Умирая ж, каждый сыну наказывал,
Рубитися наказывал до смерти,
Полегти за правду, за истину.
То ж и сын сыну наказывал…
А.К.Толстой
Центр русского княжества Кукенойс располагался у места впадения в Даугаву реки Персе. Древнее название города русское — Куконос — по имени речки Кокны (прежнее имя река Персе) и означало «мыс Кокны». По другому варианту, нос — приток реки. В своей хронике Генрих Латвийский прямо называет Кукенойс «русским городом» (castro Ruthenico). Теперь на этом месте стоит небольшой латвийский городок Кокнесе.
В древности здесь находилось торговое поселение, в котором проживали купцы и ремесленники. Археологические исследования показали, что оно представляет собой многослойный исторический памятник с толщиной культурного слоя 4–7 метров. Люди поселились здесь ещё в середине I тысячелетия н.э. Городище–замок занимало площадь 2 000 кв. метров. Укреплённое городище было обнесено валом с мощными деревянными стенами. Найдены следы ворот крепости. Площадь поселения была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками.
Археологи обнаружили остатки православной церкви XII века. Она стояла на тщательно сложенном каменном фундаменте, скреплённым известковым раствором. Были открыты настил пола из доломитового камня и каменные ступени, устроенные при входе. К этому же периоду относится возникновение предградья. Здесь раскопками открыты многочисленные срубные жилища. В вещевом инвентаре и домостроительстве Кокнесе проявляется большое влияние древнерусской культуры, чем где–либо в Латгалии.
К изделиям из Руси относятся древнерусские украшения — стеклянные бусы, браслеты, перстни и др. Найдена свинцовая печать Св. Георгия и Софии с греческой надписью. Преобладает гончарная керамика 98% древнерусского образца. Судя по находке массивного деревянного предмета с выемкой и ручкой, имеющего аналогии среди приспособлений для натягивания паромного каната, там действовала паромная переправа через Даугаву. Материалы раскопок свидетельствуют, что в городе бок о бок жили русские, латгалы, селы.
Князь княжества Кукейнос Вячко (латинское Wetseke, лат. Vetseke, ум. 1224), православное имя при крещении Вячеслав, Вячко, Влачко правил с 1205 по 1208 год. Исследователи относят князя Вячеслава как к одному из представителей полоцких Рюриковичей.
В начале XIII века княжеством управлял внук одного из героев «Слова о полку Игореве», смоленского правителя Давыда Ростиславича, восемнадцатилетний князь Вячеслав Борисович (Вячко), которого латвийские учебники истории упорно именуют «правитель Ветсеке». Генрих Латвийский в своей хронике отзывается о нём достаточно уничижительно, поскольку Вячко был молод и даже ещё не женат.
С течением времени полоцкие князья, занятые внутренними неурядицами, обращали всё меньше внимания на происходящее на северо-западе. В этих условиях князю Вячко пришлось пойти на соглашение с тевтонскими немцами.
Правитель Кукенойса пытался жить с тевтонами в мире и добрососедстве. Он не был безрассуден, прекрасно понимая, что сил его небольшой дружины не хватит, чтобы изгнать крестоносцев с балтийской земли.
В 1205 году князь Вячко заключил мир с тевтонами, отдав епископу Альберту половину своего княжества Кукейнос в обмен на обещание защиты от ливов, нападавших на его земли.
Крепость Кукейнойс был прежде всего воинским поселением. Об этом свидетельствуют многочисленные находки бронебойных наконечников стрел. В крепости постоянно находилась боевая княжеская дружина. Согласно традициям того времени, в ней состояли не только русичи, но и удальцы других народов и земель. Замок защищал окрестные земли от набегов воинственных соседей (литвы, земгалов, эстов), контролировал переправу и ближние двинские пороги.
В 1206 году епископ Риги Альберт попытался заключить мир с князем Владимиром Полоцким.
В 1207 г. князь Вячко встречался с Альбертом, просил помощи в защите от литовцев и «епископ почтил короля многими дарами, обещал ему помощь людьми и оружием…».
