12 ноября 1901 года, родился Алексей Владимирович Сахновский – выдающийся русский дизайнер, эмигрант из царской России, работавший в США.
Алексей Сахновский (1901 — 1964) родился в богатой аристократической семье в Российской империи. Род Сахновских вёл своё начало от козацко-старшинской среды на Черниговщине, а официальным «патриархом» рода Сахновских считался Василий Сахненко, городовой атаман Менска в 1672—1677 годах.
Отец Алексея — граф Владимир Сахновский занимал пост личного финансового советника императора Николая II, во время Первой мировой войны руководил станцией Новый Порт и Петроградской портовой таможней.
Мать Алексея — внучка сахарного магната Николая Терещенко (1819 — 1913), одного из пионеров промышленного русского автомобилестроения. Николай Терещенко тайный советник, видный российский политический деятель, старший сын основателя династии купца 1-й гильдии Артемия Яковлиевича Терещенко (1794 — 1873), дед Михаила Ивановича Терещенко — министра финансов (1917 г.), позднее — министр иностранных дел Временного правительства России, владельца сахарных заводов, крупного землевладельца и банкира.
Детство Алексея Сахновского прошло в Киеве. Семейный автомобиль «Мерседес» произвёл большое впечатление на будущего автомобильного дизайнера, он стал большим любителем автотехники и даже построил в 13-летнем возрасте безмоторную тележку, на которой спустился по Андреевскому спуску.
В 1917 году, не приняв политических перемен, граф Владимир Сахновский покончил с собой, приняв яд.
В 1919 году юный Алексей пробрался на юг и записался в Добровольческую армию барона Врангеля. Белое движение, которому юноша отдал два года жизни, потерпело сокрушительное поражение, впереди маячила неизвестность. В январе 1920 года Алексей Сахновский бежал из России на французском миноносце в Париж, к тётке.
Граф Алексей Сахновский вёз с собой бриллиант в 5 с половиной карат. Больше у него ничего не было. Он ещё не знал, что ему суждено стать одним из ведущих автомобильных дизайнеров сначала в Европе, а затем за океаном, в США.
Париж встретил Алексея неласково; на опеку со стороны многочисленных родных, покинувших Родину и обосновавшихся в столице Франции он и не особенно рассчитывал.
С детства у Сахновского, влюблённого в автомобили, была мечта стать автоинженером — и, чтобы воплотить её, он поступил сперва на инженерный факультет Лозаннского университета, но затем вернулся в Париж. Поскольку желание рисовать стремительные автосилуэты в Алексее победило тягу к инженерному созданию механизмов, он снова решил учиться, теперь уже в Брюсселе, в École Arts et Métiers («Школе искусств и ремесел»). Впрочем, «Школу искусств и ремесел» Алексей тоже не закончил по финансовым причинам.
27 декабря 1924 года Сахновский поступил на работу переводчиком, а затем чертёжником в фирму, занимающуюся разработкой кузовов для автобусов кузовостроительной мастерской бельгийца Антуана Ван ден Пляса. Сегодня Vanden Plas – известная на весь мир кузовостроительная компания.) Сахновский сотрудничал с бельгийским же ателье d’Ieteren. Свои эскизы он подписывает на французский манер – де Сахновски.
В ателье Антуана Ван ден Пляса, Сахновский достиг достаточно высокого положения, получив собственный кабинет и право разрабатывать новые проекты дизайна автомобилей для богатых клиентов.
В 23 года Сахновский ушёл на вольные хлеба, создав собственное ателье, ставившее эксклюзивные кузова на автомобили. Надо сказать, что за время работы в Бельгии он успел поработать со всей автомобильной элитой Европы — начиная с 1924 года ему заказывали кузова Panhard et Levassor, Fiat, Hispano-Suiza, Isotta Fraschini, Mercedes-Benz и многие другие компании.
Сахновский смог победить на конкурсе автостиля в Монте-Карло и выполнить несколько очень серьезных индивидуальных заказов, в том числе дизайн кузовов для индийского магараджи, который приобрел себе бельгиский суперлимузин Minerva, и сына писателя Артура Конана Дойла — Rolls-Royce 20 HP.
Однако в 1928 году Алексею Владимировичу стало тесно в Европе — он отверг предложение шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла, который специально приехал в Париж, где проходила очередная автовыставка, чтобы обсудить условия контракта с Сахновским лицом к лицу.
