История гнёздовского поселения насчитывает более 1000 лет. Возникший на рубеже IX-X вв. на берегу Днепра небольшой посёлок довольно быстро стал важным торгово-ремесленным центром, в котором мирно уживались славянин и скандинав, воин-дружинник и ремесленник, торговец и землепашец. Время расцвета Гнёздова – это X век, когда поселение становится одним из важнейших центров связывающих Север и Юг Европы на торговом «пути из варяг в греки…».
Самым замечательным является курган, в котором были найдены останки парного сожжения в ладье, сопровождаемого сломанным мечом, железной скандинавской гривной, славянским височным кольцом (типичное украшение славянского костюма), арабскими монетами и византийскими сосудами: амфорой и кувшинчиком.
На черепках разбитой во время совершения погребальной церемонии амфоры обнаружилась процарапанная надпись по-славянски «Гор(о)у(ш)на» — по одной из версий это мужское славянское имя в родительном падеже, по некоторым другим — Горошина, или горчица.
Известно, в 988/989 году князь Владимир крестился в Херсонесе и Русь официально приняла христианскую веру. В археологическом материале свидетельства проникновения новой христианской религии на территорию Руси относятся к более раннему времени.
Примерно в 70-х гг. X века в Гнёздове были совершены несколько погребений, в которых оказались восковые свечи или подвески-крестики, вырезанные из листового серебра. Среди этих погребений есть погребения воина с полным набором вооружения и женщин в одеяниях скандинавского покроя – это погребения представителей гнёздовской знати.
Многие мечи на Русь привозились норманнами. Отдав должное варягам как распространителям высококачественного оружия, исследователи отмечали, однако преобладание на Руси не скандинавских, а франкских клинков192. Теперь это суждение становится бесспорным. Не удалось опознать клейм явно скандинавского происхождения.
Не менее 35 клинков (т. е. 64%) мечены надписями и знаками в виде круга, креста, подковы, спирали, указывающими на каролингские мастерские. Что же касается остальных клинков, с буквообразными начертаниями, фигурой с косо расположенными лентами, изображением человека, дамаскировкой, наконец, и вовсе не клейменных, то места их изготовления не известны, остаётся только гадать. Среди претендентов могут оказаться как шведы, так и русские.
Большинство клинков, в особенности подписных, и рукоятей к ним, видимо, изготавливались одновременно. Украшения геометрического характера на этих изделиях часто лишены «национальной» окраски. Однако в Европе встречаются случаи, когда рукояти готовых клинков переделывались позже сообразно местным вкусам. Таковы некоторые лезвия с надписью Ulfberht и рукоятями, орнаментированными в еллингском стиле.
Особо выделяется эффектно украшенный меч из Монастырища. Его массивное перекрестье и навершие покрыты гравированным по серебру и усиленным чернью узором. На перекрестье различимы две пары лап, перехваченные лентами. На поверхности рукояти прорезаны углубления для вставки золотых пластинок с напаянными колечками. Сходная отделка оказалась на шведских и готландских круглых фибулах, украшенных в еллингском стиле, осложненном англосаксонскими декоративными элементами194. Не является ли трудночитаемое клеймо этого меча лишним подтверждением его некаролингского, собственно скандинавского происхождения?
В галерею викингских мечей можно включить и меч X века из Гнездова195. Его рукоять из бронзы орнаментирована плавно изгибающимися завитками растительного характера. В изгибах плетения различимы звериные лапы. В целом украшения меча напоминают скандинавский орнаментальный стиль Борре.
В Скандинавии мечей с аналогичными узорами не обнаружено, поэтому видный шведский археолог X. Арбман не без оснований полагал, что рукоять меча была изготовлена ремесленниками Гнездова, возможно, жившими там шведами второго поколения, использовавшими при её отделке мотивы орнамента женских фибул в виде черепахи196.
Самым бесспорным скандинавским мечом длительное время считался образец, найденный в местечке Фощеватая у Миргорода. Меч снабжен красивой бронзовой рукоятью с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ в стиле рунических надписей на камне. Несколько лет тому назад X. Арбман, обратив внимание на разный стиль отделки навершия и перекрестья по отношению к стержню рукояти, усомнился в шведской родине этого клинка (илл. 88).
Илл. 88. Рукояти богато декорированных мечей из древнерусских памятников.
