Суббота , 24 Май 2025
Домой / Новое время в истории / Русское общество пароходства и торговли

Русское общество пароходства и торговли

Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) — российская судоходная компания. Основана 15 (3) августа 1856 года для обеспечения торгового судоходства в Чёрном море. Хотя это был коммерческий проект, его успех опирался на значительные государственные субсидии: на рубеже XIX—XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна. Суда компании также предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время.

В 1856 году российские предприниматели, капитан 1 ранга Николай Аркас и чиновник Николай Новосельский, предложили Министерству финансов Российской империи создать на Чёрном море частное пароходное общество «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу Аркаса и Новосельского, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, ещё небывалого в нашем отечестве».

3 августа того же 1856 года император Александр II своим указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Как явствует из 2-параграфа I раздела Устава (Цель, обязанности и права Общества)

«Русское Общество пароходства и торговли по примеру Российско-Американской компании, состоит под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством».

В апреле 1878 г. был учрежден Комитет по созданию Добровольческого флота, который возглавил наследник российского престола Цесаревич Александр Александрович. За несколько недель в Комитет поступило более двух миллионов рублей. Деньги, полученные от благотворителей, пошли на закупку в Германии четырёх быстроходных пароходов. Первыми судами компании стали «Россия», «Петербург», «Нижний Новгород», «Москва».

После восшествия на престол Император Александр III принял программу наращивания морской мощи России, путём развития судостроительной промышленности, строительство морских судов, создание портов и возведение крепостей. В течение десяти лет она неоднократно корректировалась Императором Миротворцем.

Русская Одесса — национальный состав в 1894 г

Штаб-квартира новой компании РОПиТ разместилась в Одессе. Руководителем общества стал Н. А. Аркас. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию в виде помильной платы.

Одной из причин такой активной поддержки инициативы Аркаса и Новосельского стал Парижский мирный договор, подписанный в марте 1856 года и поставивший точку в Крымской войне. XI статья этого договора предусматривала «нейтрализацию Чёрного моря», запрещавшая черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты. Эта статья ставила Россию в неравноправное положение с Османской империей, которая полностью сохранила свои военно-морские силы, просто разместив их в Мраморном и Средиземном морях, откуда их можно было быстро переместить в Чёрное через контролируемые ею Босфор и Дарданеллы. Властям России, лишившихся возможности иметь свой военный флот на Чёрном море, пришлось идти обходным путём. Поэтому перед новорождённым РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота.

Благодаря поддержке со стороны правительства, в первую очередь государственным субсидиям и займам, а также эффективному развитию, РОПиТ быстро добилось успехов, превратившись в одну из крупнейших судоходных компаний Причерноморья.

Одесса. 1931 Потемкинская лестница

Перевозки грузов и пассажиров РОПиТ начало 21 мая 1857 года.

В первый год своей деятельности общество имело 5 пароходов общей вместимостью 5420 тонн, которые обслуживали три линии из Одессы в Николаев, Херсон и порты Кавказа, а также совершали перевозки по Азовскому морю и пробные рейсы из Одессы в порты Крыма и Средиземноморья.

Пароходы РОПиТ «Император Александр II» (1858) Транспорт № 28 ЧФ, 06.09.1916 на переходе Трабзон-Батум столкнулся с ТР № 43 («Оксюз» / Oxus) и затонул;
«Великий князь Константин» (I) (1858), слом 1896 г.;
«Владимир» (1857) погиб в июне 1894 года после столкновения с итальянским пароходом «Columbia»;
«Веста» (1858), погиб в ноябре 1887 года после столкновения с пароходом «Синеус»;
«Россия» (1872), выведен из состава флота в 1913 г.

пристань Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Евпатория, 1856 год

Через два года после своего создания общество имело 35 пароходов английской и французской постройки, которые, совершая рейсы по 12 маршрутам, перевезли за 1858 год 123 000 пассажиров и 4 млн пудов грузов, что позволило получить прибыль по итогом года в размере 746 000 рублей.

