Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Русская эмигрантка — законодательница мод

Русская эмигрантка — законодательница мод

Всем хорошо известен бренд модной одежды от Valentino, но почти никто не знает о том, что в Америке 30-50-х годах прошлого века был не менее популярен и успешен бренд Дома Моды «Valentina», основателем которого стала русская эмигрантка Валентина Санина-Шлее.

Женщина-загадка, женщина-легенда, медноволосая красавица, Валентина Санина и сама выглядела, как кинозвезда, и одевала в роскошные наряды всю голливудскую элиту 30 — 50-х годов. Известные актрисы, имеющие мировую славу Грета Гарбо и Кэтрин Хепберн, Глория Свенсон и Полетт Годар, Марлен Дитрих и Пола Негри, Линн Фонтейн и Джудит Андерсон блистали в её нарядах, считавшихся верхом элегантности, простоты и изящества.

Валентина Николаевна Санина родилась 18 апреля 1889 года в России. После окончания гимназии, училась на драматических курсах и служила актрисой в харьковском театре.

В 1918 году в одном из харьковских артистических кафе Валентина поразила воображение одного из величайших исполнителей начала XX века – Александра Вертинского.

   «На меня медленно глянули безмятежно-спокойные, огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна, эта женщина. Её голова была точно в золотой короне. У неё были раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко ироничный рот. Кроме того, она была похожа на пушистую ангорскую кошку. Я понял, что погиб, но без боя сдаваться не собирался». Именно, так описывает Александр Вертинский своё знакомство с Валентиной Саниной. Есть  предположение, что знаменитый образ Печального Пьеро возник в результате безнадёжной влюблённости знаменитого шансонье в красавицу актрису.

Александр Вертинский  был очарован и увлечён магнетической красотой молодой актрисы и посвятил ей романс «За кулисами»

Вы стояли в театре в углу за кулисами
А за Вами словами звеня
Парикмахер, суфлер и актеры с актрисами
Потихоньку ругали меня

Кто-то злобно шипел: Молодой да удаленький
Вот кто за нос умеет водить
И тогда Вы сказали: Послушайте, маленький,
Можно мне Вас тихонько любить?

А потом был концерт. Помню степь белоснежную
На вокзале Ваш мягкий поклон
В этот вечер Вы были особенно нежною
Как лампадка у старых икон

А потом — города, степь, дороги, проталинки
Я забыл то чего не хотел бы забыть
И осталась лишь фраза: Послушайте, маленький,
Можно мне Вас тихонько любить?
(Александр Вертинский — Тихонько Любить)

Потом грянула Революция 1917 года, и Валентина Санина, как и многие русские интелиненты, эмигрировала сначала в Европу, потом в Америку. Во время бегства из России, в Севастополе она повстречала белого офицера Георгия Матвеевича Шлее, который вскоре стал её мужем.

Георгий и Валентина сначала жили в Италии, где Санина пыталась сделать актёрскую карьеру в немом кино, а в 1922 году переехали в Париж, где Валентина вошла в труппу знаменитого кабаре «Летучая мышь», и работала в течение двух сезонов. Деньги, заработанные в кабаре, помогли семье перебраться через Атлантический океан в Америку.

Вертинский ещё долго не мог забыть Валентину Санину, посвящал ей романсы, даже спустя много лет писал о ней стихи.Ее письма он хранил более 30 лет, и вспоминал о ней в своих стихах даже в 1949 году:

Мыши съели Ваши письма и записки.
Как забавны «незабвенные» слова!
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!

Не заметить эту женщину было нельзя. Как пишет о ней историк моды Александр Васильев: «Она обладала каким-то невероятным магнетизмом, который сейчас встречается крайне редко. Таких, как она, в начале века называли роковыми женщинами».

Говорят, что Валентина Санина невероятно элегантной красавицей, но самым удивительным и притягательным магнитом был её характер.

Георгий стал в Америке Джорджем Шлее и преуспевающим театральным импресарио, и это дало ему возможность вращаться в богемных кругах. Валентина сначала пробовала вернуться в актёрскую профессию, но затем занялась дизайном одежды.

Дома моды, основанные русскими эмигрантками самых известных фамилий, росли в Европе и Америке, как грибы после дождя. Русские эмигрантки возбуждали в обществе большой интерес к России, они создали особый русский стиль в моде 20-х годов прошлого века. Самые известные дома моды были основаны великой княгиней Марией Павловной, совместно с Натальей Палей кузиной Николая II, работавшей над созданием Дома вышивки «Китмир», Дом Моды «Ифре» князя и княгини Юсуповых, целый ряд Домов Моды княгини М. С. Трубецкой, дом моды «Поль Каре» княжны Лобановой-Ростовской и другие.

В Америке Валентина Санина-Шлее некоторое время работала манекенщицей, а затем набиралась опыта в магазине модной одежды. Наконец, в 1928 г. Валентина открыла в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню свой дом моды «Valentina Gowns» — «Платья от Валентины»,  ставший вскоре очень популярным среди представителей голливудской богемы.

