).  Царь указал Поссевино: «…у тебя борода подсечена, а бороды подсекать и подбривать не велено не только попу, но и мирским людям. Ты в римской вере поп, а бороду сечешь». В глазах царя Ивана Грозного эта «подсеченная борода» была доказательством еретического уклонения папства от истинной церкви. Впрочем, Поссевино уверял Грозного в том, что бороду он не бреет, просто она у него плохо растёт.

В бороде заключена сакральная (тайная, священная) сила. В «Ветхом Завете» в книге «Левит» было написано: «Да не коснётся бритва вашей бороды».

Ношение бороды превратилось в народную традицию, бороду считали национальным достоянием. В старину за бородой ухаживали — её мыли, расчёсывали, подстригали, придавая ей нужную форму. Нанесенный бороде ущерб признавался тяжелейшим преступлением против его обладателя.

Таскать за бороду — было величайшим оскорблением и унижением мужчины. Остриженного мужчину было легче подчинить и управлять его сознанием и поведением, ведь он терял Божеский облик.

Петровские указы о бороде.

Как известно, царь Петр I во время своего правления ввёл пошлину на бороду. Французский философ Вольтер, описывая Петровские реформы, отмечал: «Вскоре народ предпочёл расстаться с бородой, а не деньгами».

Неудивительно, что народ протестовал и встретил указы Петра I с возмущением.

Итак, примчавшись в столицу, Царь вызвал в Преображенское знатнейших бояр. Он принял их в чужом, иноземном, камзоле. Лицо православного Царя тоже было незнакомое, бритое, над губой торчали острые усики. Сидел Царь мрачный, страшный. Нервная судорога пугающе искажала молодое лицо. Воскрес Иван Васильевич Грозный!

Бояре почувствовали грозу… Петр сразу объявил: «Бунт затеяло семя Ивана Милославского». И повелел боярам «разведать всю правду». Тут умные поняли, почему не позвал Царь на встречу любимого прежде боярина Шеина. В немилости будет генералиссимус до конца своих дней, ведь не допытал, не выбил из стрельцов угодное Петру – участие в бунте ненавистной Царевны Софьи.

Пётр Первый обрезает у бояр бороды в Новодевичьем монастыре. Художник Нестеров 1895

Далее произошло страшное, невиданное. Царь взял в руки огромные ножницы и, с усмешкой подозвав к себе одного из бояр, отхватил у него благословенную бороду! Потом поманил другого обладателя пышнейшей бороды. Но тут его ножницам справиться оказалось не под силу, и Царь обошелся с ним еще страшнее – под гогот присутствовавшего Алексашки Меншикова отрубил бороду топором. Так началось всероссийское брадобритие. Но это были не просто бороды, а бороды сакральные. Безбородых на Руси не благословлял священник. Бородатые святые глядели с древних икон. Борода – это святая отеческая старина. Валялись в ногах Царя старые бояре, просили не позорить, ведь до смерти уже недалеко. Умоляли, плакали, но противиться не смели – помнили о царском топоре и о «святой царской воле».

Брадобритии, и команды солдат отправились по земле Русской резать священные бороды. Бороды были обложены огромным штрафом. Но страшнее потери денег был царский гнев. И были случаи, когда, не смея ослушаться, обладатели бород кончали с собой… Право носить желанные бороды Царь-насмешник оставил крепостным рабам, священникам и крестьянам. С тех пор всех их Петр презрительно звал бородачами и говорил, что «бородачи многому злу корень… Отец мой имел дело с одним бородачом [имея в виду мятежного Патриарха Никона], а я с тысячами». Так начиналось преображение страны.

Вероятно, в 1698 году пошлину обязаны были платить лишь отдельные категории граждан. Однако точно известно, что в 1705 году Петр предоставил своим подданным выбор: либо отказаться от бороды, либо платить за бороду.

Как писал Николай Устрялов в «Истории царствования Петра Великого», существуют свидетельства того, что пошлина на бороду была установлена царем ещё в конце XVII столетия.

За ношение бороды с гостей взималось 100 рублей, с царедворцев, дворовых, городовых, приказных и служилых всякого чина – 60 рублей, с боярских людей, ямщиков, извозчиков, церковных причетников – 30 рублей.