К 1869 году РОПиТ совершал регулярные рейсы по 20 маршрутам,  в том числе на шести заграничных, включая Египет и Францию, располагая флотом из 63 пароходов и 38 барж. Общество стало ведущей судоходной компанией в торговле с Турцией, доставляя туда из России керосин, зерно, спирт, изделия из металлов, ткани и другие товары, везя в обратном направлении кофе, табак, изюм, орехи и различные экзотические товары. Также РОПиТ совершал рейсы между Керчью и Таманью. Помимо коммерческих грузов и пассажиров, суда РОПиТ перевозили правительственную почту и курьеров, войска и военные грузы.

В 1858 году компания заключила контракт с Сардинским королевством на использование порта Вильфранш-сюр-Мер в Средиземном море сроком на 24 года.

В 1860-х годах акции РОПиТ стали котироваться на Санкт-Петербургской бирже.

С 1 января 1898 года стал действовать новый флаг компании, утверждённый морским министерством и императором — на российском бело-сине-красном флаге в верхней белой полосе у древка помещалась золотая императорская корона, а в вольной части белой полосы — золотой почтовый рожок.

К 1910 году РОПиТ стало крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества РОПиТ включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тысяч тонн и более 140 подсобных плавсредств. Все суда РОПиТ оценивались в 24,5 млн рублей.

В 1913 году общий тоннаж флота общества составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда РОПиТ посещали порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

В начале Первой Мировой войны большое количество кораблей общества были заблокированы в Чёрном море. Пароходы были мобилизованы в состав Военно-транспортной флотилии Чёрного моря, обеспечивая воинские перевозки на театре военных действий.

Важной статьёй доходов РОПиТ была перевозка паломников из России в Палестину к святым местам.

РОПиТ активно участвовало в различных выставках. В 1882 году общество было награждено почётным отзывом «За деятельность по устройству механических приспособлений для нагрузки и выгрузки товаров, каменного угля и антрацита» Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В 1910 год РОПиТ представил большую экспозицию в собственном павильоне во время Одесской фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке, организованной Одесским отделением Императорского русского технического общества и Императорским обществом сельского хозяйства южной России. В  павильоне работала станция беспроволочного телеграфа, осуществлявшая регулярные сеансы связи с пароходом «Цесаревич Георгий», совершавшим в тот момент очередной рейс по крымско-кавказской линии.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. РОПиТ передал в состав военного флота три новейших парохода «Юпитер», «Меркурий» и «Метеор», которые в составе русской эскадры участвовали в Цусимском сражении. В том же 1910 году РОПиТ

«задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами [Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран] и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке».

Для этого самый современный и лучший на тот момент пароход общества «Император Николай II» стал базой для «Плавучей выставки предметов русского производства». Товары 135 компаний юга России, Москвы, Петербурга и Польши в течение двух месяцев экспонировались в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Трапезунде и других портах Чёрного и Средиземного морей. На выставке выступал военный духовой оркестр и балалаечники.

Вначале выставка направилась в Ялту, где её посетил император Николай II, находившийся на отдыхе в Ливадии, и «благословил» её.

Н. А. Новосельский позднее участвовал в слиянии пароходных компаний «Кавказ» (перевозки по Каспийскому морю) с работающими на Волге «Меркурием» и «Русалкой», строил железные дороги, развивал курорты Кавказских Минеральных Вод, 11 лет был городским главой Одессы, прославившись постройкой в городе водопровода и канализации. Адмирал Николай Чихачев, директор-распорядитель РОПиТа с 1862 по 1876 год, впоследствии возглавлял Главный морской штаб и управлял морским министерством.

