Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Мир средневековья / Русский князь Вячко владетель русского княжества на Двине

Русский князь Вячко владетель русского княжества на Двине

Умирая ж, каждый сыну наказывал,
Рубитися наказывал до смерти,
Полегти за правду, за истину.
То ж и сын сыну наказывал…
А.К.Толстой

Центр русского княжества Кукенойс располагался у места впадения в Даугаву реки Персе. Древнее название города русское — Куконос — по имени речки Кокны (прежнее имя река Персе) и означало «мыс Кокны». По другому варианту, нос — приток реки. В своей хронике Генрих Латвийский прямо называет Кукенойс «русским городом» (castro Ruthenico). Теперь на этом месте стоит небольшой латвийский городок Кокнесе.

В древности здесь находилось торговое поселение, в котором проживали купцы и ремесленники. Археологические исследования показали, что оно представляет собой многослойный исторический памятник с толщиной культурного слоя 4–7 метров. Люди поселились здесь ещё в середине I тысячелетия н.э. Городище–замок занимало площадь 2 000 кв. метров. Укреплённое городище было обнесено валом с мощными деревянными стенами. Найдены следы ворот крепости. Площадь поселения была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками.

Археологи обнаружили остатки православной церкви XII века. Она стояла на тщательно сложенном каменном фундаменте, скреплённым известковым раствором. Были открыты настил пола из доломитового камня и каменные ступени, устроенные при входе. К этому же периоду относится возникновение предградья. Здесь раскопками открыты многочисленные срубные жилища. В вещевом инвентаре и домостроительстве Кокнесе проявляется большое влияние древнерусской культуры, чем где–либо в Латгалии.

К изделиям из Руси относятся древнерусские украшениястеклянные бусы, браслеты, перстни и др. Найдена свинцовая печать Св. Георгия и Софии с греческой надписью. Преобладает гончарная керамика 98% древнерусского образца. Судя по находке массивного деревянного предмета с выемкой и ручкой, имеющего аналогии среди приспособлений для натягивания паромного каната, там действовала паромная переправа через Даугаву. Материалы раскопок свидетельствуют, что в городе бок о бок жили русские, латгалы, селы.

князь Вячко-Предстояние, худ. Ю.Ракша

Князь княжества Кукейнос Вячко (латинское Wetseke, лат. Vetseke, ум. 1224), православное имя при крещении Вячеслав, Вячко, Влачко правил с 1205 по 1208 год. Исследователи относят князя Вячеслава как к одному из представителей полоцких Рюриковичей.

В начале XIII века княжеством управлял внук одного из героев «Слова о полку Игореве», смоленского правителя Давыда Ростиславича, восемнадцатилетний князь Вячеслав Борисович (Вячко), которого латвийские учебники истории упорно именуют «правитель Ветсеке». Генрих Латвийский в своей хронике отзывается о нём достаточно уничижительно, поскольку Вячко был молод и даже ещё не женат.

С течением времени полоцкие князья, занятые внутренними неурядицами, обращали всё меньше внимания на происходящее на северо-западе. В этих условиях князю Вячко пришлось пойти на соглашение с тевтонскими немцами.

Правитель Кукенойса пытался жить с тевтонами в мире и добрососедстве. Он не был безрассуден, прекрасно понимая, что сил его небольшой дружины не хватит, чтобы изгнать крестоносцев с балтийской земли.

В 1205 году князь Вячко заключил мир с тевтонами, отдав епископу Альберту половину своего княжества Кукейнос в обмен на обещание защиты от ливов, нападавших на его земли. 

Крепость Кукейнойс был прежде всего воинским поселением. Об этом свидетельствуют многочисленные находки бронебойных наконечников стрел. В крепости постоянно находилась боевая княжеская дружина. Согласно традициям того времени, в ней состояли не только русичи, но и удальцы других народов и земель. Замок защищал окрестные земли от набегов воинственных соседей (литвы, земгалов, эстов), контролировал переправу и ближние двинские пороги.

Епископ Альберт Рижский

В 1206 году епископ Риги Альберт попытался заключить мир с князем Владимиром Полоцким.

В 1207 г. князь Вячко встречался с Альбертом, просил помощи в защите от литовцев и «епископ почтил короля многими дарами, обещал ему помощь людьми и оружием…».

За это пришлось обещать немцам половину своих владений. Но это было лишь началом. В том же 1207 году, несмотря на все мирные договорённости, воины епископского вассала Даниила фон Бенерова напали на Кукенойс. Об этом подробно поведал нам Генрих Латвийский:

«Однажды ночью слуги Даниила поднялись вместе с ним самим и быстро двинулись к замку короля. Придя на рассвете, они нашли спящими людей в замке, а стражу на валу мало бдительной. Взойдя неожиданно на вал, они захватили главное укрепление;
отступавших в замок русских, как христиан, не решились убивать, но угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен и связали. В том числе захватили и связали самого короля, а всё имущество, бывшее в замке, снесли в одно место и тщательно охраняли».

