Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Римская провинция Ретия (Реция)

Римская провинция Ретия (Реция)

Резия (Rhaeti — Ретии, Rheti — Рети, Rhaetii — Реции, Resia — Резия; Resian: Resije; словен.: Rezija; фриули: Resie) — коммуна в Италии, в регионе Фриули-Венеция-Джулия, в провинции Удине.

Rhaeti — Ретии были конфедерацией альпийских племён, язык и культура которых, вероятно, были связаны с этрусками. Самоназвание этрусковрасены, рутены/русены, разены, ряжане,  народ русенцы на Сардинии (Птолемей, 3.3). Этруски — так их называли римляне и турсены — Τυρσηνος — так их называли греки.

До римского завоевания Rhaeti — Ретии населяли современный Тироль (Tyrol) в Австрии, восточной Швейцарии и альпийских регионах северо-востока Италии. Многие Raeti отправились с кельтами на север Европы. После римского завоевания была образована провинция Рэтия, которая включала части современной Германии к югу от Дуная.

РЕЗИЯ или РУСИЯ — 117 г. н.э. — провинция Римской империи

 Римская провинция Ретия была названа в честь живущих племён Ретиев (рециев, резиев, реты). Реты были покорены римлянами в 15—13 годах до н. э.

Реты (лат. Raeti, романш. Rhaeti) — древние племена, обитавшие в долинах Западных и Центральных Альп. Относились к археологической культуре Фритценс-Санцено, испытавшей культурное влияние Латенской культуры.
О ретах Страбон писал:

Далее, по порядку следуют части гор, обращённые к востоку и к югу; их занимают реты и винделики, области которых примыкают к областям гельветов и бойев, ибо их территории лежат вблизи равнин этих племён. Область ретов простирается до части Италии, расположенной над Вероной и Комом (между прочим, «ретийское» вино, которое, как кажется, не уступает прославленным сортам вин италийских областей, производится у подошвы Ретийских Альп), а также доходит до местностей, по которым протекает Рен; к этому племени принадлежат лепонтии и камуны. Винделики и норики занимают большую часть внешней стороны предгорья вместе с бреунами и генаунами (последние принадлежат уже к иллирийцам). Все эти племена от времени до времени совершали набеги не только на соседние части Италии, но также на страну гельветов, секванов, бойев и германцев. Ликаттии, клаутенатии и венноны являлись самыми отважными воинами среди всех винделиков, а среди ретов — рукантии и котуантии.

Реты считаются предками ретороманцев
Рет — в античной мифологии эпоним народа ретов. Эпо́ни́м (др.-греч. ἐπώνῠμος букв. «давший имя», лат. heros eponimus) — лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или другие имена собственные.
По Плинию и Юстину, реты — потомки этруссков, которые были изгнаны галлами в начале IV века до н. э. и переселились под предводительством своего вождя Рета в Альпы. Ливий также считает несомненным происхождение альпийских ретов от этрусков, хотя не упоминает их эпонима.

Ретия (Raetia, также пишется как Rhaetia), древняя римская провинция, включающая земли Форарльберг и Тироль на территории современной Австрии, восточные кантоны Швейцарии и части земель Бавария и Баден-Вюртемберг в Германии. Его коренные жители, вероятно, были смешанного иллирийского (славянского) и кельтского происхождения. Этот район был завоеван Римом в 15 г. до н.э. и стал важной частью Римской империи, но не из-за его экономической ценности, которая была невелика; скорее, Рэтия заблокировала наиболее удобные пути для захватчика Италии с севера, контролируя сеть дорог между Италией и рекой Дунай, а также между Галлией и Балканскими горами.

Поскольку Ретия была пограничной провинцией, её границы сместились из-за давления со стороны германских племён. Северная линия границы Ретии была перенесена к северу от Дуная к реке Неккар (Neckar) в I веке нашей эры, но в III веке вторжения германских племен вынудили отодвинуть западные и северные границы. К 450 г. Рим контролировал только альпийские регионы Ретии.