Пароход РОПиТ «Великий князь Константин» в Аккермане (город Белгорода-Днестровского в Одесской области )

Флот Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ)

«Император Александр II» (1858) Транспорт № 28 ЧФ, 06.09.1916 на переходе Трабзон-Батум столкнулся с ТР № 43 («Оксюз» / Oxus) и затонул;
«Великий князь Константин» (I) (1858), слом 1896;
«Владимир» (1857) погиб в июне 1894 года после столкновения с итальянским пароходом «Columbia»;
«Веста» (1858), погиб в ноябре 1887 года после столкновения с пароходом «Синеус»;
«Россия» (1872), выведен из состава флота в 1913;
«Дон» (1857, бывш. «Collingwood»), с 1880 года самоходная баржа;
«Днестр» (1857 колёсный буксирно-пассажирский пароход 1840-х годов постройки), разобран;
«Аккерман» (1857, колёсный буксирный пароход, эксплуатировался до 1895 года.

Пароход «Аргонавт»
Двухпалубный колесный товаро-пассажирский пароход «Аргонавт» водоизмещением 615 тонн был построен по заказу РОПиТ в 1859 г. на судоверфи J.D.A.Samuda в Лондоне (Англия).
Пароход «Аргонавт» стал эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. Перед началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. РОПиТ безвозмездно предоставил «Аргонавт» в распоряжение Морского ведомства и с 12.04.1876 г. пароход «Аргонавт» был зачислен в состав Черноморского флота как пароход активной обороны, базировался он в Очакове.
12.01.1878 года пароход «Аргонавт» вернули РОПиТ. По состоянию на 01.01.1887 г. в порту приписки Одесса пароход числился под №7.
В 1893 г. пароход «Аргонавт» был списан и переоборудован в баржу, а в 1903 г. продан на слом.
Этим судном в разное время командовали:
— капитан-лейтенант П.П. Снетов;
— капитан-лейтенант В.М. Григораш.

«Батюшка» (1857, колёсный буксирный пароход)
Колесный буксирный пароход «Батюшка», водоизмещением 212 тонн, был построен в 1856 г. по заказу РОПиТ на судоверфи Andrew Leslie & Co (cтроительный №13), в Ньюкасле (Англия) и 12.10.1857 г. передан заказчику. Портом его приписки стала Одесса, эксплуатировалось судно на Чёрном море.
После начала русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), буксир, с 26.02.1877 г. «Батюшка» был вооружен двумя 4-фунтовыми орудиями и включен в состав Черноморского флота в качестве вооруженного парохода.
Во время войны он обслуживал минные заграждения у Одессы. В 1880 г. на пароходе во время ремонта установили новый котел. «Батюшка» участвовал в гидрографических работах Черноморской экспедиции, обеспечивая промеры на Еникальском канале. В 1888 г. на пароходе базировалась гидрографическая партия, ведущая промер с паровых катеров в Каркинитском заливе (Евпатория) и Феодосийской бухте.
01.02.1892 г. пароход переформировали в портовое судно. 25.06.1894 г. его исключили из списка судов и переоборудовали в баржу №7.
В 1906 г. баржа еще числилась в Николаеве.

«Братец» (1857, колёсный буксирный пароход);
«Матушка» (1857, колёсный буксирный пароход);
«Сестрица» (1857, колёсный буксирно-пассажирский пароход), 1876 Дунайская флотилия; затем баржа № 93, с 1908 плавбаза ПЛ, 1911 сдан на слом;
«Ласточка» (получен в 1857, ранее Колесный товаро-пассажирский Пароход «Дарго»
По заказу Новороссийской пароходной экспедиции на судоверфи B.Wallis & Сo. в Блэкуэлле (Англия) был построен в феврале 1846 г. колесный товаро-пассажирский пароход «Дарго», водоизмещением 263 тонн.
15.03.1846 г. пароход «Дарго» прибыл из Англии в Одессу и был поставлен на линию Одесса-Керчь. 25.04.1846 г. пароход с 34 пассажирами и грузами отправился в свой первый рейс с заходом в Ялту и Феодосию. С 1847 г. пароход «Дарго» заходил   в Севастополь, а с 1849 г. — и в Евпаторию. В 1850 г. «Дарго» работал на линии Одесса-Николаев.
08.04.1854 г. во время Крымской войны, пароход вооружили четырьмя 18-фунтовыми карронадами и двумя 3-фунтовыми пушками и включили в отряд для защиты Днепровско-Бугского лимана. 22.09.1854 г. для бомбардировки русских укреплений к Очакову подошли четыре пароходофрегата противника. После трехчасовой перестрелки с русскими пароходами корабли противника, получив значительные повреждения, ушли. «Дарго» повреждений не имел.
После Крымской войны пароход «Дарго» разоружили. В мае 1857 г., после расформирования Новороссийской пароходной экспедиции, «Дарго» приобрел РОПиТ, портом его приписки осталась Одесса. Под наименованием «Ласточка» судно стало эксплуатироваться на Чёрном море. В 1865 году пароход списали и переоборудовали в баржу, а в 1880 г. разделали на металлолом.