Алексей Владимирович понял, что сердце мирового автопрома бьётся за океаном в США, и начал рассылать своё портфолио в американские компании. Проблем с переездом было две: во-первых, у него, человека без гражданства, была единственная возможность получить американский вид на жительство, получив контракт на долгосрочную работу, во-вторых, он собирался приезжать в США только на роскошном лайнере, и чтобы его встречала пресса. Получилось и то, и другое.
Наш герой, к тому моменту уже привыкший именовать себя Алексис де Сахновски, выбрал другого работодателя — американскую компанию Hayes Mfg.Co. Владельцы этого кузовного ателье явно сразу поняли, с кем имеют дело, и предложили Алексею должность арт-директора. 22 октября 1928 года он сошёл на американский берег с борта огромного трёхтрубного лайнера «Левиафан».
22 октября 1928 года Сахновский подписал контракт с американской компанией Hayes Mfg.Co. Дизайнеру поручили разработку стиля автомобилей марки DeVaux.
Кузов, спроектированный Сахновским лично для Гектора Хейза на шасси Cord L-29, и полчить Гран-при на конкурсе элегантности в Монако.
В 2012 году DeVaux Cord L-29 Special Hayes Coupe (1930) продали с аукциона $2 420 000.
К тому моменту, когда компания Hayes Mfg.Co Гектора Хейза прогорела, автомир США уже прекрасно знал Сахновского. Алексис де Сахновски был консультантом отдела стилевого дизайна фаэтон Packard Twelve, работал над стилем разных моделей марки Nash… Свои патентные заявки Сахновский начинал словами:
«Я, Алексис де Сахноффски, субъект российского царского режима, проживающий в отеле «Уорвик» в городе Филадельфия…»
Руководство компании Nash прямо признавало, что сделанные Сахновским эскизы вдохновили заводской отдел дизайна на создание моделей 1933 года.
Известно, что Сахновский был причастен к дизайну Chrysler Airflow – модели, оказавшейся чересчур радикальной для 1934 года. Стиль streamline, «обтекаемый» – своеобразное ответвление от ар-деко – увлек Сахновского.
В этом новом, набиравшем популярность стиле streamline Алексис де Сахновски создавал и автомобили, и велосипеды, и даже радиоприемники.
В первом номере мужского журнала Esquire, вышедшем в октябре 1933 года, была опубликована его статья, в которой излагал свои соображения по дизайну, основанному на «иллюзии скорости».
«Художественная обтекаемость, являющаяся предметом чистого творчества и психологии, полностью независима от результата, достигаемого в аэродинамической трубе», — писал Сахновский.
В итоге Алексис де Сахновски был приглашён в мужской журнал Esquire в качестве редактора отдела техники.
В итоге машину American Austin Roaster (1932) с дизайном Сахновского сразу же купил известный голливудский актёр Бастер Китон и другие кинодеятели Голливуда.
Ещё одна история связана с освоением американским автопромом компактных моделей. American Austin, выпускавшийся по британской лицензии, продавался плохо и в 1937 году Сахновского попросили придать ей более привлекательный вид.
На снимке – вариант American Austin, 1939 года.
Однако самой знаменитой предвоенной работой нашего героя стали знаменитые «пивные грузовики». Началось всё с того, что в соседней с США Канаде был введён запрет на рекламу пива.
Канадские пивные магнаты, семья Лаббат, решили использовать в качестве рекламы пива сами автомобили, использовавшиеся для перевозки пива, для чего они решили придавать «пивным грузовикам» новомодные и эффектные «стримлайновые» формы. Идея возникла у Хью Маккензи, управляющего пивоварни Labatt, Ltd, он любил читать мужской журнал Esquire, в особенности — тексты Сахновского, поэтому вопрос о том, к кому обращаться за реализацией идеи, был решён мгновенно.
С 1935 по 1947 годы дизайнер Алексис де Сахновски создал для пивоваров четыре партии пивных автопоездов в стиле streamline, «обтекаемый». Другие пивоварни решили потеснить конкурентов — но лишь пивной автопоезд работы Сахновского стал одним из неофициальных символов Канады, запечатлённый на почтовой марке 1996 года выпуска, а единственный сохранившийся его образец в Канаде тщательно берегут и показывают на разнообразных автошоу.