Свою торговую марку Валентина Санина-Шлее назвала просто – «Валентина». Его фирменным знаком стал кулон-подвеска в виде хрустального креста. Он был надет на Валентине Николаевне во время знакомства с Александром Вертинским и, видимо, приносил ей удачу.

Успех не заставил себя долго ждать. Американский бомонд сразу же оценил женственный стиль русского дизайнера.

«Платья от Валентины» отличались сочетанием простоты, удобства и роскоши. Её оригинальные, элегантные, роскошные вечерние наряды из самых разных тканей от шифона до бархата поражали воображение и Дом мод русской эмигрантки пользовался огромным успехом.

В 1930-е годы торговая марка «Платья от Валентины»ввела в моду восточные детали: китайские жакеты и платья с японскими поясами-оби, индийские полосатые вышивки, тюрбаны и вуали, платья и пальто с капюшонами, юбки-брюки и шляпы-кули со шнурком под подбородком. В 1940-х годах Валентина стала одним из самых модных и дорогих дизайнеров одежды в США и самым востребованным модельером бродвейских постановок.

Грета Гарбо

Долгое время шведскую голливудскую кинозвезду Грету Гарбо в кино и в жизни одевал известный художник по костюмам Адриан. С его уходом со студии в 1942 году актрисе пришлось искать другого дизайнера, который мог бы создавать одежду по её вкусу.

Сдержанная элегантность нарядов марки «Валентина» привлекла внимание голливудской актрисы Греты Гарбо, которая стала постоянной клиенткой модного дома «Valentina Gowns». Именно, Валентина помогла сформировать неповторимый стиль Греты Гарбо.

Грета Гарбо

Став клиенткой Дома моды Valentina малообщительная, закрытая Гарбо приобрела в лице Валентины чудесную и близкую подругу. Внешне очень похожие, красавицы часто разыгрывали окружающих, появляясь на публике в одинаковых нарядах и шляпках, подчеркивавших их внешнее сходство.

Актриса Грета Гарбо , не раз игравшая в кино роковых героинь, одетых в вычурные, роскошные туалеты, затканные блёстками и драгоценными камнями, в жизни предпочитала простую, но элегантную одежду, поэтому ей нравился аристократический стиль «платьев от Валентины».

Однако, дружба Греты Гарбо и Валентины Саниной неожиданно завершилась двойным предательством.

Грета Гарбо

Однажды в ателье Грета Гарбо случайно познакомилась с мужем Валентины Джорджем Шлее, позднее рассказавшем  подробные обстоятельства этого знакомства. Джордж случайно увидел голую Грету в примерочной комнате – она не закрыла полностью шторы и влюбился в неё с первого взгляда. Это стало началом долгого романа между Джорджем и Гретой. Актриса ответила ему взаимностью, но Джордж не собирался уходить от жены, и на всех светских мероприятиях они появлялись втроём.

Как театральный импресарио, Джорж сопровождал Грету в гастрольных поездках, раздавал интервью и автографы вместо неё. Грета Гарбо даже продала свой дом и купила квартиру в 200 квадратных метров в том же доме, где жила семья Валентины. Говорят, до конца своих дней Валентина ненавидела шведку и старалась избегать её даже в подъезде. Валентине приходилось мириться с тем, что каждое лето Грета и Джордж проводили вместе.

После смерти мужа в 1964 году оказалось, что всё своё состояние театральный импресарио Джордж Шлее завещал своей любимой актрисе Грете Гарбо, а у Валентины осталась лишь квартира в Нью-Йорке. На тот момент её карьера дизайнера уже завершилась.

Дом моды «Valentina» просуществовал более 30 лет – до 1957 года.

До конца своих дней Валентина не могла простить бывшей подруге этого предательства.

На родине имя Валентины Саниной-Шлее было забыто. О её смерти в 100 летнем возрасте в 1989 г. сообщили только в западных средства массовой информации. Валентина жила одна, в огромных апартаментах, занимавших целый этаж одного из элитных домов Манхэттена.

Модельер Валентина Санина-Шлее презирала моду за предписанный стандарт: «Шикарные женщины до сих пор носят платья, сшитые у меня в 1936 году – любила она повторять. — Шей с расчётом на целый век! Позабудь, какой на дворе год…» И, конечно, она была права.

Глядя на её модели одежды, находящиеся сегодня в музее Метрополитан, понимаешь, что они созданы вне времени, эти модели носили десятилетиями, и до сих пор являются предметом гордости музеев и частных коллекций.

Когда на аукционе в 2012 году состоялась распродажа вещей Греты Гарбо, оказалось, что на каждой третьей вещи стояла марка Дома Моды «Valentina Gowns».

Ирина Голицына – русская принцесса итальянской моды.

Русский шлем и панцирь X века
Збручский идол как модель славянской Вселенной

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*