На картинах Страшного суда, одну из которых захватили с собой на прения о вере раскольники во времена стрелецких бунтов, грешников изображали бородатыми, а праведных – безбородыми. В Петровскую эпоху патриарх Адриан занял сторону противников бритья бород, ссылаясь на решения церковных Соборов.

Аще год

Освобождались от уплаты пошлины лишь попы и дьяконы, а с крестьян взыскивали по 2 деньги при въезде и выезде из города. Всем остальным бородачам, заплатившим налог, выдавались специальные знаки, которые следовало носить при себе и покупать их ежегодно. Несмотря на недовольство, Петр продолжал свои запреты. По утверждению Наталии Гречук, автора издания «Петербург», бритью бород были посвящены  Петровские указы 1713, 1715, 1722 и 1723 годов. Понятно, что при такой настойчивости правителя многим россиянам, вопреки убеждениям о том, что бритье бороды – греховное дело, пришлось расстаться с бородой.

Мало того, все обладатели бороды, отказавшиеся бриться, должны были носить старомодные мундиры. На самых упрямых бородачей применялись и силовые методы воздействия. Бородатых мужчин отлавливали в городах и насильно остригали бороду, что очень оскорбительно и унизительно.
Только в 1772 году, пошлина на бороду была отменена.

 Борода как пропуск в Рай.

Однако отрезанные бороды русские мужчины не выбрасывали, а хранили до конца жизни. По крайней мере, об этом факте упоминает автор учебника для вузов «История России» (Часть 1: XVIII – начало XX века) Александр Степанищев. По его словам, противники бритья бород чаще всего были глубоко верующими христианами, а потому завещали после своей смерти класть бороду в гроб. Дело в том, что мужчина, лишившиеся бороды не по своей воле, на том свете собирался предъявить у ворот рая апостолу Петру всё, чем одарил Господь Бог. На Страшном суде «будет спрошено о каждой части тела человека». Именно по этой причине некоторые христиане с рождения собирали остриженные волосы и обрезанные ногти, чтобы положить их в гроб усопшего.

 Немного бородатой истории.

В древности считалось, что вся сила человека заключена в его волосах. Об этом рассказывает Библейские миф о могучем богатыре Самсоне и предавшей его Далиле, узнавшей тайну Самсона:

«Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.» — рассказал Самсон и Далила напоила его вином и, когда он уснул, позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос, лишив его силы богатырской.

Гор-сокол-покровитель фараона и борода

В древнем Египте было принято брить лицо и голову, лекари считали это гигиеничным в жарком египетском климате, и бритьё было обязательной процедурой для всех египетских жрецов, совершающих богослужения в храмах.

Однако древняя традиция носить бороду сохранилась в Египте, этикет предписывал фараону прикреплять к своему подбородку накладную бороду. Борода была древним символом безоговорочной власти, бороду в древнем Египте мог носить только фараон.

Древние греки, желая подчеркнуть древность своей культуры, и своё родство с традициями древнего Египта, тоже брились и принимали ежедневные омовения. Древние греки, а затем и римляне, считали всех бородачей варварами.

Слово «варвары— Barbaria » не греческое, оно происходит из ведического санскрита — barbara, varvara — «заикание, бормотание», то есть непонятная грекам и римлянам речь; на санскрите: barbaratA — курчавый, варварский, не арийский. 

Римляне гладко брились и не носили длинных волос и бороды. Само название «roman — римлянин» происходит от слова из ведического санскрита «ломан», «роман» — loman, roman — «короткие волосы,  или короткая шерсть», этим словом называли себя римляне.

Римлянам пришлось организовать несколько военных экспедиций, чтобы победить непокорное бородатое население, жившее в северной части острова Сардиния, которых они называли Barbagia — бородатые. Сардинцы считали свои бороды олицетворением свободы и независимости от римлян. Среди бородачей отмечалось большое количество вольнодумцев и бунтарей, как считали римляне.

Какие фамилии давали внебрачным детям?
Какую живность на Руси запрещалось употреблять

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*