«Граф Воронцов» (II, 1857) списан в 1864 году;
«Буг» (бывш. Bellona) (1858) с 1880 блокшив, 1896 слом;
«Днепр» (1858, бывш. «Dutchman») затонул в декабре того же года при следовании в порт приписки;
«Болтун» (1858, колёсный буксирный пароход), сдан на слом в начале 1890-х годов;
«Орест» (получен в 1858, ранее «Orient», списан в 1876 году;
«Аргонавт» (1859, колёсный товаро-пассажирский пароход), 1903 слом;
«Олег» (1859) в декабре 1914 затоплен в ходе боевой операции близ Зонгулдака;
«Тётка» (1859, колёсный буксирный пароход) списан в 1884 году;
«Голубчик» (1859, колёсный буксирный пароход) в 1883 передан Болгарии («Хан Крум»), затоплен экипажем в июле 1913 года;
«Язон» (1859) списан в 1894 году;
«Гуниб» (1860, бывш. «Tweedside»);
«Бессарабия» (1861), слом после 1903;
«Византия» (1861);

Пароходы РОПиТ в Аккермане

«Лазарев» (1863) в 1920 уведен в Константинополь, продан на слом в Марселе в 1926 году;
«Генерал Коцебу» (1866) в апреле 1895 года затонул после столкновения с транспортом «Пендераклия»;
«Азов» (1867), слом 1912;
«Ростов» (1867) в 1918 году транспорт повреждён огнем германской ПЛ UC23, выбросился на берег[7];
«Великий князь Михаил» (1865)
«Великая княгиня Ольга» (1866) → «Эриклик» (1872) → «Балаклава» (1921) → «Красный моряк» (1922), слом в конце 1930-х годов;
«Дядя» (1866) колёсный буксирный пароход 1862 года постройки, списан в 1892 году;
«Чихачёв» (1867) № 257. Наскочил на камни у Яффы в 1891 и затонул[8];
«Ястреб» (1868) в том же году переломился и затонул[9];
«Сокол» (1868) списан в 1927 году;
«Кречет» (1868) списан в 1887 году;
«Коршун» (1868) списан в 1887 году;
«Кобчик»(I) (1868) затонул на пути с верфи в Одессу;
«Воробей» (1869)
«Гусь» (1869)
«Индюк» (1869);
«Лебедь» (1869)
«Петух» (1869)
«Утка» (1869)
«Аксай» (1870) в 1875 году выброшен штормом на камни близ Сицилии и затонул;
«Кобчик»(II) (1870)
«Дунай» (1871) в 1899 году переоборудован в баржу;
«Бабушка» (1871, колёсный буксирно-пассажирский пароход), → «Такиль» (1922), списан в 1926 году;
«Дедушка» (1871, колёсный буксирно-пассажирский пароход),
«Альма» (1872);
«Медведица» (1872)
«Цесаревна» (1872) в 1902 году наскочил на камни и затонул;
«Генерал Цакни» (1873; бывш. колёсный буксирный пароход 1868 года постройки), слом в 1892 году;
«Ворон» (1874)
«Чайка»(II) (1874)
«Бельбек» (1874) построен в 1871 для Новороссийского пароходства как «Доверие», списан 1909;
«Императрица Мария» (1877)
«Великая княгиня Ольга» (II) (1880), в 1901 году повреждён пожаром, в 1904 году слом;
«Граф Тотлебен» (1880), с 1917 года «Нестор-летописец», затем «Феликс Дзержинский», списан в 1939 году;
«Пушкин» (1881) списан в 1913 году;
«Волга» (1881) затонул 16 ноября 1922 года, выскочив во время шторма на камни у мыса Дооб;
«Быстрый» (1881) колёсный буксирный катер;
«Брат» (1882)
«Вестник» (1882) списан в 1924 году;
«Хуанпу» (на кантонском диалекте произносится как «Вампу») (1882)
«Царь» (1883) → «Посадник» (1917); в 1925 продан на слом во Франции;
«Царица» (1883) в 1887 году повредил днище и выбросился на берег;
«Тесть» (1883) Т-382 (1917) →»Тесть» (1920) →»Войков» (1927) 20.08.1942 сел на мель и раcстрелян германской полевой артиллерией[10];
«Мечта» (1884) — продан в 1924 г. судовладельцу Эд Кайоль → «Murat»
«Рюрик» (1884)
«Трувор» (1884)
«Синеус» (1884)
«Гостомысл» (1884) — буксирный пароход постройки 1872 года, с конца 1920 года в составе ЧФ (П-4, «Труженик», СП-10, СП-17, ЧФ-41);
«Царица» (1891) — в 1900—1901 годах сдан во фрахт Русскому обществу Красного Креста, с 1915 года мобилизовано в Черноморский флот
«Чихачёв» (II) (1892)
«Святой Николай» (1893)
«Алтон» (1901)
«Метеор» (1901)

