Рига являлась не только форпостом немецкой агрессии на Восток. Конечный пункт Двинского водного пути, связанного с Волгой и Днепром, она создавалась и развивалась прежде всего как важнейший транзитный центр торговли с русскими землями. Именно это определяло её особую значимость и ценность в европейском товарообороте.
В начале XIII века в Риге постоянно проживали многочисленные русские торговцы и ремесленники. Здесь сходились дальние сухопутные дороги. Сюда с Руси везли дёготь, пеньку, лён. Важное место среди русских товаров занимали меха и воск, доставляемый в большом количестве. Рижане его сортировали, упаковывали и переправляли далее, в Западную Европу. В то время воск по своей значимости приравнивался к драгоценным металлам и нередко употреблялся как средство платежа. Из воска изготавливались не только свечи,
но и формы для обработки металла и оттисков печатей.
От Западной Европы в Ригу доставляли сельдь, соль, пряности, вино, сукна, предметы роскоши.
Первые торговые соглашения Риги были заключены с русскими княжествами. Уже в 1210 году был подписан договор о мире и свободной торговле с Полоцком. В 1212 году, после заключения договора между Ригой и Псковом было достигнуто общее соглашение, «чтобы дорога по Двине для купцов всегда была открытой». Тогда и возникло за городской оборонительной стеной Русское подворье, поселение купцов, прибывавших с верховьев Даугавы.
Границы Русского квартала можно выделить в районе от здания Сейма к Пороховой башне, от Trokšņu iela до Smilšu iela.
Тут жили русские торговые люди, их слуги и переводчики, церковнослужители и ремесленники. Подобные дворы существовали и в других городах Ливонии. Сохранился документ 1222 года, в котором рижский епископ Альберт с беспокойством сообщает папе Гонорию III, что православные русские оказывают отрицательное, в религиозном отношении, влияние на местных жителей, обращённых в католичество .
В год смерти епископа Альберта (1229) Смоленский князь Мстислав Давыдович отправил в Ригу своего «лучшаго попа Еремея и умна мужа Пантелея», чтобы заключили они более прочное торговое соглашение.
Договор этот, носивший название «Мстиславова Правда», был подписан не только между Ригой и Смоленском. В нём также приняли участие Полоцк, Витебск и много немецких городов: Бремен, Гронинген и другие.
Наиболее важным пунктом «Мстиславовой Правды» 1229 года было разрешение свободной торговли немцам в Смоленске, а русским — в Риге, Любеке и на острове Готланд.
Этот торговый договор 1229 года имел особое значение и оставался в силе более 200 лет. По его образцу в дальнейшем было заключено несколько договоров с другими русскими городами. Около 1230 года Русское подворье было включено в разросшуюся Ригу. Квартал, где жили исключительно русские рижане.
Одни были торговцами, другие занимались ремёслами — меховщики, скорняки, бочары, каменщики, кузнецы и пр. Согласно Долговой книге для записи торговых сделок местного купечества, которую вёл Рижский магистрат в 1286–1352 гг., из примерно 2 000 записей её около 300–400 относилось к русским торговцам. Они легко определяются по славянским именам и по особой пометке «русский» (Ruthenus, Ruthe — рутенус), стоявшей рядом с именем. Некоторые русские купцы владели в Риге недвижимостью: землёй, домами, а значит, по закону являлись полноправными рижскими гражданами. К ним принадлежали богатые кредиторы: Ivan Ruthenus, что заключал сделки на 150 марок серебром (это около 50 кг драгоценного металла!), или Степан с сыном Ксенофонтом (однажды они одолжили торговому партнёру серебра на 180 марок), купец Кузьма, а также крупные торговцы, не владевшие недвижимостью — Иван, Василий, товарищ Мануила, Яким–скорняк с зятьями, державшие в своих руках почти всю торговлю воском. Сохранился документ, согласно которому упомянутый выше купец Василий поставил некоему Генриху Борнесу полласта воска (в XIV веке ласт равнялся 90–120 пудам, или 1 475–1 960 кг). В 1330 году пять русских купцов имели лавки, расположенные в самом престижном месте города, на Ратушной площади.
В немецком городе Штральзунд, в церкви Св.Николая, в южной части хора находятся детали деревянной резьбы на спинках сидений алтаря (1360–1370 гг.) купцов, торговавших с русскими землями через Ригу.
На четырёх деревянных резных створках изображены любопытные бытовые сюжеты: русские охотятся на пушного зверя, собирают мёд, предлагают немецким купцам воск и шкурки.
Торговые связи рижан с Русью шли в основном через Смоленск, Полоцк, Витебск, Великий Новгород, Псков. На эти города, а также на Суздаль и Копорье указывала Долговая книга.
Однако торговые дела вели и купцы, приезжавшие из различных ливонских мест. Например, купец Фома приезжал в Ригу из Икскюля (Икшкиле), торговец Иван — из Режицы (Резекне), Андрей — из Кукенойса (Кокнесе) и т. д.
В Риге, на территории Русского квартала (в средневековых немецких документах «Dat Russche dorp», или «Ruschen dorpe») находились жилые дома, лавки купцов, склады, больница, приют, кладбище. В 1345 году упоминается Русская улица.
Улица Большая Пивоварная (Aldaru iela), вид со стороны Песочной улицы (Smilšu iela), напротив — Шведские ворота. Фото начала XX века.