1. Гнездово, курган № 2 раскопок 1950 г.,
2. Монастырище;
3. Фощеватая (подписной клинок с клеймом «коваль Людота»)
Вопрос о месте производства фощеватовского меча принял совершенно неожиданный поворот после того, как был расчищен его клинок. На одной стороне полосы клинка вместо ожидаемого латинского клейма отчетливо проступило наведенное Дамаском слово коваль (т. е. кузнец), на другой — имя мастера Людота или Людоща. Надпись явно производителя меча, а не владельца.
Итак, клеймо, состоящее из уставных кириллических букв, установило не норманнское, а русское происхождение меча и его клинка. Полученная на основании лингвистического, типологического и искусствоведческого анализа дата меча показала, что он сделан, видимо, не позднее первой половины XI века.
Надпись кириллицей на клинке является древнейшей сохранившейся русской надписью на оружии и металле вообще и передает первое дошедшее до нас имя русского ремесленника, кузнеца.
Фощеватовский клинок, судя по его клейму, доказывает, что в Киеве существовало собственное производство мечей и клинков грамотными кузнецами в эпоху бурного подъёма древней Руси при князьях Владимире или князе Ярославе Мудром.
Древнейший русский подписной меч явился результатом плодотворного использования технических знаний и навыков изготовления мечей: каролингских — изучена техника исполнения надписи, скандинавских (викингов) — выполнение орнаментальных узоров и русских мечей — клеймо и форма рукояти с опущенным перекрестьем.
Самое парадоксальное состоит в том, что мечи, которые называют скандинавскими «мечами викингов», на самом деле были франкскими. Ещё более парадоксально то, что франкские мечи увеличили количество набегов викингов на Франкское государство.
В западной Европе длинный меч получил название «каролингский» по имени Карла Великого, родоначальника Каролингов — королевской и императорской династии правителей Франкского государства в 687 — 987 годов. «Каролингский меч» нередко обозначается, как «меч викингов» — это определение введено исследователями и коллекционерами оружия XIX—XX веков.
Как правило, русский меч и меч «каролингский» были изготовлены в одних
Древнерусское государство было второй страной Европы после Каролингской империи, где был выпущен собственный меч, подписанный мастером на кириллице.
При расчистке найденного клинка вскрылась надпись ЛЮДОТА или ЛЮДОША КОВАЛЬ, что однозначно говорит о русском мастере-оружейнике. На втором мече есть надпись СЛАВ, что тоже подтверждает работу русского оружейника.
Древнерусский мастер, изготовивший этот меч, считал себя «конкурентоспособным» мастером по отношению к прославленным западноевропейским мастерам, способным изготовить образцы мечей высокого класса. Можно надеяться на отыскание у нас или за границей других бесспорно русских клинков, что, однако, не может быть противопоставлено выводу о несомненном преобладании в Восточной Европе каролингского импорта мечей для IX–X столетий.
Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда мастер украшал бронзой, серебром и даже золотом. На оружии и доспехах русских воинов часто встречается традиционное древнерусское изображение змеевика, служившее оберегом для воина.
Есть находка клинка меча из Фощеватой, украшенная орнаментом, ранее считавшимся скандинавским, хотя этот орнамент можно считать стилизованным змеевиком.
Змеи — символы Земли-Матушки — Великой богини-матери, русские оружейники изображали змеевик на рукояти меча. Змеевик Владимира Мономаха.
Мечи из Гнёздовского кургана просто неимоверно богато украшены. Отличительно особенностью славянских мечей, кроме формы навершия и орнаментов, можно считать искусную роскошь отделки.
Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве.
Обычаи «русов», «ар-рус» арабских источников, и в том числе «ал-лаудана» — ладожан, включали, наряду с сожжением в ладье, погребением в камере (совпадающими с археологическими характеристиками скандинавских викингов), походами в «полюдье» по землям славян («славиниям» Константина Багрянородного) и трансконтинентальной торговлей, отмеченный многими арабскими авторами (Ибн Русте, Гардизи, Марвази, Ауфи, Иаку- том и более поздними компиляторами)
«обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: “Это — твоё наследство; отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать”» (Заходер 1967:83).
Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX века, примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, грести…)
Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума «именно Ладога исключительно и была русью» (Stang 1996: 200).