За это пришлось обещать немцам половину своих владений. Но это было лишь началом. В том же 1207 году, несмотря на все мирные договорённости, воины епископского вассала Даниила фон Бенерова напали на Кукенойс. Об этом подробно поведал нам Генрих Латвийский:
«Однажды ночью слуги Даниила поднялись вместе с ним самим и быстро двинулись к замку короля. Придя на рассвете, они нашли спящими людей в замке, а стражу на валу мало бдительной. Взойдя неожиданно на вал, они захватили главное укрепление;
отступавших в замок русских, как христиан, не решились убивать, но угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен и связали. В том числе захватили и связали самого короля, а всё имущество, бывшее в замке, снесли в одно место и тщательно охраняли».
Многое непонятно в этой истории. Вряд ли рыцарь Даниил решился на это без тайного одобрения своего сюзерена епископа Альберта. Странно выглядит и захват замка. С какой–то странной лёгкостью немцы проникли в крепость, благодаря «мало бдительной» страже! В рассказе хрониста чувствуется некая лукавая недоговорённость. С большой натяжкой можно всё списать на юность князя и легкомыслие его дружины, проспавшей нападение врага. Казалось бы, эта тайна навсегда погребена в толще времени.
В окрестностях Кукейнос сохранилось одно старинное предание, которое дошло до нас сквозь столетия и многое объясняет. Вот эта легенда:
«Когда–то в Кокнесе правил богатый властитель. На всех пиршествах он похвалялся верностью своих слуг, которую щедро оплачивал. Однажды на пиру, когда он снова принялся этим бахвалиться, какой–то швед поднялся и сказал: „Купленная верность не многого стоит!”.
Кокнесский правитель предложил ему доказать правоту своих слов. Швед вызвался захватить Кокнесский замок, который в ту пору считался неприступным. Съестным замок был обеспечен на много лет, поэтому осадой его взять было нельзя. Швед, однако, набрал войско и осадил замок. Он приблизился к валу, вынул из кармана тяжёлую золотую цепь и сказал: „Эту цепь получит тот, кто ночью отопрёт ворота. Кроме того, я обещаю возвысить этого человека над собою и над всем моим войском”.
Не проронив больше ни слова, он удалился. Настала ночь.
Владелец замка, полагаясь на своих слуг, спокойно лёг спать, а швед пошёл к воротам и ждёт. Около полуночи послышались шаги во дворе и швед увидал одного из слуг. Большим ключом тот отпер ворота и тихо их отворил.Швед позвал своих людей, они вошли в замок и разграбили его. Владельца замка и его приближённых, которые спокойно спали, шведы не тронули. Когда замок был начисто ограблен и все богатства вынесены, швед в сопровождении нескольких воинов вернулся в замок. Он подозвал слугу, отворившего ему ворота, петлёй накинул ему на шею золотую цепь и сказал: „Цепь ты уже получил, теперь я возвышу тебя над собою и всеми моими воинами”.
Сказав это, он повесил предателя на одном из замковых столбов. Потом швед написал на листе бумаги: „Этот человек отпер ворота, чем заслужил золотую цепь и положение надо мною и моими воинами”.Лист бумаги швед прикрепил к столбу рядом с повешенным. Утром владелец замка, потрясённый случившимся, бросился с вала в реку Персе».
Если сделать поправку на некоторые детали и то, что со временем немецкий крестоносец превратился в «шведа», то картина становится предельно ясна. Не обошлось без продажной твари, которая и впустила в крепость немецких рыцарей Ордена меченосцев.
Хочется верить, что старинная легенда доносит до нас истинное положение вещей, и рыцарь Даниил действительно повесил мерзавца на замковых воротах, «возвысив его» над всеми.
Можно представить ту бездну отчаяния и позора, которую ощущал в тот момент молодой гордый князь Вячко.
Преданный и ограбленный, Вячко был отправлен в Ригу.
Узнав о нападении Даниила, епископ Альберт «был очень огорчён», лицемерно «возмутился» и приказал освободить Вячко и вернуть ему всё имущество, затем пригласил князя к себе, с почётом принял, «подарил ему коней и много пар драгоценной одежды» во время праздника Пасхи (6 апреля 1208 года) и через несколько месяцев (!) отпустил кукенойского владетеля.
Помня об обещании помочь в борьбе против ливов, епископ Альберт послал с князем двадцать рыцарей и балистариев (строителей), знакомых с мастерством каменотёсов, чтобы укрепить замок, оплатив их работу из своей казны. Сам епископ Альберт готовился отплыть в Тевтонию, чтобы вербовать новых рыцарей в ливонскую миссию.