Пароход-фрегат «Херсонес» (1903 г.) после покупки РОПиТ и восстановления

«Херсонес» (1903)

«Тигр» (1906) Колесный пароход — императорская яхта, Водоизмещение 1974 тонн. Для постройки данного парохода использовалась машина с английского пароходного фрегата «Tiger», выскочившего на мель у Одессы 30.04.1854 г. Эту машину вытащили из воды и впоследствии установили на императорскую яхту, которой, в память события, дали наименование «Тигр».
Пароход «Тигр» был заложен в 1855 г. в Николаеве на Спасском адмиралтействе. Для его строительства А. Рафаловичу был передан еще один эллинг Спасского адмиралтейства, который он реконструировал за свой счет. Строительство парохода затянулось по причине Крымской войны. В октябре 1855 г. в Днепровском лимане вражеские суда захватили два больших плота дубового и соснового леса, направляющихся в Николаев на Спасское адмиралтейство, принадлежащих Рафаловичам. В связи с этим А. Рафаловичу пришлось обращаться с прошением об отсрочке выполнения контракта. Отсрочка была дана до 01.10.1856 г. Однако деревянный пароход был спущен на воду спустя два года после назначенного срока — 09.10.1858 г.
В связи с запретом иметь России военный флот на Черном море согласно Парижскому миру было «высочайше повелено… не ставя на пароходе «Тигр» артиллерии и заделав обшивками пушечные порты, считать его Императорской яхтой и под яхтенным флагом вывести для плавания по Чёрному морю».
26.08.1872 г. пароход «Тигр» был исключен из списков судов Черноморского флота

«Евфрат» (1906) — уведён белыми в 1920
«Принцесса Евгения Ольденбургская» (1903) — «Чичерин» ЧГМП, затоплен в 1941 году;
«Иерусалим» (1911)
«Император Николай I» (1913) → «Авиатор» (1917)→ «Pierre Loti» (Messagerie Maritimes)/ В 1940 году захвачен в Австралии, затонул при переходе из Лагоса в ЮАС в декабре 1942 года;
«Императрица Екатерина II» — потоплена немецкой подводной лодкой близ Бизерты;
«Император Александр III» (1914) → «Республиканец» (1917) → «Le Lamartine» (Messagerie Maritimes) →»Khai Dinh». Потоплен ВВС США близ Хайфона. Поднят японцами;
«Император Пётр Великий» (1913)
«Царь Михаил Фёдорович» (1914), после 1917 года: «Анатолий Молчанов» куплен SGTM→»Sidi Ferruch», слом 1934;
«Цесаревич Алексей Николаевич» (1914) — 16.06.1916 подорвался на мине возле мыса Тарханкут и затонул;
«Великая княгиня Ксения»(1914) → «Ксения» → «Муравьёв-Апостол».