(Путешествие Срезневского по землям славянским в 1841 г. Резиута коммуна в Италии, в регионе Фриули-Венеция-Джулия, в провинции Удине. «Резия и Русия одно и то же»)

Древние источники характеризуют ретиев, как этрусский народ, который был изгнан галлами из долины реки По и укрылся в долинах Альп, но вполне вероятно, что это были коренные альпийцы. Их язык — ретиский язык, вероятно, был связан с этрусским языком. Возможно, к тому времени в этот регион переселились этнические этруски.


Некоторые из племен ретиев, проживающие на северо-востоке Италии, вероятно, продолжали говорить на ретиском языке вплоть до III века нашей эры. Другие ретии, жившие в Швейцарии, вероятно, говорили на кельтском языке в эпоху римского императора Августа (правил 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.).

Ретии делились на многочисленные племена, но лишь некоторые из них четко указаны в древних источниках.

Самое раннее упоминание о Ретии в сохранившихся древних источниках содержится в Историях Полибия, написанных до 146 г. до н.э. Ретии, по словам Плиния Старшего, были этрусками, изгнанными в Альпы из долины реки По кельтскими племенами, вторгшимися в Галлию в 600-400 г. до н.э.

В Римских провинциях Резия (Русия), Норик , Иллирия жили славяне.

В своей «Естественной истории» (I век н.э.) римский географ Плиний Старший, писавший в 70 г. н.э., предполагает, что люди были названы в честь «Раетус» («Raetus»), в честь их вождя во время их предполагаемого «изгнания» из долины реки По.:

к ним (норикам= Noricans) примыкают Раети (Rhaeti) и Винделики (Vindelici). Все разделены на несколько земель. Считается, что раети — это люди тосканской (Tuscan = этруск) расы, изгнанные галлами; их вождя звали Раетус (Rhaetus).

Плиния Старшего поддерживает древнеримский историк Тит Ливий, автор «Истории от основания города» (Ab urbe condita), написанной около 30 года до н. э., во времена Августа.

Высказано предположение, что имя Ретии связано с именем главной венетской и этруской богини Реития (Reitia), почитаемой древними итальянскими венецианцами в современных Венето и Фриули на северо-востоке Италии.

 — Имя богини засвидетельствованной в ряде надписей на вотивных табличках на керамике и металлических предметах. Большое количество вотивных подношений богине Ретии  найдено в венетском святилище в Барателле (Baratella), недалеко от Эсте (Este). Этрусская богиня судьбы Нортия (Норцы, Норик)

Бронзовая табличка с буквами этрусского алфавита, найденная в Эсте, среди вотивных предметов святилища Реитии (регион Венето, Италия) — этрусская цивилизация, V-VI вв. до н.э.

В Эсте-Барателла (Este-Baratella, провинция Падуя) была раскопана явно важная святыня Реитии, основанная этрусками в 7 веке до нашей эры. Многочисленные находки с именем богини Ретия датируются II-III веками нашей эры в провинциях Тревизо (Treviso) и Беллуно (итал.Belluno; венед. Bełun — Белун) в области Венеция

Другие храмы богини Ретия были обнаружены в Виченце (Vicenza), рядом с горой Мальгре (Monte Malgrè), недалеко от Скио (Schio). Часто храмы богини Ретии находятся вблизи источников и родников, возможно, даже целебных термальных, и об их столь важной истории свидетельствуют находки керамических вотивных даров из бронзы и керамики. Обнаружение медальонов с буквами и надписями заставляет нас задуматься о связи богини Ретия со священностью письма.

В венетском языке богине Ретия дают эпитеты Шахнате (Śahnate), Целительница, и Пора (Pora), хорошая и добрая. Реития считают божеством письма; например, Марсель Детьен интерпретирует имя Реития (Резия) как «пишущая, или та, кто пишет»

ср. Протогерманское *writan «ряд царапин», *wreitan- «писать», др.верх.-нем: rizan «резатьцарапать, РИСовать, рвать», нем.: reißen «резать, tug — тягнуть, РИСовать«; др.сакс. writan «резать, царапать, писать», др.англ.: writan, др.фризский: writa, др.сканд.: rita «ряд, резать, царапать».

