12 мая Луганщина отпраздновала день Республики. С самого утра на улицах столицы развевались триколоры, эхом доносились звуки гимна. Тем временем участники Всероссийского форума «Русский мир», организованного Всемирным русским народным собором (ВРНС), уже собрались вместе, чтобы сказать новое слово современному миру, чтобы сказать «прощай» миру однополярному, миру жестокой диктатуры Запада. Символично, что новые смыслы Российской Империи создаются не где-нибудь, а на Донбассе — в историческом центре Русского Мира, сердце России и кузнице русской мысли.
Какие же темы были в центре внимания на форуме Всемирного русского народного собора? Прежде всего – это осмысление опыта специальной военной операции, определение смыслов нашей войны. Но почему это важно чётко обозначить именно сейчас? Почему не год назад? Беда современной России в том, что многие наши сограждане живут словно в параллельной вселенной. Далеко не всем понятно, за что именно сражается русская армия. С другой стороны, и среди патриотов многие не видят полной картины. Кто-то говорит, что Россия воюет за освобождение русских территорий; другие настаивают, что главная цель России – это победа над неонацистским режимом Зеленского; третьи считают, главный враг нашей Родины – это не столько Украина, сколько коллективный Запад. Кто же из них прав?
Разумеется, правы все. Настоящее достижение луганского форума в том, что в результате дискуссии была сформирована цельная патриотическая позиция, которая совмещает и объединяет все частные мнения. Теперь у русской народной повестки есть свой основополагающий документ. Антиколониальная борьба против Запада теперь сочетается с миссией защиты Православия, а построение многополярного мира становится новым интернациональным долгом России:
С духовно-нравственной точки зрения Специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и её народ, защищая Духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию Катехона (греч. ὁ κατέχων, «тот, кто удерживает«), удерживающего мир от наступления глобального зла и победы впавшего в сатанизм Запада. От результатов Специальной военной операции зависит не только будущее России и её народа, но и всего Человечества.
Понятие Катехона, взятое из христианского богословия, восходит ко Второму Посланию апостола Павла к Фессалоникийцам (глава 2, стих 7):
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.«
В дальнейшем слово Катехон ещё раз встретится в тексте декларации – и не зря. Катехон – это великая сила, удерживающая мир от явления антихриста и погибели. До тех пор, пока стоит наша Империя, мир будет жить.
Миссия Катехона по праву принадлежит России начиная с XV века, когда Византия предала Православие и сдалась перед папством, заключив Ферраро-флорентийскую унию. С тех самых пор и до сего дня только Россия является всемирной защитницей Православия – Третьим Римом. Поэтому обращение делегатов форума к этой сложной богословской идее крайне важно в контексте восстановления исторической роли нашего Отечества.
Но Луганская декларация говорит не только о «высоких» предметах, она обращает внимание и на «земные», будничные проблемы, с которыми сталкиваются русские за пределами своей Родины. Специальная военная операция началась как национально-освободительная война, ближайшей целью которой остаётся воссоединение русского народа.
Возникает вопрос, что делать тем русским людям, которые оказались под властью других русофобских режимов? В Латвии и Эстонии, в Литве, в Средней Азии – почти везде на постсоветском пространстве русские подвергаются дискриминации и угнетению. Они страдают за свою православную веру, за свой русский язык, за свою русскую культуру, за свою историческую память – словом, за то, что они русские. Недаром развал Советского Союза назван в декларации «одной из главных геополитических катастроф XX века». Русские оказались разделённым народом. Разве здесь можно что-то сделать? Да, можно. И декларация предлагает несколько практических шагов по восстановлению единства русского народа в границах одного государства.
1) Упрощение предоставления российского гражданства для русских соотечественников, то есть для тех, кто с детства говорит по-русски.
2) Введение «карты русского», которая позволит её владельцу пересекать российскую границу в упрощённом порядке, существенно облегчит получение в России вида на жительство, даст возможность работать и учиться на территории России без получения специального разрешения, а также предоставит ряд других льгот и привилегий. Этот документ рассчитан на тех, кто по каким-то причинам не может получить гражданство РФ, но всё равно считает себя частью российского культурного пространства.
3) Создание условий для переселения в Россию всех иностранцев, сочувствующих миссии России: высококвалифицированных специалистов, учёных, инженеров, инвесторов и членов их семей. Таким образом, Россия становится не только Империей-Катехоном, но и «государством-ковчегом», дающим спасение всем, кто не желает подчиняться диктатуре Запада.
Луганская декларация – это не просто манифест военного времени. Она делает шаг вперёд, закладывая основы мирной жизни на освобождённых землях. Возвращение к идее триединого русского народа является первым шагом на пути к послевоенному урегулированию. И снова, делегаты форума исходили из традиционных для нашей страны принципов. Ибо концепция триединства русского народа восходит ещё к XVII веку – к творчеству малороссийского духовенства — архиепископа Феофана (Прокоповича). Именно тогда сформировалось представление о том, что русский народ включает в себя великороссов, малороссов и белорусов. Объединённые не только культурно, но и политически, наши народы составляли единое целое вплоть до конца Империи Романовых. И только Октябрьская революция 1917 года, а также безумная политика советского руководства («коренизация» и «украинизация») привели к подъёму украинского национализма, с наследниками которого мы бьёмся в эти дни. Таким образом, тезисы Луганской декларации являются возрождением традиционных доктрин Империи, которые на протяжении нескольких веков определяли жизнь нашего народа.
Россия вновь будет жить под мирным небом. В этом нет сомнений. Но сейчас мы находимся в состоянии войны с жестоким противником, за спиной которого стоит вся Европа. Учитывая, что украинская государственность целиком и полностью основана на русофобии, Луганская декларация провозгласила требование войны до победного конца:
«По завершении СВО вся территория нынешней Украины должна войти в зону исключительного влияния России. Возможность существования на данной территории русофобского, враждебного России и её народу политического режима, а равно политического режима, управляемого из враждебного России внешнего центра, должна быть полностью исключена».
Мирная жизнь на территории Малороссии и Новороссии возможна только после безоговорочной капитуляции Киева. Эти положения пока только на бумаге форума ВРНС стали триумфом Партии Победы над «партией пораженцев«.
Луганская декларация действительно может изменить Россию. А может и не изменить. Чем быстрее мы признаем украинство деструктивной и экстремистской идеологией, тем быстрее окончится эта война. Ведь тогда у нас появится законное основание для полной зачистки общества от предателей-заукраинцев. Чем скорее мы примем закон о русских соотечественниках, тем больше по-настоящему русских людей вернутся в Россию, чтобы сделать её чуточку лучше. Чем твёрже мы заявим миру свою позицию, тем яснее станет наша миссия для нас самих. Быть русским – значит удерживать мир от зла. Так было, так будет.
Под грохот снарядов, в тумане сражений, среди криков и рыданий, Россия вновь становится самой собой. Но станет ли?.. Финал нашей истории остаётся открытым – и зависит он только от нас самих.
Участники Луганского форума: Леонид Пасечник (и.о. главы ЛНР), Денис Пушилин (и.о. главы ДНР), Константин Малофеев (заместитель главы ВРНС), Александр Дугин (директор Института Царьграда), Анна Кузнецова (заместитель председателя Государственной Думы), Игорь Бабушкин (губернатор Астраханской области), Виктор Водолацкий (первый заместитель председателя комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и делам соотечественников), Дарья Лантратова (сенатор РФ от ЛНР), Денис Мирошниченко (председатель Народного Совета ЛНР), Алексей Муратов (руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика»).
Константин Двинский