Четверг , 23 Май 2024
Домой / Новое время в истории / «Русский художественный листок» Василия Тимма

«Русский художественный листок» Василия Тимма

«Русский художественный листок» — печатный сборник, журнал, издавался живописцем и рисовальщиком Василием Фёдоровичем Тиммом в течение 12 лет, с 1851 по 1862 годы в Санкт-Петербурге. В 1854 г., в разгар Крымской войны, он побывал в Севастополе и сделал там зарисовки, которые вошли в «Русский художественный листок», — за них он на следующий год получил звание профессора батальной живописи.

Георг Вильгельм Фридрих Тимм, также известный как Василий Федорович Тимм (21 июня 1820, Рига — 19 апреля 1895, Берлин), русский художник, литограф и дизайнер керамики, известный своим жанром и батальными сценами.

Василий Федорович Тимм родился в дачном местечке Зоргенфрей«свободный от забот»), ныне Рига, в семье рижского бургомистра, Фридриха Вильгельма Тимма (1779-1848) обрусевшего немца. Мать художника, Юлианна фон Циммерман, была дочерью сельского священника.

Его сестра Эмилия Катарина Шарлотта Тимм (1821–1877) пианистка, стала в 1839 году женой русского художника Карла Павловича Брюллова. Позже в Санкт-Петербурге Эмилия вышла замуж второй раз за известного русского писателя, филолога и журналиста Николая Ивановича Греча (1787 – 1867).

Сам Василий Тимм женился на дочери богатого рижского торговца льном Эмилии Николине Пфаб.

Василий Тимм. Французское отступление через Вильнюс

С раннего детства родители поощряли талант сына и помогли ему поступить на учёбу с 1835 по 1839 год вольноприходящим в батально-живописный класс Петербургской Императорской академии художеств, которым руководил знакомый их семьи, происходивший из курляндских немцев, профессор батальной живописи Александр Зауервейд.

Битва при Кульме. 1813 г., профессор батальной живописи Александр Зауервейд.

Вскоре Василий Тимм уже сам делал рисунки для картины немецко-русского художника Александра Зауервейда «Битва при Кульме» 17‒18 августа 1813 года, «о том громком времени, когда дорога от Москвы до Парижа была путём нашего торжества». В битве при Кульме, как и при Бородине, русские гвардейские полки вновь «покрыли себя неоспоримою славою».

Известность пришла к нему очень рано — с иллюстрациями к сатирической поэме «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею — дан л’этранже» (1840-44). считалась одной из самых смешных книг середины XIX века. Её написал Иван Петрович Мятлев — богач, поэт и неподражаемый мастер розыгрышей и блестяще проиллюстрировал мастер жанрового рисунка В. Ф. Тимм.

Иронизируя над невиданной языковой смесью госпожи Курдюковой – «французского с нижегородским», Иван Мятлев писал:

«Патриот иной у нас
Закричит: «Дю квас, дю квас,
Дю рассольчик огуречный!»
Пьёт и морщится, сердечный…
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!
Же не ди па (je ne dis pas – я не говорю)
ла каша
Манная, авек де пенки,
Ла морошка, лез-опенки,
Поросёнок су лё хрен,
Лё кисель э лё студень
Очень вкусны; но не в этом
Лё патриотизм, заметим…»

Василий Тимм исполнил рисунки к известному изданию «Наши, списанные с натуры русскими» и к серии «Картинки русских нравов».

Василий Тимм. Венчание на царство Александра-II

Во время учёбы в Петербургской Императорской академии художеств Тимм был награжден 1837 г. малой серебряной медалью за картину «Группа уланов», а в 1839 г. Василий Фёдорович Тимм закончил учёбу в Санкт-Петербурге большой серебряной медалью и со званием свободного классного художника. С 1849 года Тимм работал рисовальщиком, литографом, иллюстратором.