В 1939 году Алексис де Сахновски получил американское гражданство. Но тут началась война.
СССР и США стали союзниками. Алексис де Сахновски был призван в армию на службу маскировки, а затем – в разведку.
В 1942 году бывший врангелевец Сахновский, теперь уже в форме майора американских ВВС, прибыл в Москву. Здесь он в союзнической миссии принимал технику, поступающую в СССР по ленд-лизу. По сути, делал то же самое, чем занимался его покойный батюшка граф Владимир Сахновский, комендант Петроградской портовой таможни, в годы Первой мировой войны, он принимал американские грузовики для русской армии.
Время от времени Сахновский выполнял роль переводчика Уильяма Гарримана, посла США в СССР.
В 1945 году Сахновский демобилизовался из вооруженных сил США в звании подполковника.
В послевоенное время Сахновскому не очень везло. Его дизайнерские работы обтекаемого кузова автомобиля прекрасно помнили, но всё реже и реже заказывали ему новые проекты.
Пивоварам больше не нужны были эффектные автопоезда, а в автопроме США наступила эра крупных корпораций, которым нужны были большие проектные отделы, а не отдельно стоящие гении.
Микроавтомобиль Crosley, за переработку внешнего вида которого Сахновский взялся в 1950 году, так и не занял серьезных позиций на рынке, а через два года его и вовсе перестали производить.
На склоне лет Алексей Сахновский поселился во Флориде, где старательно оправдывал прозвище, данное ему журналистами – Mr. Dream Car. Он охотно сотрудничал с журналами, публикуя проекты фантастических машин.
На снимке – обложка журнала Speed Age за октябрь 1958 года. Большая индустрия, перейдя на массовый выпуск автомобилей с несущими кузовами, больше не нуждалась в фигурах, подобных Рэймонду Лоуи, Алексу Тремюлусу и Алексею Сахновски. Зато эскизы Алексея Владимировича вдохновили добрый десяток «самодельщиков» строивших из стеклопластика родстеры — тип кузова легкового автомобиля с открытым верхом, предназначенный для двух пассажиров.
Исторически родстеры не имели стационарной крыши, боковых окон или полноценных дверей, но современные модели часто оснащены съёмной или складывающейся крышей и минимальными боковыми окнами. Родстеры обеспечивают отличные динамические характеристики благодаря лёгкому весу и низкому центру тяжести. Часто оснащены мощными двигателями, что делает их популярными среди энтузиастов спортивного вождения.
Уволившись со службы в звании полковника, Алексей Сахновский возвратился к любимой профессии и создал ещё ряд интересных проектов. Первые спортивные машины Сахновского с кузовом из стеклопластика, подтолкнули легендарного шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла к созданию Chevrolet Corvette.
Были и проекты первых спортивных машин с кузовом из стеклопластика, которые вдохновили шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла на создание Chevrolet Corvette.
Сахновский продолжал сотрудничать с журналами в качестве иллюстратора фантастических машин.
В 1963 году он создал серию рисунков классических автомобилей для альманаха Automobile Quarterly. Считается, что благодаря участию Сахновского авторитет первого в мире специализированного журнала Automobile Quarterly по автомобильной истории вырос в несколько раз…
Алексис де Сахновски до конца жизни работал в мужском журнале Эсквайр (Esquire) «редактором по технике и механизмам».
Эсквайр — Esquire в конце 14 века почётный титул в Великобритании, от др.франц. escuier «щитоносец, сопровождающий молодого человека, обучающегося на рыцаря, жених» (совр.фр. écuyer), от средневековой латыни scutarius «щитоносец, гвардеец», в классической латыни «изготовитель щитов», от scutum «щит», от праиндоевропейского *skoito- «кусок дерева, ножны, щит», др.ирланд. sciath, русский «щит», валлийский ysgwyd, бретон. scoed «щит«, др.прус. staytan «щит».
Римляне позаимствовали большой щит-скутум у этрусков. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита.
В Британии первоначально Esquire — феодальный ранг ниже рыцаря, значение расширилось в 16 веке до общего титула вежливости или уважения к образованному и профессиональному классу, особенно позже в США, считавшегося принадлежащим в основном юристам.
Алексей Сахновский скончался в 1964 году в Атланте, навсегда оставшись в истории автомобильной промышленности, как один из удивительных дизайнеров кузовов автомобилей.