Имелась в Риге впервые упомянутая в 1297 г. православная церковь Николая Чудотворца, подчинённая Полоцкому архиепископу. Церковь была каменная, с черепичной крышей и колокольней. Наличие при ней монастыря можно проследить по старинным документам до середины XVI века, когда он был закрыт вместе с католическими монастырями. В старинных документах говорится также о монастыре и больничном приюте при храме Николая Чудотворца. Вероятно, при монастыре имелась небольшая школа. Храм пострадал во время католических погромов, но продолжал существовать и после победы протестантизма. Документы Полоцких архиепископов и польских королей 1531, 1532 и 1542 годов свидетельствуют о направлении в Ригу новых православных священнослужителей.
Русская церковь была закрыта по распоряжению головы города Риги Рата 9 июня 1548 года.
Письмо Рижского архиепископа Вильгельма фон Бранденбурга, не желавшего ссориться с Иваном Грозным, содержит приказ Рату «церковь незамедлительно предоставить в распоряжение русским». Приказ феодального сеньора был
исполнен, но вскоре храм под влиянием немецких торговцев опять закрыли (1549).
В 1554 году царь Иван Грозный потребовал возвращения церкви русскому купечеству. Но голова города Риги Рат не исполнил этого требования: в декабре того же года русские купцы жаловались на то, что «горожане и голова города Риги не выдают им русскую их церковь вместе с имуществом».
В октябре 1557 года глава Ливонского ордена Вильгельм фон Фюрстенберг просит Рата переслать ему в Венден (Цесис) составленный в Полоцке древний договор, касающийся православного храма в Риге, «дабы он мог осведомить
посланцев из Москвы о состоянии русской церкви», и далее просит уведомить его, согласен ли Рат выстроить вторую, новую церковь, чтобы загладить вину перед русскими.
Вскоре началась Ливонская война. То, что Москва не одержала в ней победу, решило судьбу русской православной церкви. По распоряжению рижского бургомистра Николая Экка от 28 августа 1582 года, с башни православного храма были сняты два колокола и доставлены в церковь Св.Иоанна. Все церковные постройки король Стефан Баторий пожаловал Риге.
В 1621 году шведский король Густав Адольф захватил Ригу и, как военные трофеи забрал православные иконы, принадлежавшие храму Св.Николая. Король Густав подарил иконы библиотеке университета в Упсале. Сам храм Святого Николая был окончательно разорён и разграблен шведами.
Сегодня в университетском музее Упсалы можно видеть четыре иконы из рижской православной церкви Св.Николая, которые по описи числятся как «трофеи из Иезуитского монастыря в Риге в 1622 году».
Русское торговое подворье в Риге окончательно ликвидировали в годы Ливонской войны 1558–1583 годов, когда Россия потеряла часть северо-западных земель с городами Ям, Копорье, Ивангород и другими. Со временем его строения разрушились (за исключением дома на ул.Алдару, 11). Cама Алдару вплоть до конца XVI века называлась «Русская улица». Лишь потом её переименовали в «улицу Пивоварную».
В начале XX века, во время земляных работ в районе бывшего Русского квартала, были обнаружены два каменных барельефа в виде звериных масок. Один из них, нередко называемый «людоедским», архитектор Павел Кампе описывал следующим образом:
«Чудовище поглощает человека, причём
нижняя половина человеческого туловища выдаётся ещё из звериной пасти, тогда как руки поглощаемого как–бы высовываются из глазных впадин чудовища. Маска резной работы из слоновой кости с подобным же изображением найдена в Василькове, южнее Киева, из чего видно, что такой сюжет не был чужд древнему русскому искусству ваяния, каковое обстоятельство даёт повод к предположению, что описанная выше фантастическая звериная маска некогда относилась к какой–либо постройке русского селения в городе Риге».
Впрочем, современные латышские исследователи старательно пытаются отнести данные барельефы к XVII веку, т. е. к той эпохе, когда Русский квартал в Старой Риге уже был ликвидирован. В настоящее время обе звериные маски вмурованы в стену, во дворе дома на ул.Алдару 1/3. К сожалению, они недоступны для осмотра, поскольку в том здании располагается солидное финансовое учреждение.
Центральная часть «Русского подворья»: 1) Предполагаемое место расположения церкви Св.Николая (по исследованиям П.Кампе); 2) Православное кладбище; 3) Дом гильдии; 4) Место нынешнего нахождения «людоедского» барельефа.
Торговые соглашения связывали Ригу не только с Русью, но и с городами Швеции, Норвегии, Дании и рядом германских земель. Для того, чтобы защищать свои интересы в Западной Европе, Рига в конце XIII века вступила в Ганзейский союз северогерманских городов. В качестве члена Ганзы Рига играла выдающуюся роль в торговле с русскими княжествами.
В XIV и XV веках в ведении Риги находились торговые конторы Ганзы в Полоцке и в течение некоторого времени в Великом Новгороде. Однако Рига всегда стремилась обеспечить прежде всего свою выгоду и потому зачастую действовала вразрез с интересами Ганзы.
В ходе Великих географических открытий, по мере появления новых торговых путей, значение Ганзейского союза постепенно падало. В середине ХVI века Ганза была уже не в состоянии силой воздействовать на своекорыстную
торговую политику Риги. С закатом Ганзы роль Риги в балтийском товарообороте значительно возросла.
Особо подчеркнём, что главной основой роста благосостояния Риги всегда и неизменно являлась успешная торговля с Русскими землями!
Историк Игорь Гусев