Пять лет спустя, благодаря Императорской стипендии, Василий Тимм отправился учиться в Париж, где работал под руководством художника-баталиста Ораса Верне (Horace Vernet) с 1844 по 1848 год. Начало Французской революции 1848 года вынудило Василия Тимма вернуться в Санкт-Петербург, где он сначала работал иллюстратором для произведений Фаддея Булгарина и Николая Греча.

Василий Тимм работал в основном в области литографии и гравюры на дереве. Современники называли Тимма «русским Гаварни», сравнивая его с известным французским графиком, карикатуристом и художником книги Полем Гаварни (1804-1866).

Василия Тимма называли лучшим рисовальщиком России. Рисунки и картины Тимма нравились императору Николаю I и императрице. В середине 1840-х гг. В.Ф. Тимм путешествовал по Европе и по России, он совершил поездку Алжир.

Осенью 1848 г. Василий Тимм уехал на Кавказ, участвовал в Кавказской кампании в качестве батального художника Кавказской войны 1849–1850 годов.  С Кавказа Тимм привёз много своих зарисовок с натуры, которые он сделал находясь при войсках во время боевых действий на Кавказе.

Василий Тимм. Выезд Его Величества Государя Императора из Бахчисарая

Собранный материал натолкнул его на идею выпускать «Русский художественный листок» — издание, выходившее с 1851 г. три раза в месяц и принёсшее Тимму широкую известность.

В 1852 году Тимм сопровождал царя Николая I в его поездке на курорты Хаапсалу, Ревель и Хельсинки.

Василий Тимм. Англо-французский союз. (англичанин Реглан и француз Арно)

В 1854 г., время блокады Севастополя в разгар Крымской войны (1853—1856), Василий Тимм сделал множество зарисовок, которые позже переработал в картины. Рисунки и литографии Василий Тимм опубликовал в «Русском художественном листке».

В 1855 году Тимм получил звание академика и профессора батальной живописи Петербургской художественной академии.

Основное содержание «Русского художественного листка»  составляли литографированные рисунки на актуальные темы, среди них были репортажи с мест событий из Севастополя в разгар Крымской войны в сопровождении кратких пояснительных текстов.

В «Русском художественном листке» было много иллюстрированных сценок из петербургской жизни, портреты популярных личностей, репродукции с картин, шаржи и карикатуры.

Неутомимость Тимма позволяла ему обходиться собственными силами, лишь изредка привлекая других художников. Двенадцать лет Тимм издавал знаменитый иллюстрированный «Русский художественный листок», где публиковались не только свои рисунки красками на камне (литографии) в два тона,  но и рисунки других русских художников.

Художник Тимм. Адмирал Павел Нахимов в Севастополе

Тимм, художник «сметливый и искусный -, писал о нём поэт Н. А. Некрасов, — «энергичный и деловитый, бывал всё же склонен к неразборчивости в выборе тем, и ему заметно не хватало той одержимости в служении общественным интересам, которая отличала его товарищей по искусству — зачинателей русской реалистической иллюстрации.»

В конце 1862 г. издание «Русского художественного листка» прекратилось, так как у Тимма ухудшилось зрение и он уехал за границу, пытаясь восстановить сильно упавшее зрение. Впрочем, через два-три года после принятого курса лечения ему стало лучше, он вернулся к работе за границей.

В 1867 году Тимм переехал в Берлин, где занял должность директора частного института керамики, и занялся росписью  керамики. В Россию Василий Тимм больше не вернулся. В 1876 году Тимм был назначен профессором Прусской академии художеств и с тех пор работал на Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине.

После смерти Василия Тимма в 1895 году вдова художника  Эмилия подарила его имение в Риге Рижскому городскому художественному музею. Прах художника захоронен в Риге, на немецком кладбище.

Тимм, литография Масленица

Тимм. Русский художественный листок. Благословение сына

Василий Тимм. Могила Николая-1

Музей-заповедник «Царицыно»
О плотнике Слухове

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*