Римляне отождествляли богиню Ретию с богиней Юноной, позаимствованной у этрусков Юно (Juno), как богиней природы. Ещё римляне отождествляли её с Дианой, позаимствованной у греков богиней Артемидой, богиней охоты и с греческим божеством «Хортия» (Ortia). Надписи римской эпохи из Северной Италии и альпийского региона показывают, что Диана и греческая Артемида заняли место богини Ретии целительницы. Иногда её изображали на троне, часто в окружении животных, с покрывалом на голове и ключом в руке как главным атрибутом, который трактуется как «ключ судьбы».
В римских надписях Венеру называют éla (Reitia Chasma).

Надписи, посвященные подношениям богине Реитии, являются одним из наших основных источников знания венетского языка.

Венеты (Paleoveneti — древние венеты, также хенети — Heneti) были индоевропейским народом, населявшим северо-восточную Италию, в районе современного Венето. Согласно Юлиусу Покорному, этноним Венети — Venetī (единственное число * Venetos) происходит от протоиндоевропейского корня * wen- «стремиться, желать, любить», древневерхненемецкое Winida ‘Wende’ указывает на догерманское * Wenétos, а Венеди, как засвидетельствовано у Тацита и древнеанглийские Winedas — ‘Wends’ называют предгерманское * Wenetós. Тацит был бы знаком с Адриатическими Венетами (Adriatic Veneti), и связывает их со славянами венетами на реке Висле (Vistula Veneti).

Этимологически связанные слова включают латинские слова venus, veneris — «любовь, страсть, благодать»; Санскритский vanas — «вожделение, желание», van — «желание»; Старое ирландское fine — «прекрасное» (<прото-кельтское * venjā) «родство, союз, племя, семья»; Древнескандинавское: vinr, староверхненемецкое: wini, старосаксонский wini, старофризский wine, др.англ. wine — «друг».

Древние венеты говорили на венетском языке, вымершем индоевропейском языке, о чём свидетельствуют примерно 300 коротких надписей, датируемых VI – I веками до нашей эры. Венетский язык имеет несколько общих черт с латынью и другими индоевропейскими языками, особенно германскими и кельтскими. Венетский язык не следует путать с венецианским, романским языком, на котором в настоящее время говорят в регионе Венето.

Племена ретиев вместе с племенами их кельтоязычных соседей на севере Винделиками (Vindelici), были покорены имперской римской армией императора Августа, во главе со старшими военачальниками Тиберием (Tiberius) и Друсом (Drusus) в ходе военной кампании 15 г. до н.э. Raeti и Vindelici были обязаны платить налоги Риму.

Территории Реции были присоединены к Римской империи, как римская провинция Raetia et Vindelicia была названа в честь этих двух народов. Племена ретиев быстро стали лояльными подданными империи и внесли непропорционально большое количество новобранцев во вспомогательный корпус имперской римской армии.

Согласно эпиграфичным записям, в ранний период Римской империи (30 г. до н.э. — 37 г. н.э.) при правлении Юлия и Клавдия,  было сформировано не менее 10 вспомогательных пехотных полков (когорты) из ретийских племён (cohortes Raetorum). Это около 5000 новобранцев, огромный сбор из малонаселенных альпийских долин. Это говорит о том, что ретиев очень привлекала военная карьера в римской армии.

До 100 г. н.э. провинция Raetia et Vindelicia была окружена римским гарнизоном на его западной границе (в Виндонисе — Vindonissa примерно с 15 г. н.э.), это был один римский легион, вероятно, легио XIX до 9 г. н.э. Известно, что союз германских народов устроил засаду римским легионам и их вспомогательным войскам в битве при Тевтобургском (Teutoburg) лесу в 9 г. н.э. Поражение римлян в битве Тевтобургском лесу охладило стремление римлян завоевать Германию, территории за Рейном оставались независимыми от римского контроля. Рейн стал границей между Римской империей и остальной Германией.

