Резия и Русия
Резия ( Реция, Ругия; ит. Resia; Resian: Resije; Slovene: Rezija; Friulian: Resie) — коммуна в Италии, в регионе Фриули-Венеция-Джулия, в провинции Удине с муниципальным центром в деревне Прато.
Необычная особенность жителей Резии (примерно 1500 человек) состоит в том, что они считают себя русскими по происхождению. Яркие следы русского языка остаются в их уникальном диалекте — некой смеси итальянского, фриульского и русского.
Жители Резии ведут обособленный образ жизни и считают себя не итальянцами, а резианцами. Если они выезжают из долины в южном направлении, то говорят, что едут в Италию, если в северном — что в Австрию. Традиции, в которых опять же прослеживается русское начало, здесь бережно сохраняются.
География.
Долина Резии (Val Resia) расположена в северо-восточной части региона Фриули-Венеция-Джулия — это одна из самых живописных альпийских долин, простирающаяся с запада на восток на 20 км: на востоке она закрыта горным массивом, покрытым снегом большую часть года, из которого гора Канин (Monte Canin; высота 2587 м) представляет собой наивысшую точку, обозначающую границу между Италией и Словенией.
Долина Резия разделена на 5 основных деревень: Сан-Джорджо, Прато, Гнива, Осеакко и Столвица (San Giorgio, Prato, Gniva, Oseacco e Stolvica ) с запада на восток; есть также деревни Липоваз, Крисацис, Гост, Лискьяцце, Коритис (Lipovaz, Chrysatsis, Gost, Liskiazza, Koritis ) и в прилегающей южной долине Учча (Uccia). Тарвизио (Tarvisio) прибывает примерно через 10 км в Резиутта (Resiutta ) и следует за перекрестком на Валь Резиа.
Истоки Резии связаны с поселением его населения в долине, которое восходит к 7 веку н.э. Резианцы — потомки тех славянских народов, которые пришли в Италию вслед за аварами и лангобардами и поселились здесь. Ресия представляет собой остров языка, традиций, и культуры, изолированный горами Муси (Monti Musi) на юге и внушительным массивом Канин (Monte Canin) на востоке и севере.
Единственный местный язык, на котором до сих пор говорят, резиан (Rezian), признан ЮНЕСКО. Язык резиан (Rezian) сохранил архаичные черты одного из диалектов словенского языка, и остаётся предметом многих исследований, которые способствовали сохранению и увековечиванию народных традиций, обычаев, песен, танцев, церемоний, представляющих большой интерес. Согласно закона о защите языков меньшинств, в обязательной школе сегодня можно учить детей писать и читать на языке резиан (Rezian) в Резии ( Val di Resia), иначе дети были бы переведены в Могжио Удине (Moggio Udinese).
Сообщество Резиа сегодня в основном сгруппировано в деревнях Прато, Сан-Джорджо, Осеакко, Гнива, Лискьяцце, Столвица и Учча (Prato, San Giorgio, Oseacco, Gniva, Liskiazza, Stolvica e Uccia), находившиеся под юрисдикцией аббатства Моджио (Moggio) на протяжении веков.
При венецианском правлении Резия имела большое значение для защиты селений Карницца (Karnitz ) и Гуарда (Guarda), которые позволяют добраться до долины Изонцо (‘Isonzo) в Словении. Для обороны в долине Резия находился военный гарнизон с укреплениями у Столвиццы (Stolvizza) и Сан-Джорджо (San Giorgio). В 1976 году город был разрушен землетрясением произошедшем во Фриули
Сельская архитектура.
В летний период возникала необходимость выпаса скота в горы на 4-5 месяцев, для этого были построены ставоли (stavoli), разбросанные по горам по всей долине. Временные стоянки ставоли (stavoli) обычно состояли из комнаты и кухня с камином для приготовления сыра, комнаты для домашнего скота (коров, коз), над кухней спальня, и сарай над конюшней. В некоторых ставоли был чулан для хранения молока, сыра и масла. Для сбора дождевой воды имелся глубокий бетонный резервуар, откуда воду доставали с помощью ведра.
Резианы — это население, принадлежащее к группе славянских языков. Римские и доримские археологические находки близлежащие к Резиутте свидетельствуют о существовании поселения ранее шестого века. Упоминается документ, согласно которому славянское поселение в долине у Прато (Prato) в 1098 году была часовня, посвященная Мадонне Богородице.
