Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Разные типы героизма — сила и разум

Разные типы героизма — сила и разум

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Разные типы героизма — сила и разум

Расцвет героизма в классической мифологии связан с серединой II тысячелетия до н. э. И начинается он с представления о героях, наделенных необычной физической силой. Что же касается тонкостей ума, то обычно рядом с героем находится божество, подающее мудрые советы и приводящее героя к определенному решению. Предоставленный самому себе, герой может совершить непоправимый поступок, стоящий ему жизни. Именно таким образом погиб Мелеагр, сын Ойнея, этолийский герой. Это тот самый Мелеагр, чья жизнь была заключена в тлеющей головешке, спрятанной его матерью в ларце. Тот самый Мелеагр, который прославился охотой на Калидонского вепря (Аполлодор. I стр.8,1-3), собравшей героев со всех концов Греции.

Причём все это герои раннего поколения, предшествовавшего Троянской войне: Идас и Линкей, сыновья Афарея из Мессении, Кастор и Полидевк из Аакедемона, дети Зевса, Тесей, сын Эгея из Афин, Пирифой, сын Иксиона из Лариссы, Пелей, сын Эака из Фтии, Амфиарай, сын Оиклея из Аргоса, Ясон, сын Эсона из Иолка, и дева Аталанта из Аркадии. Здесь, таким образом, мыслится некое единство всех частей Греции, представленное отдельными героическими личностями.

Калидонская охота — общегреческое предприятие. Однако оно чревато усобицами и взаимным истреблением.
Чудовищный вепрь был убит, но в споре за почётный дар Мелеагр отдал предпочтение Аталанте, первой поразившей зверя, и убил братьев матери, претендовавших на шкуру вепря. Тогда Алфея — мать — прокляла сына Мелеагра и бросила в костёр головешку, в которой была заключена жизнь сына, и Мелеагр погиб в муках.
В этом мифе наряду с архаическим фетишистским представлением о жизни человека, заключенной в материальный предмет, наряду со следами матриархата и важной ролью женского начала выдвигается мощный герой, избавитель от чудовища, разоряющего страну и губящего посевы.

По другой версии, Мелеагр убивает дядьев в войне, разгоревшейся после споров за шкуру вепря, но сам тоже гибнет в сражении, а мать и жена его кончают в горе самоубийством. Конец героя и в одном и в другом случае зависит и от его собственной, ничем не сдерживаемой воли и от напора древних стихийных сил. Рядом нет мудрого божества-помощника. Миф предполагает, что истинным отцом Мелеагра был сам бог Арес (Аполлодор. I стр. 8,2). Это дикое и буйное божество только и могло толкать Мелеагра на безрассудные поступки и кичливость своей физической мощью. Вот почему результаты подвига, собравшего всех греческих героев, оказались столь горестны.

Беллерофонт и Пегас. Римский рельеф. II — III вв. н. э. Рим. Галерея Спада

Гибнет от руки героя Беллерофонта, сына Главка, чудовищная Химера, рожденная Тифоном и Ехидной. Химера с львиным туловищем, хвостом дракона, тремя головами, из которых козья, средняя, изрыгала пламя, тоже опустошала землю и губила скот.

Беллерофонт взнуздал Пегаса, коня, рожденного от Медузы Горгоны и Посейдона, поднялся ввысь и оттуда поразил Химеру (Аполлодор. II стр. 3,1). В дальнейшем герой стал наследником царя Иобата, отдавшего за него дочь, когда убедился в безупречности Беллерофонта, оклеветанного царем Пройтом. Замечательно, что этот последний, чью дочь отверг Беллерофонт, по её наущению послал героя к Иобату с дощечками, на которых, по словам Гомера, были начертаны «губительные знаки» (Илиада. VI стр.169), то есть просьба предать Беллерофонта смерти. Беллерофонт избежал смерти, так как не пытался прочитать послание, а известно, что судьба настигает тех, кто пытается её избежать; а затем, убивая Химеру по воле царя Иобата, он имел косвенным союзником самого Посейдона, породившего от Горгоны Медузы коня Пегаса.

Даная и золотой дождь Зевса. Фрагмент росписи кратера Мастера Триптолема. 490-480 гг. до н. э. Ленинград. Государственный Эрмитаж

Другой герой, один из предков Геракла, Персей, сын Зевса и Данаи, в опочивальню которой Зевс проник в виде золотого дождя, уже непосредственно руководим в своих действиях мудрыми советами богов (Аполлодор. II стр.4,1-5).

Акрисий сажает Данаю с Персеем в ящик

Персей освободитель рода человеческого от Медузы Горгоны, превращавшей своим ужасным взглядом каждого человека в камень. Как Пройт Беллерофонта, Персея жаждет погубить царь Полидект и посылает его за головой Медузы.