В провинции Raetia et Vindelicia размещались римские вспомогательные силы и leves armaturae — «легкие войска» из местного ополчения. Эти силы были в основном для защиты от внешних угроз, а не внутренних беспорядков. Страбон писал, что альпийские племена в целом легко приспособились к римскому правлению и за 33 года, прошедшие с момента первого завоевания, ни разу не восставали.

Изначально объединенная территория Raetia et Vindelicia была организована не как полноценная римская провинция, а как военный округ под командованием римского конного офицера засвидетельствованного как «префект Ретии, Винделици и Поенинской долины» («praefectus of the Raeti, Vindelici and the Poenine Valley».).
Очевидно, ещё до императора Клавдия (правил 41-54 г.г.), территория Raetia et Vindelicia стала полноценной провинцией с официальным названием Raetia et Vindelicia (сокращенно просто Raetia = Реция в конце I века), в то время как Долина Поенина (Poenine, в кантон Вале, Швейцария) была отделена и соединилась с провинцией Грейские Альпы (Alpes Graiae).

Лингвистическая карта Италии ок. 600 г. до н.э., территория, где распространен ретийский язык.

Язык Ретии (Реции)

Rhaetic или Raetic, также известный как Rhaetian, был языком, на котором говорили в древнем регионе Ретии в Восточных Альпах в доримские и римские времена.
Многие учёные считают, что ретии изначально говорили, на так называемом «ретийском языке», вымершем языке, известном только по серии надписей, написанных на одном из вариантов этрусского алфавита.

Ретский алфавит относится к группе «северноэтрусских». Ретский язык грамматически и лексически близок к этрусскому языку. Современные лингвистические данные (работы Х. Рикса) подтверждают родство ретийского и этрусского языков.

РЕТИЙСКИЙ язык обычно рассматривается большинством филологов как родственный этрусскому, не индоевропейскому языку, который лучше всего задокументирован в центральных итальянских регионах Тоскана, северном Лациуме и западной Умбрии, а также в северных итальянских регионах Эмилия-Романья и Ломбардия. Этот язык был назван лингвистами «ретийским», поскольку предполагается, что на нём говорят ретии (резии, резяне).

Ретийская культура и надписи

Дальнейшее подтверждение гипотезы о том, что северные племена ретии перешли на кельтскую речь до римской имперской эры, обеспечивается распространением «ретиских» надписей. Они были обнаружены почти исключительно в северо-восточной Италии: Южном Тироле, Трентино и регионе Венето.

«Ретийский язык» задокументирован примерно 280 текстами на северном варианте этрусского алфавита в двух вариантах шрифтов старого курсива, относящегося к V и I веками до нашей эры. Надписи найдены в Северной Италии, Южной Германии, Восточной Швейцарии, Словении и Западной Австрии в районе, соответствующем археологическим культурам Фриценс-Санзено и Магре (Fritzens-Sanzeno and Magrè cultures). Алфавит Санзено (также Больцано-Bolzano), около 100 ретиских (Rhaetic) надписей, алфавит Магре (Magrè, близ Скио — Schio), восточно-ретиские надписи.

Надписи Raeti указывают на то, что «Raetian» сохранилось до 3 века нашей эры, предполагая, что племена Raeti в этом регионе, возможно, не перешли на кельтский язык. Обилие кельтских топонимов и полное отсутствие этрусских топонимов на территории Ретии позволяет сделать вывод о том, что ко времени римского завоевания ретии полностью кельтизировались.

