Воскресенье , 10 Ноябрь 2024
Домой / Античный Русский мир. / Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.

Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.

С глубокой древности вдоль Южного берега Крыма существовало несколько путей через Главную гряду Крымских гор. Многие тропы были проложены местными жителями, таврами и греками, а каменные дороги через перевал прокладывали римские легионеры.
Древнеримская дорога «Via militaris» в Крыму соединяла второй половине I века н. э. два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень) в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон берегу Балаклавской гавани в Херсонес. 

По свидетельству древнегреческого историка Страбона, военную крепость Палакион (Плакия), то есть Балаклаву, основали в 112 — 110 гг. до н. э. скифские цари для борьбы с полководцами понтийского царя Митридата VI Евпатора. Скифская крепость Палакион была основана до прихода греков, и до прихода римлян в Тавриду.

В I веке н. э. Плиний Старший в «Естественной истории» при перечислении окрестных городов Херсонеса называет «Symbolum portus» (Естественная история, IV, 86).

Греческий язык относится к Индоевропейской группе языков, основу которых составляет Ведический санскрит Риг-Веды, именно отсюда происходит слово Сима -«siMha» – мощная; Бала — «-bala» — власть, сила. О гавани «СимБолум портус» — «Symbolum portus» – «Мощная сила» или «Сильная власть» порт

Перевал «Чёртова лестница» (Шайтан-мердвен) – это перевал над Гурзуфом, Василь-богаз у Ялты, Гаспра-богаз в районе горы Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении и самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы – это «Чёртова лестница». Главная гряда Крымских гор снижается в районе посёлка Мухалатка, образуя широкую выемку. Через неё и проходит тропа, ведущая через перевал на высоте 578 метров на северный склон горной цепи. Этой горной дорогой через перевал пользовались ещё римские легионеры, проложив дорогу из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор.

Старая римская дорога в Крыму — Спирады, январь 2013

Сейчас можно увидеть несколько участков старо-римской дороги, все они небольшие, но по ним можно проследить весь путь через перевал Шайтан-Мердвень, соединяющий предгорные районы с Южным берегом Крыма:
«Via militaris», начинается от села Календа (ныне село Подгорное) — Календская тропа идёт в сторону Чёрного моря через перевал «Чёртова лестница». (по-тат. Шайтан-Мердвен).
Второй участок «Via militaris» Мордвиновская дорога сохранился у села Орлиное.
Третий участок «Via militaris» сохранился у села Родниковое, далее путь ведёт через урочище Карадагский лес в Байдарскую долину.
Из села Подгорного «Via militaris» прямиком шла на село Широкое римская дорога пересекала Байдарскую долину, потом поднималась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам, где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше «Via militaris» шла по правому берегу реки Чёрной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес Таврический.

Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. В 60-х годах I века греческий Херсонес сам обратился за помощью к Риму, так как не мог самостоятельно защитить город и дать отпор скифам. Римская империя воспользовалась ситуацией для укрепления своего влияния в Тавриде и Причерноморье.

Римский военный гарнизон возглавил легат римской провинции Мёзия Тиберий Плавтий Сильван, командовавший XI Клавдиевым, I Италийским, V Македонским легионами и 40 кораблями Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте.

Кроме Херсонеса форпоста римской армии в Крыму, для контроля над обширными территориями Тавриды было решено построить еще одну военную крепость. Выбор пал на бывшую военную крепость тавров на мысе Ай-Тодор, римская крепость была названа Харакс, и возведены новые укрепления.
Связь между римскими крепостями осуществлялась по морю, но этого пути было явно недостаточно из-за частых морских штормов и ураганов, часто бушевавших на Чёрном море осенью и зимой. Солдаты римского гарнизона взялись за строительство надёжной в любую погоду сухопутной дороги.

Староримская дорога — Спирады, январь 2013

Во многих местах старо-римской дороги сохранились насыпи, подпорные стенки – «крепиды» — характерные технологии «крепления обочин», при строительстве римских дорог в горной местности.
Старо-римская дорога была самой короткой дорогой, соединяла морское побережье с долинам Тавриды. Не только римляне пользовались римской дорогой, но и местные жители тавры (греч.*Ταυρο-ρως) , греки и скифы. Римские легионеры не раз вступали в бой с обитателями Тавриды, местные жители яростно сопротивлялись римлянам и часто устраивали на дороге засады и нападения.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс, а старая римская дорога осталась в Крыму.  Календской тропой и сегодня можно пройти, а ведь, по ней шагали римские легионеры 1775 лет назад.

Местами по пути следования римской «Via militaris» можно увидеть и добротную булыжную мостовую, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которые сотни лет поддерживали дорогу в надлежащем состоянии, и взамен были освобождены от уплаты налогов.

На римской дороге специально укладывали между булыжником белые камешки, чтобы ночью они отсвечивали свет луны и путник не сбился с дороги

Календская тропа столетиями использовалась как дорога для вьючных животных, переносящих грузы. Календская тропа кое-где вымощена добротными булыжниками, идёт на подъём, петляя по густому лесу, периодически выходит к обрыву на Чертовой лестнице.
Глубокие колеи от колес повозок, тысячу лет врезавшиеся в скальную поверхность старо-римской дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Бурун. На тропе, среди камней можно найти осколки древнегреческой керамики относящейся к I веку нашей эры и осколки средневековой керамики.

Римская дорога в Крыму — Календская тропа

Исследователи Календской тропы не сомневаются, что сам путь существовал на яйле Кильсе-Бурун и до прихода римлян в Тавриду, однако легионеры укрепили горную тропу «варваров» и проложили по ней настоящую дорогу и обеспечили её охрану. Римские стражи дорог — бенефицарии, следили за передвижениями по римской дороге и предупреждали римский гарнизон о засаде и опасности столкновений с воинственными таврами.

Староримская дорога — Спирады, январь 2013

Топонимика названия
Как переводится топоним Календа? Календа, в ведическом санскрите от корня слова кала – kāla – коло, круг жизни, момент времени, пространство, время-календарь, вечный круговорот жизни. Большинство древних календарей круглые и имеют форму круга, колеса.
Для защиты дорог в Таврии строили крепости в начале Календской тропы, и на южной стороне Чёртовой лестницы. Высокие стены крепости замыкались по кругу, потому и крепости назывались — «кале». Крепость в Крыму Ени-Кале, город во Франции Кале в проливе Па-Де-Кале.
Некоторые исследователи считают, что название крымского села Календа относится ко времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота в I веке н. э. был для римских легионеров греческий Херсонес .
В 1820 г. по старой римской дороге по «Чёртовой лестнице» поднимался А.С.Пушкин со своими спутниками, направляясь в Георгиевский монастырь, что близ Севастополя.
Подробнее здесь

Тайна скифского идола.
«Шаттл» и римская колесница

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*