Персеем руководят Гермес и Афина. По их советам он сначала приходит к сестрам Форкиадам, затем к нимфам, от которых получает крылатые сандалии, заплечную сумку и шапку-невидимку. Гермес вручает ему изогнутый меч, Афина направляет его руку, готовую поразить Медузу, и по её совету он смотрит на отражение чудовища в своем медном щите, не встречаясь с её живым ликом. Персею удаётся избежать преследования двух бессмертных Горгон благодаря шапке-невидимке.

На своем пути Персей совершает ещё один подвиг, освободив царевну Андромеду, отданную на съедение морскому чудищу. Заметим, что Персей не только убивает чудовищ, разорявших посевы и поедавших скот, как это было с Мелеагром и Беллерофонтом. Персей освобождает от страха людей и восстанавливает справедливость, губя врагов, поправших ее, головой Медузы. Именно таким образом он восстановил на царство Диктиса и свергнул Полидекта, угрожавшего его матери Данае. Когда же подвиг завершен, Персей возвращает своим божественным помощникам атрибуты бессмертной силы. Сандалии, сумку и шапку через Гермеса вновь обретают нимфы, а голову Горгоны Афина помещает на свой щит.

Далее всё более возрастает не только непосредственная помощь богов героям, но герой учится побеждать и осуществлять свои цели с помощью собственного разумения. Можно сказать, что интеллектуализация героев необычайно усиливается, поскольку герой уже не только претворяет советы богов в действия внутренне вполне подготовлен к самостоятельному размышлению. Мы упоминали уже этих умных героев, певцов, музыкантов, прорицателей. Их действия доказывают преимущество умственного дара, помогающего человеку без применения насилия и без кровопролития.

Амфион, сын Зевса и Антиопы, строит вместе со своим братом Зетом фиванские стены. Пока Зет с огромными усилиями громоздит камни, Амфион, играя на кифаре, заставляет их складываться в мощные стены.

Дедал и Икар. Римский рельеф. II в. н. э. Рим. Музей виллы Альбани

Дедал, внук афинского царя Эрехфея и родня Тесея, отличается особой изобретательностью, был искусным архитектором и мастером, и считался символом мудрости, знаний и силы. Он и архитектор, и скульптор, и великий мастер. Само имя Дедал (др.греч. Δαίδαλος) указывает на «искусного» человека.

Дедалу настолько дорого первенство в мастерстве, что он даже убивает своего племянника Талоса из-за соперничества с ним и вынужден бежать на Крит к царю Миносу (Аполлодор. III стр.15, 9). Дедалстроитель лабиринта для чудовищного Минотавра, но он и освободитель из лабиринта Тесея с его спутниками (вспомним клубок нити, данной им Ариадне для Тесея). Он сооружает тайно крылья для себя и сына, чтобы скрыться в Сицилию. Хотя сын его Икар гибнет, когда солнце растопило воск крыльев, Дедал невредимым добирается до Сицилии к царю Кокалу. Лишь только Минос пытается выманить его оттуда хитростью, царь Кокал с помощью совета Дедала умерщвляет Миноса, навсегда избавляя Дедала от преследования.

Дедал, как и положено герою, — фигура драматичная: его ум и сноровка невольно служат злым целям властителей, и попытка освободиться от их воли приводит к гибели самого дорогого, чем владеет великий мастер, — единственного сына Икара.

Эдип, сын царя Аайя, настолько мудр, что побеждает страшную душительницу Сфинкс, пожиравшую тех, кто не отгадает её загадки. И что характерно, по версии более классической, Эдип не убивает это чудовище, а побеждает его остротой ума, так, что Сфинкс гибнет сама.


Как только загадка Сфинкса разгадана и тайна открыта, жизнь теряет всякий смысл для кровожадной душительницы. Сфинкс бросается в пропасть с вершины горы и находит там смерть (Аполлодор. III стр.5,8).


Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, обладает магической силой искусства. Орфей сотоварищ Ясона, Пелея и Геракла, участник похода аргонавтов. Игрой на форминге он усмиряет волны и успокаивает человеческие страсти (Аполлодор Родосский. I стр.492-515).


Очарованные музыкой, приходят к Орфею дикие звери, движутся деревья и скалы. Подземные божества Аид и Персефона, тронутые игрой Орфея, отпускают на землю его жену Эвридику.
Орфей известен как учредитель древних религиозных обрядов. Гибель Орфея от рук диких вакханок свидетельствует о столкновении двух сил — дионисийского буйства природы и аполлоновского умиротворения, так как Орфей — певец и музыкант входит в круг героев, близких именно Аполлону и Музам.

Далее… Ясон. Героизм в союзе с древней магией

 

Ясон. Героизм в союзе с древней магией
Кого греки называли героями?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*