Многое непонятно в этой истории. Вряд ли рыцарь Даниил решился на это без тайного одобрения своего сюзерена епископа Альберта. Странно выглядит и захват замка. С какой–то странной лёгкостью немцы проникли в крепость, благодаря «мало бдительной» страже! В рассказе хрониста чувствуется некая лукавая недоговорённость. С большой натяжкой можно всё списать на юность князя и легкомыслие его дружины, проспавшей нападение врага. Казалось бы, эта тайна навсегда погребена в толще времени.

Руины немецкого замка, выстроенного на месте русской крепости Кукейнос

В окрестностях Кукейнос сохранилось одно старинное предание, которое дошло до нас сквозь столетия и многое объясняет. Вот эта легенда:

«Когда–то в Кокнесе правил богатый властитель. На всех пиршествах он похвалялся верностью своих слуг, которую щедро оплачивал. Однажды на пиру, когда он снова принялся этим бахвалиться, какой–то швед поднялся и сказал: „Купленная верность не многого стоит!”.

Кокнесский правитель предложил ему доказать правоту своих слов. Швед вызвался захватить Кокнесский замок, который в ту пору считался неприступным. Съестным замок был обеспечен на много лет, поэтому осадой его взять было нельзя. Швед, однако, набрал войско и осадил замок. Он приблизился к валу, вынул из кармана тяжёлую золотую цепь и сказал: „Эту цепь получит тот, кто ночью отопрёт ворота. Кроме того, я обещаю возвысить этого человека над собою и над всем моим войском”.

Не проронив больше ни слова, он удалился. Настала ночь.
Владелец замка, полагаясь на своих слуг, спокойно лёг спать, а швед пошёл к воротам и ждёт. Около полуночи послышались шаги во дворе и швед увидал одного из слуг. Большим ключом тот отпер ворота и тихо их отворил.

Швед позвал своих людей, они вошли в замок и разграбили его. Владельца замка и его приближённых, которые спокойно спали, шведы не тронули. Когда замок был начисто ограблен и все богатства вынесены, швед в сопровождении нескольких воинов вернулся в замок. Он подозвал слугу, отворившего ему ворота, петлёй накинул ему на шею золотую цепь и сказал: „Цепь ты уже получил, теперь я возвышу тебя над собою и всеми моими воинами”.
Сказав это, он повесил предателя на одном из замковых столбов. Потом швед написал на листе бумаги: „Этот человек отпер ворота, чем заслужил золотую цепь и положение надо мною и моими воинами”.

Лист бумаги швед прикрепил к столбу рядом с повешенным. Утром владелец замка, потрясённый случившимся, бросился с вала в реку Персе».

Если сделать поправку на некоторые детали и то, что со временем немецкий крестоносец превратился в «шведа», то картина становится предельно ясна. Не обошлось без продажной твари, которая и впустила в крепость немецких рыцарей Ордена меченосцев.

Хочется верить, что старинная легенда доносит до нас истинное положение вещей, и рыцарь Даниил действительно повесил мерзавца на замковых воротах, «возвысив его» над всеми.

Можно представить ту бездну отчаяния и позора, которую ощущал в тот момент молодой гордый князь Вячко.
Преданный и ограбленный, Вячко был отправлен в Ригу.

Узнав о нападении Даниила, епископ Альберт «был очень огорчён», лицемерно «возмутился» и приказал освободить Вячко и вернуть ему всё имущество, затем пригласил князя к себе, с почётом принял, «подарил ему коней и много пар драгоценной одежды» во время праздника Пасхи (6 апреля 1208 года) и через несколько месяцев (!) отпустил кукенойского владетеля.

Помня об обещании помочь в борьбе против ливов, епископ Альберт послал с князем двадцать рыцарей и балистариев (строителей), знакомых с мастерством каменотёсов, чтобы укрепить замок, оплатив их работу из своей казны. Сам епископ Альберт готовился отплыть в Тевтонию, чтобы вербовать новых рыцарей в ливонскую миссию.

Руины замка Ордена меченосцев, выстроенного на месте русской крепости Кокнес князя Вячко (фото начала XX века). В 60–е гг. окрестности были затоплены водохранилищем Плявиньской ГЭС.

В 1207 году «Орден меченосцев» захватил Кукейнос — центр одного из русских удельных княжеств в Ливонии, находившихся в зависимости от полоцкого князя Владимира. 