В 1207 году «Орден меченосцев» захватил Кукейнос — центр одного из русских удельных княжеств в Ливонии, находившихся в зависимости от полоцкого князя Владимира.
Весной 1208 года князь Вячко вернулся в свой разорённый замок, сопровождаемый двумя десятками рыцарей — балистариев (строителей). Их разместили в крепости. То, что случилось потом, немецкий хронист возмущённо именует «изменой» и «вероломством».
Дождавшись удобного случая, воины князя Вячко безжалостно вырезали тевтонов, бросив трупы убитых в Даугаву и обратился к полоцкому князю Владимиру с предложением взять Ригу, ибо там осталось «мало народу, причём лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом». Узнав о планах нападения тевтоны собрали в Риге войско триста рыцарей и ещё «много нанятых за плату людей». Летом 2008 года князь Владимир Полоцкий осадил Ригу, но взять город так и не смог.
Рассудив, что свой город отстоять невозможно, князь Вячко собрал имущество и дружину, сжёг свой замок Кукейнос и ушёл с дружиной «в Руссию». Таким образом, территория княжества Кукейнос вошла в состав владений епископов Риги.
Урок, который рыцарь Даниил преподал молодому правителю Кукенойса, был усвоен им достойно.
В 1209 году Орден меченосцев начал здесь строительство каменного замка. Нынешние развалины относятся к последнему периоду истории Кокнес — 1209–1701 гг.
Немецкий хронист Генрих прямо называет Кукенойс (Кокнесе) «русским замком» (Kukenoys castro Ruthenico).
Археология русского Кукенойса (Кокнесе)
Археологические данные дают нам богатейший материал для анализа. Например, при раскопках в Кукенойсе (Кокнесе), согласно академическому справочнику, «преобладает гончарная керамика древнерусского облика (98 %)». Примитивная кухонная посуда не являлась предметом торговли, из–за её непрочности она не могла перевозиться на дальние расстояния. Эту посуду лепили на месте — в Кукенойсе люди, имеющие навыки изготовления согласно определённой традиции, и если керамика «древнерусского облика», то делали её, безусловно, русские гончары.
В самых ранних археологических пластах более многочисленные элементы древнерусских женских украшений — 23 стеклянных браслета «служивших обычным украшением русских горожанок XII — начала XIII вв.», и витые браслеты славянского происхождения, и особые перстни.
Существует множество прямых и косвенных данных, прямо вопиющих о славянском происхождении латвийских вендов, проживавших в бассейне реки Венты и получивших имя от этого гидронима.
Так и не дождавшись помощи из Полоцка, Вячко поджёг свой замок и ушёл на Русь. Не было с тех пор у тевтонов врага злее, чем князь Вячеслав Борисович. Лишившись родовых владений, став изгнанником, князь Вячко мстил последовательно и жестоко. Обратимся опять к Карамзину —
«…чтобы удержать за Россией Дерпт [Юрьев] они [новгородские князья] уступили сей город одному из владетелей кривских, мужественному Вячку, который начальствовал прежде в Двинском замке Кукенойсе. Имея у себя не более 200 воинов, он утверждал своё господство в Северной Ливонии — брал дань с жителей, строго наказывал ослушников и беспрестанно тревожил немцев».
Ещё один источник — «Жития русских святых» монахини Таисии.
«В начале 13 века город Юрьев, воздвигнутый великим князем Ярославом Мудрым на реке Омовже [р.Эмайыги] на запад от Пскова, был взят немецкими рыцарями–меченосцами. Князь же юрьевский, Вячко, видя гибель своего города, бросился с конём с городской стены прямо в пламень, объявший город — и погиб».
Это случилось в 1224 году.
В дальнейшем «русскую» половину княжества Кукейнос получила дочь русского князя Вячко София, которая вышла замуж за Дитриха фон Кокенсгаузена. Епископская половина удельного русского княжества стала ленной долей Унгернов и Ливенов: родоначальник Унгернов, Иоганн фон Штернберг, был женат на дочери Каупо.
Каупо — первый известный вождь племени ливов, кто принял крещение. Когда немецкий гнёт стал усиливаться, ливы восстали против крестоносцев и их духовных вождей, но восстание было подавлено. Вождь племени ливов Каупо оставался союзником крестоносцев вплоть до своей гибели в сражении при Вильянди в 1217 году. Его потомки образовали остзейский аристократический род фон Ливенов.