Это песня на ретийском языке, посвящена горе Канин (2587 м), горный хребет в Западных Юлийских Альпах, на граница Словении и Италии. Символическая гора народа живущего на Валь-Ресия (Реция, Русия).
Da öra ta Ċanïnawa     =   Да гора та Канинава
Na jë pur pali visoka    =   На ней вершина высокая
Ko won na wor sowa došly = Ко вон на верх сами дошли
Šċalë utïċaci so snuwali   =  Скалы утикали, птицы сновали
Ja si polednol ta nu së     =  Я се оглядел да не всё
Za vïdët ċi tu jë bujë        =   За видеть чи тут есть ещё (красивее)
Jë mokoi skala ano rob   =  Есть только скала и обрыв
Ja si polednol nu tu-w-dnö = Я се заглянул ну в-то-дно
Za vïdët ċi tu jë bujë  =  За-видеть чи тут есть более (ещё красивее)
Jë mokoj wöda ano prod  = Есть мокра вода она река (Прут)

Древний ретийский язык не следует путать с современными романскими языками того же альпийского региона, известного как ретороманский язык.
Говард Хейс Скаллард (Howard Hayes Scullard, 1967) считает, чтобы это был индоевропейский язык со связями с иллирийским и кельтским.
Тем не менее, большинство учёных теперь думают, что ретик тесно связан с этрусками в пределах тирренской (тиррены = этруски) группировки.
Тирсеновская (Tyrsenian =этруски) семья (или Common Tyrrhenic) часто считается палеоевропейской (до индоевропейский базовый язык Италии и Альп) и возникла до появления индоевропейских языков в южной Европе.

Согласно Л. Буке ван дер Мееру (L. Bouke van der Meer), ретийский язык мог развиться из этрусского примерно с 900 г. до н.э. или даже раньше, но не позднее 700 г. до н. Около 600 г. до н. э. Ретийцы оказались изолированными от этрусского региона, после вторжения кельтов, что ограничило контакты между двумя языками.

По словам Ливи, «звук» оригинального этрусского языка ретии (sonum linguae) был искажен в результате обитания в Альпах.
Это может указывать на то, что некоторые из ретийских племён потеряли свой родовой ретийский язык под влиянием кельтского.

Кельтизация ретийских племён также находит поддержку в римской практике соединения Ретии с их северными соседями Винделиками (Vindelici), которых большинство историков считает кельтско говорящими. Под властью Римской империи территории двух народов были объединены в административных целях с самого начала и в конечном итоге при императоре Клавдии (годы правления 41-54 гг.) были образованы провинцией Raetia et Vindelicia. При Августе (правил 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) была создана пара совместных вспомогательных воинских когорт «Raetorum et Vindelicorum«. (Чуло’е мал’асситто = Culo ‘e mal’assietto – человек, мало-сидящий, т.е. который не может сидеть на месте; непоседа)

Границы Реции.

Данные свидетельствуют о том, что первоначальный римский район Ретия и Винделиция, основанный при Августе, на востоке граничил с провинцией Норикум (Noricum) по реке Энус (Aenus или Инн — Inn) от её впадения в Дунай до юга, а затем через река Изаркус (Isarcus, или Эйсак — Eisack). Северная граница Реции со «свободными» германскими племенами определялась течением верхнего Дуная. На западе Raetia et Vindelicia включала всё Боденское озеро и верхнюю долину Рейна, а затем длинный участок на запад вдоль верхней долины Роны до озера Леман (Leman). На юге Реция  граничила с итальянскими административными районами — Галлия Транспадана (Gallia Transpadana) и Венеция и Хистрия (Venetia et Histria) — похоже на границу современной Италии.

Винделичи (Vindelici ), согласно Птолемею, жили к востоку от реки Ликка (Licca, или Лех — Lech), а к западу от этой реки верхняя Бавария была заселена Ретиями. Противоположная точка зрения состоит в том, что весь регион между Дунаем и Альпами был оккупирован Винделичи, а Ретии ограничивались самими Альпами.

Последнее мнение согласуется со Страбоном, который отмечает, что территория, занятая племенами ретиев, простиралась от верховьев реки Рейн на севере Швейцарии до городов Комо (Como) и Верона (Verona) на севере Италии. Ретии были ограничены на Востоке кельтскими Таврийским Норикум (Taurisci of Noricum. кельтский-галльский корень *tarwo ‘бык’ — taruos), а на Западе — гельветами (Helvetii).

Венеты и Венето-либурнская языковая группа

Венеты и Венето-либурнская языковая группа
Русское слово, восхищавшее Бисмарка

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*