Российский торговый флот Кампания -Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ)

Форменная одежда служащих РОПиТ

Форменная одежда для лиц, служащих на судах Русского общества пароходства, была Высочайше утверждена по представлению Министра финансов 19 февраля 1899 г. (Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, №16526 от 19 февраля 1899г.) Этим узаконением были утверждены описания и рисунки форменной одежды и знаков различия компании. (Первая публикация в Журнале «Петербургский коллекционер» 1(110)/2019г. стр. 109-112.)

Матросы носили обычную матросскую форму флотского образца: синие фланелевые и белые форменные рубахи, чёрные брюки и нательные полосатые рубахи. Синие воротники и обшлага белых рубах обшивались двойной белой тесьмой. На груди фланелевой рубахи вышивались буквы «Р.О.П.Т.» белого цвета, на груди белой — светло-синего, высотой в 1 вершок (45 мм). Фуражки матросам полагались без козырька, с белым кантом по верху тульи и чёрной лентой на околыше. На ленте золотом печатались названия судов и инициалы компании по типу: «Р.О. НАЗВАНИЕ П.Т.». На фуражках матросов РОПиТ эмблем не было. Особенностью формы матросов был цветной кушак: в РОПиТ красный

Для начальствующего состава были введены парадная и обыкновенная рабочая форма. Парадная форма состояла из сюртука гражданского покроя и брюк (шаровар) из чёрного сукна. На чёрном бархатном воротнике вышивались знаки различия по должностям в виде якоря с расположенными над ними звёздочками.

Капитану полагались три звёздочки, старшему помощнику и старшему механику — две звёздочки, второму помощнику и первому механику — одна, третьему помощнику, второму механику и штурманским ученикам звёздочки не полагались.

Судоводителям металлический прибор полагался золотым, механикам — серебряный. На плечах сюртуков капитанов и старших механиков нашивали плетёнки из шнура по цвету металлического прибора.

Фуражки полагались флотского образца с подбородным ремешком. По верху тульи полагался белый кант, а на околыше сверху и снизу шнур по цвету металлического прибора. Спереди на тулье размещались эмблемы: для служащих РОПиТ — корона по цвету металлического прибора. Летом на тулье носился белый чехол. При парадной форме носили кортик флотского образца.

В штате РОПиТ была предусмотрена ещё одна, высшая, должность — Инспектор морской части. Ему полагалась та же форма, что и у капитанов, но якорь на воротнике был перевит канатом, без звёздочек, и на рукавах имелись галунные знаки различия.

При обыкновенной рабочей форме вместо сюртука носилось укороченное пальто (пиджак) из чёрного сукна, а летом — полотняник флотского образца. Знаки различия на воротниках полагались кованые, металлические. С полотняником могли носить брюки из той же ткани. В холодную погоду надевалось чёрное пальто флотского образца с коваными знаками различия на воротнике. Плетёнки к пальто не полагались. Боцманам полагалось укороченное пальто (пиджак, а точнее, бушлат), который носился с суконным галстуком флотского образца. На воротнике размещались металлические якоря. На околышах фуражек боцманов не было металлических шнуров. На тулье боцманов судов РОПиТ помещалась металлическая.

Зимнюю форму шили из чёрного сукна, летняя — из белого или сурового полотна. Пуговицы отличались от пуговиц для формы командного состава. Машинисты, электротехники и фельдшера судов КВЖД носили ту же форму, что и боцмана, но с серебряным прибором. На рукавах машинистов и электротехников нашивали светло-синие эмблемы. Воротники и обшлага пиджаков фельдшеров окантован белым сукном.

 

«Путешествие из Петербурга в Москву» привело Радищева в Сибирь
Манифест о присоединении к Российской державе Крымского полуострова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*