Резия упоминается в завещании графа Качеллино (Cacellino), который к XI веку оставил Фридриху, патриарху Аквилеи, аллодиальные активы Фриули и Каринтии, в границы которых также входил sartum montem.
В связи с этим было замечено, что средневековое значение слова «монс» («mons») относится к существующей Малге (Malge) на горе Сарт (Sarthe) и, следовательно, к возможности существования стабильного поселения на дне долины. Таким образом, VI-VII века также воспринимаются резианами (Resiani ) как более общая ссылка на поселения тех народов, которые принадлежат к южной ветви славян в Восточно-Альпийской и Приальпийской дуге.
Резианцы, по словам польского лингвиста Бодуэна де Куртенэ (Baudouin de Courtenay), тщательно изучившего их во второй половине XIX века, «должны были происходить из разных племен с разными диалектами» и предложили следующую классификацию основных из них, подчеркивая важность этот факт также по этнографии:
1) Липоваз — Сан-Джорджо; (Lipovaz — San Giorgio)
2) Гнивы (Gnivi);
3) Столвицы (Stolvitsy);
4) Осеакко (Oseacco)
5) Uccea (Uccea).
С демографической и антропологической точки зрения типология резианского населения долины, c множеством славянских наречий, остаётся несомненно интересной и свидетельствует о том Резиане находились в изоляции, но при этом сохранили свою внутреннюю местную культуру. Эта ситуация изоляции резиан нашла подтверждение в недавнем историко-демографическом исследовании, проведенными в регистрах браков за период 1745–1905 гг. (G. Rotta, 1987, 1988).
Лоски (Loski) цитирует документ, в котором перечислены четыре вассала Резии, которые в 1336 году принесли присягу на верность аббату Гиберто (Ghiberto) из соседнего Могжио Удине (Moggio Udinese). Мы находим описание границ четырех округов в описании географической карты 1672 года, канцлера Моджио Бернардино Нодаро (Modgio Bernardino Nodaro).
Расширение поселений Резиан и территорий в долине характеризовалось многочисленными спорами, которые вспыхивали не только между самими муниципалитетами Резиана (Resiana), но и с жителями близлежащей Резиутты (Resiutta), которые хвастались правом выпаса на склонах горы Канин (Canin) и в Планиницце (Planinitz), недалеко от города в горы Муси (Musi), о которых мы знаем со второй половины 14 века.
Традиционные музыкальные инструменты резиан гусли, хотя есть и умельцы играть на волынке.
Мы находим четыре муниципалитета, объединенные с Сан-Джорджо (San Giorgio), указанным в описании дорожной карты Резии 1808 года как главное место. На общих снимках Кадастра 1851 года мы все еще можем обнаружить деление на территории.
«Резия и Русия одно и то же» — это любимая поговорка старожила Одорико Буттоло. Он говорит по-немецки, по-французски, по латыни. Мы заговорили было по-немецки; но старик скоро очнулся: «Мы русские; для чего же будем говорить по-немецки?».
Граф Станислав Потоцкий (1776 — 1830), проездом из Италии, остановился однажды в Резиуте. Резиянки случились там с виноградом, и обратились к нему с вопросом: «Купите вина?» Славянский вопрос изумил графа; он стал расспрашивать их, откуда они, велел себя провести в Резии (Val Resia), провёл в ней ночь и записал «Отче наш» на языке резиан. Солдаты Русские заходили также в Резию, и говорили с жителями по-русски.» — писал в путевых дневниках Измаил Иванович Срезневский, о резиянах («Опыт фонетики резьянских говоров» «Резьянский катехизис» 1875 г.)
Недавние антропологические физические исследования, проведенные на популяциях резиана (Corrain and Capitanio, 1987), путем сравнения с другими популяциями позволили установить связь со славянскими народами в странах Центральной и Восточной Европы.
Результаты исследования показывают неожиданную внутреннюю генетическую однородность жителей долины Резии (Val Resia) позволяет рассматривать эффект, заключавшийся в том, что жители долины представляют собой почти хрестоматийная генетическая изоляция.
Внутри долины также имеются значительные распределительные различия, подтверждающие разделение населенных пунктов на 4 группы по историко-демографическому признаку. Два автора также отметили, что «все ещё ощущаются последствия нескольких первоначальных семей-основателей …», связанных друг с другом кровным родством, которые расселились в различные деревни долины.
Последующая изоляция сохранила генетическое наследие 4 семей основателей на протяжении долгих веков. Подобная генетическая ситуация сейчас очень редко встречается в Европе.