Арес и Афина-570 г. до н.э.
Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Рождение Ареса и Гефеста.
Архаические черты Геры сказываются в первую очередь на её сыне Аресе, боге безудержной и жестокой войны, имеющем свои корни в догреческом, возможно фракийском, мифологическом субстрате.
Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, от ἀρή (arē), ионической формой дорического ἀρά (ara), «проклятие, разорение»; микенское: a-re — арий) был сыном верховного бога Неба громовержца Зевса и богини Земли Геры. В «Илиаде» слово ares используется как синоним слова «битва», эпитет Арейос (греч. Άρειος) часто добавлялся к именам других богов, когда они были вовлечены в войну или битву: Зевс Арейос, Афина Арейя, Афродита Арейя.
По одной из легенд Гера, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. В отличие от Афины Паллады — воинственной богини мудрости и стратегии, честной и справедливой войны, — Арес, отличаясь буйным нравом, вероломством и хитростью. Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побеждён Афиной. Аресу дана в удел презираемая Олимпийцами коварная, дикая, бессмысленная резня, кровавая война, ради самой войны, за это Ареса не любил Зевс. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Спутницы Ареса — богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из Эриний и Борея, носили имена: Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами Ареса считались собаки, коршун, горящий факел и копьё.
По мнению Зевса, Арес самый ненавистный из богов, и отец рад был отправить его глубже всех потомков Урана в Тартар (Гесиод. Теогония, стр. 889-898).
Во всяком случае, среди олимпийцев Арес с его непризнанием всяких разумных и правовых норм чувствует себя неуютно, особенно рядом с богиней Афиной, мудрой воительницей. Арес известен в мифах, как возлюбленный Афродиты, богини любви, которая была замужем за Гефестом, богом ремёсел.
В Спарте Арес считался образцовым солдатом: его стойкость, физическая сила и военный интеллект не имели себе равных. Древняя статуя, изображающая бога в цепях, предполагает, что боевой дух и победа должны были храниться в городе Спарта. То, что спартанцы восхищались Аресом, свидетельствует о культурных различиях, существовавших между спартанцами и другими греками, особенно изнеженными афинянами
Зевсу, самому прошедшему через битвы с чудовищными противниками (титаны, Тифон, гиганты), положившему в основу олимпийского бытия мир и гармонию (Эйрена — Мир — его законная дочь от Фемиды, богини справедливости, а Гармония — его внучка), был ненавистен Арес именно за то, что он похож нравом на Геру, от которой сын унаследовал древнее архаичное матриархальное буйство.
Арес всё-таки и Зевсов сын, а жестокую войну невозможно вести, не истребляя людей. Значит, необходимо существование Ареса уравновесить рождением Афины, которая появилась из головы Зевса.
Гера упорно отстаивает самостоятельность своего женского начала, доходя до невероятных крайностей. Так, по одному свидетельству, Гера совершила страшное дело в ответ на рождение Афины. Ударом ладони по земле она способствовала рождению из неё чудовищного Тифона (Гомер. гимн. II 154-174). Правда, по более распространенному мифу, Тифона рождают Гея — Земля и Тартар ещё до укрепления Зевса на Олимпе, так что Гера оказывается непричастной хтоническому чудовищу и остается богиней классической мифологии. Но все-таки это свидетельство знаменательно.
Чудесное рождение Афины из головы Зевса послужило поводом для появления на свет Гефеста тоже не менее удивительным путём, и тут уже без участия отца (Гес. Теог. 927 сл.). Но месть Геры Зевсу оказалась испытанием в первую очередь для неё как для матери — ибо без участия Зевса, своего мужа, она могла породить только уродливого Гефеста или просто чудовище Тифона. Печальное рождение Гефеста и попытка Геры отделаться от него, сбросив с Олимпа, что только усугубило его хромоту, и породили его вражду к матери (Гом. Гимн. II 138-140).
Любопытно тем не менее, что ненавистный матери сын Гефест защищает её перед Зевсом, за что терпит от него наказание, будучи вторично сброшен с Олимпа, но уже отцом (Аполлод. I 3, 5; Ил. VI 135).
Гефест, несмотря ни на что, глубоко ощущает кровную и историческую связь с матерью в двух планах.
Как мы знаем, Гера — одна из главных покровительниц ахейских героев, их активная союзница, часто идущая на хитрость ради помощи своим подопечным. И эта хитрость объединяет Геру с эпохой героизма в истории развития мифологии. Вот почему Гефест охотно выполняет её просьбы. Помогая Ахиллу, огненная сила Гефеста успешно сражается с водами речного бога Ксанфа (Илиада. XXI 330-384). С другой стороны, с матриархальными рудиментами архаичной Геры вполне уживается огненная стихия Гефеста как демонической силы, все пожирающей и испепеляющей.
Сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела, оружейник богов Гефест (др.греч. Ἥφαιστος), по велению Зевса смешал землю с водой, вылепил подобие первой женщины Пандоры, (др.-греч. Πανδώρα, от πᾶν, pān, то есть «все», и δῶρον, d ieron, то есть «дар», «одарённая всеми»), как бы в насмешку над Прометеем, создавшим когда-то первых людей тоже из смеси земли и воды.
Имя Гефеста в микенских текстах (линейном письме B), найденных в Кноссе упоминается, как A-pa-i-ti-jo, читается теофорическое имя (H) āpʰaistios, или Hāphaistion. Греческий теоним Гефастос (Hephaestus), скорее всего, имеет догреческое происхождение, так как форма без -i- (Аттический Гефастос (Gefastos) показывает типичную догреческую вариацию имени Гефеста.
Однако, в отличие от Гесиода, Гомер считает Гефеста законным сыном Зевса и Геры, а такое олимпийское происхождение преобразует древнего повелителя огня в благодетельное божество, отдающее огонь на пользу богам и людям. Недаром Гефест, как сын Зевса, берёт в жены Афродиту. По другой версии, его супруга — тоже дочь Зевса, одна из Харит (др.греч. χάριτες; греч. χάρι , «милость», «доброта»), прелестное и милостивое божество (Илиада. XVIII 382-383).
Как сын Зевса, Гефест иногда направляет своё искусство во вред Гере, наказывая её. Гефест выковывает прекрасный трон, но когда Гера усаживается на него, её охватывают золотые узы, и богиня испытывает муки от своей беспомощности и стыда (Гигин 166).
Итак, появление Гефеста на свет сопряжено с мучительными для него событиями, хотя именно благодаря им постепенно формируется в олимпийской мифологии образ некрасивого, но умного и доброго бога, страдающего от распрей отца и матери, сознающего материнское несовершенство и жестокость отца, жалеющего чужих матерей и чужих сыновей.
Классическая мифология в лице Гефеста обретает бога-помощника, наделенного сострадательным нравом, почему он и станет особенно близок людям.
Для Олимпа был также важно рождение близнецов Аполлона и Артемиды. Гера, как всегда предугадав здесь глубокие последствия, решительно противодействует рождению незаконнорожденных детей Зевса для упрочения своего брака.
Так в образе верховной богини Геры причудливо переплетаются старинные матриархальные черты и совершенно новые функции, укрепляющие и облагораживающие отношения патриархальной семьи.
Далее… Незаконные браки Зевса и дети от них.