Редкость находок мечей в курганах XI—XII вв. объясняется тем, что не меч, а копьё и топор у древнерусских дружинников были самым главным оружием в бою. На древнерусских миниатюрах и летописях представителей высшей феодальной знати Руси изображали вооружёнными мечом, в то время, как простые воины княжеской дружины изображены с копьями. Впрочем, в битвах конные военачальники так же дрались копьями, так как во время сближения противников в начале битвы копья были главным оружием сражения.
Под стенами Луцка князь Андрей Боголюбский (1149 г.) сломал своё копьё, и чуть не был убит копьём противника. Во время борьбы за Киев в 1151 г. Андрей Боголюбский «возма копье, еха наперед, и съехався преже всех, и изломи копье свое». После того, как в бою ломалось копьё, воин прибегал к мечу, который был даже у пехотинцев. В 1151 г. собственный пехотинец чуть не убил князя Изяслава Мстиславича не узнав его в пылу сражения — «вынза меч свой и нача сечи по шелому»
Судя по древним изображениям и летописным сведениям в XI—XII вв. мечу придавали различные символические значения. В военном обиходе Древней Руси «взимать меч против» означало начинать войну, «заити мечом» — завоевать земли противника.
Меч в XI—XII вв. был символом власти. На миниатюрах Радзивилловской летописи назначение удела иллюстрируется торжественной передачей клинка. Мечник — чин судебной княжеской администрации — получил своё название от меча, карающего неправду.
В XIII веке длинный меч в руках русского воина служил, как рубящее оружие. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся.
«Да не ущитятся щиты своими и да посечени будуть мечи своими» или «Посекоша мечем нещадно», говорит о мече Лаврентьевская летопись.
Обычная длина меча X — XIII века была около 80 – 90 см, однако, на Руси был найден просто гигантский меч длиной 120 см, с шириной клинка — 5 – 6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна меча на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса оружия. Чудовищный вес меча усиливал мошь рубящего удара, способного разрубить всадника вместе с лошадью.
Русские кузнецы — оружейники усилили рукоять меча и удлинили его лезвие, что значительно повысило ударную силу этого страшного оружия. Позднее русский меч стал не только рубящим, но и колющим оружием:
«Призвавше ко оконцю пронзут и мечем».
В арабских рукописных свидетельствах ал-Кинди в трактате «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются» и ибн Руста о «сулиманских», то есть мечах русов.
Ибн Фадлан часто упоминает о высоком качестве великолепных русских мечей, которые продавались на восточных рынках, где было много клинков низкого качества.
Оба автора указывают на богатство отделки мечей русов, общую похожесть на франкские мечи, отсутствие клейм.
Ибн Мискавейх упоминает в донесениях о том, что ради русских мечей, мусульмане грабили могилы русских воинов, захороненных с оружием. Он отметил отличное качество изготовления русских мечей, сделанных «как у франков».
Отличное качество мечей, богатство отделки мечей русов отмечали также и армяне, и византийцы, указывая на общую схожесть с франкскими мечами при отсутствие клейм.
В XII–XIII веках на Руси использовались мечи всех видов, известных в то время в Западной Европе.
Основным типом холодного оружия воинов XII–XIII века был обоюдоострый клинок шириной 5-6 см, и длиной около 90 см с глубоким долом, короткой рукоятью с небольшой гардой, общий вес меча составлял около 1 кг.
Для древнерусского воина, как и для воинов всех времён и народов, не было лучшей награды, чем меч, кинжал, сабля или нож. Такие дары были особенно ценными и почётными, наградное оружие всегда оберегалось, передавалось по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение. Это была и есть гордость семьи, воинское достоинство и слава предков, память героев рода и пример для потомков.
Выковать меч в XII–XIII веках могли только состоятельные воины.
Найденные преимущественно в Северной Европе, а также в Прибалтике, Ладоге, в курганных могильниках археологического комплекса Гнёздово, и городище расположенном около посёлка Гнёздово на берегу Днепра в 12 км к западу от Смоленска, мечи Ульфберта (Ulfberht) датируемые IX — XI веком, имеют одинаковую надпись «+VLFBERHT+».
Ульфберт (Ulfberht) — «+VLFBERHT+» = +VLF — волк; BERHT+ беречь