Весной 1208 года князь Вячко вернулся в свой разорённый замок, сопровождаемый двумя десятками рыцарей — балистариев (строителей). Их разместили в крепости. То, что случилось потом, немецкий хронист возмущённо именует «изменой» и «вероломством».

Дождавшись удобного случая, воины князя Вячко безжалостно вырезали тевтонов, бросив трупы убитых в Даугаву и обратился к полоцкому князю Владимиру с предложением взять Ригу, ибо там осталось «мало народу, причём лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом». Узнав о планах нападения тевтоны собрали в Риге войско триста рыцарей и ещё «много нанятых за плату людей». Летом  2008 года князь Владимир Полоцкий осадил Ригу, но взять город так и не смог.

Рассудив, что свой город отстоять невозможно, князь Вячко  собрал имущество и дружину, сжёг свой замок Кукейнос и ушёл с дружиной «в Руссию». Таким образом, территория княжества Кукейнос вошла в состав владений епископов Риги.

Урок, который рыцарь Даниил преподал молодому правителю Кукенойса, был усвоен им достойно.

Руины немецкого замка, построенного в XIII веке на месте русской крепости Кукенойс (фото начала XX века).

В 1209 году Орден меченосцев начал здесь строительство каменного замка. Нынешние развалины относятся к последнему периоду истории Кокнес — 1209–1701 гг.

Немецкий хронист Генрих прямо называет Кукенойс (Кокнесе) «русским замком» (Kukenoys castro Ruthenico).

Археология русского Кукенойса (Кокнесе)

Археологические данные дают нам богатейший материал для анализа. Например, при раскопках в Кукенойсе (Кокнесе), согласно академическому справочнику, «преобладает гончарная керамика древнерусского облика (98 %)».  Примитивная кухонная посуда не являлась предметом торговли, из–за её непрочности она не могла перевозиться на дальние расстояния. Эту посуду лепили на месте — в Кукенойсе люди, имеющие навыки изготовления согласно определённой традиции, и если керамика «древнерусского облика», то делали её, безусловно, русские гончары.

Фрагменты русских стеклянных браслетов, XII — начало XIII вв. (музей истории Риги)

В самых ранних археологических пластах более многочисленные элементы древнерусских женских украшений — 23 стеклянных браслета «служивших обычным украшением русских горожанок XII — начала XIII вв.», и витые браслеты славянского происхождения, и особые перстни.

Существует множество прямых и косвенных данных, прямо вопиющих о славянском происхождении латвийских вендов, проживавших в бассейне реки Венты и получивших имя от этого гидронима.

Памятник русскому князю Вячко и старейшине эстов Меэлису в г.Тарту (Эстония)

Так и не дождавшись помощи из Полоцка, Вячко поджёг свой замок и ушёл на Русь. Не было с тех пор у тевтонов врага злее, чем князь Вячеслав Борисович. Лишившись родовых владений, став изгнанником, князь Вячко мстил последовательно и жестоко. Обратимся опять к Карамзину

«…чтобы удержать за Россией Дерпт [Юрьев] они [новгородские князья] уступили сей город одному из владетелей кривских, мужественному Вячку, который начальствовал прежде в Двинском замке Кукенойсе. Имея у себя не более 200 воинов, он утверждал своё господство в Северной Ливонии — брал дань с жителей, строго наказывал ослушников и беспрестанно тревожил немцев».

Ещё один источник — «Жития русских святых» монахини Таисии.

«В начале 13 века город Юрьев, воздвигнутый великим князем Ярославом Мудрым на реке Омовже [р.Эмайыги] на запад от Пскова, был взят немецкими рыцарями–меченосцами. Князь же юрьевский, Вячко, видя гибель своего города, бросился с конём с городской стены прямо в пламень, объявший город — и погиб».
Это случилось в 1224 году.

В дальнейшем «русскую» половину княжества Кукейнос получила дочь русского князя Вячко София, которая вышла замуж за Дитриха фон Кокенсгаузена. Епископская половина удельного русского княжества стала ленной долей Унгернов и Ливенов: родоначальник Унгернов, Иоганн фон Штернберг, был женат на дочери Каупо.

Каупо — первый известный вождь племени ливов, кто принял крещение. Когда немецкий гнёт стал усиливаться, ливы восстали против крестоносцев и их духовных вождей, но восстание было подавлено. Вождь племени ливов Каупо оставался союзником крестоносцев вплоть до своей гибели в сражении при Вильянди в 1217 году. Его потомки образовали остзейский аристократический род фон Ливенов.

Борьба удельных князей с крестоносцами

Суздаль празднует тысячелетний юбилей
Русская Рига XIII века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*