Четверг , 18 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Суд и расправа по-древнерусски

Суд и расправа по-древнерусски

Современное значение существительного «расправа» – это, как правило, «насилие, с намерением отомстить кому-то за что-то». Вместе с глаголом «расправиться» они выражают идею «покарать, наказать, победить». У современников вызывает удивление то, что «расправа» в старину понималась не как «наказание», а как «расправа дел» (ср. «управиться с делами»), «установление правды, справедливости» и «правление, управление».

Мы не задумываемся, что и по этимологии и исторически «расправа» и «расправиться» связаны с понятиями «право», «правосудие», «управление» и пр. А между тем, именно в России земский суд в XVIII веке назывался расправой.  От названия органа власти (по чину) и пошло выражение «учинить расправу» – «порешить на суде», «привести приговор в исполнение

Со временем, слова «расправа», «расправиться» поменяли своё значение на противоположное – «учинить самосуд», «покарать без суда».

В «Космографии» XVII века слово «расправа» означает «суд» применительно и к более ранним временам обычай, при котором жители в случае конфликта приходили к князю, чтобы тот их рассудил. Эта «расправа» была неотъемлемой частью «управления» страной, народом. «Править» – это и было «вершить правый суд», то есть решать кто прав, а кто неправ. Таково было делегированное народом право и обязанность справедливого правителя. Славянский титул князь впервые появляется в 828 году у бодричей (в Annales S. Canuti (Кнезе — chnese)

Первоначально в уголовном праве и суде повсюду был в силе принцип «око за око, зуб за зуб», – однако позднее одновременно с этой формой уголовного наказания установилась и более мягкая, когда виновный должен был выплатить материальное возмещение, обычно в гривнах, и наряду с ним требовалась ещё и моральное возмездие, в виде специальной церемонией. Эту систему компенсаций славяне знали, об этом свидетельствуют постановления договора Олега (по закону русскому) от 911 года, уже в X веке. (Лаврентьевская летопись)

Позднее денежная компенсация и моральная фиксация возмездия распространилась повсюду, но прошло ещё много времени, пока княжеской власти удалось полностью искоренить древний обычай кровной мести.

Заметным явлением в славянском уголовном праве была коллективная ответственность (круговая порука) кровнородственных союзов в случае совершения преступления членами этих союзов, причём такая ответственность сохранилась и после того, как кровная родовая месть начала исчезать. За уголовное действие отвечал весь род, община и даже еще более широкие союзы, целые группы поселений (русск. вервь, сербск. околина, польск. opole — ополье, чешск., honitva), и целый родовой союз обязан был преследовать преступника, а в случае, если он его не задерживал, но следы его вели в какую-то из общин, вся община обязана была либо выдать преступника, либо платить возмещение.

В Чехии обязательная коллективная ответственность существовала до конца XII века, в Польше она засвидетельствована в XIII веке, в России – в «Русской Правде», а на Балканском полуострове – в «Законнике Душана» от XIV века.

Первоначально судьями были старейшины родов и семей. Для разрешения споров между различными родами суда и судей первоначально не было, поскольку роды добивались возмездия за нарушенное право используя «кровную месть». Но даже и тогда для прекращения споров избирали посредников, выполнявшие роль первых судей в спорных делах. Все участники спора, все члены родового союза, чувствуя коллективную ответственность, принимали участие в споре о том, как поступить в случае несправедливости, нанесенной кому-либо из членов их союза или, наоборот, кем-либо из них совершенной. Первые суды, представляли собой большие сходки народа в открытых местностях, на городищах, в святилищах, местах жертвоприношений.

Таким образом, это был суд коллективный, но последнее слово в приговоре принадлежало самым старшим и самым мудрым членам союза.

Постепенно возник постоянный корпус судей и знатоков правовых традиций в родовых распрях, и таким же образом возник и суд  племенной, когда род уступил место этой более высокой ступени судейства.

О том, что у славян ещё до X века существовали органы судебной власти, свидетельствуют такие общеславянские и древние термины, как  указ, закон, расправа. Древние источники знают также «хороших» или «наилучших» людей, то есть судей, избранных из народа.

Греческий источник (Vita Basilii) сообщает о поморских славянах, что у них нет короля, что они не подчиняются одному человеку, а правят ими старейшие мужи.

Русский историк XVII века в описании возникновения Чешского королевства пишет:

«Первое, удивлению достойно, никакого судебного уложения не имеяху, а росправа праведная истинно, и гроза, и урядства было». То есть писанных законов (судебников) не было, а «росправа» праведная (суд правый), справедливая была. Понималась она как «расправа спорных дел», когда «судия» (в данном случае сам князь) «расправлял», «разрешал» конфликты.

Далее русский летописец XVII века рассказывает, как легендарный князь Крон (VIII век) рассудил (расправил дело) двух пахарей. Один жаловался на другого: «Сей человек убил моего вола, а я на нем землю пахал». И Крон присудил убийце вместо убитого вола купить другого. А когда тот ответил, что не имеет для этого денег, Крон повелел впрячь его в соху с другим волом: «Работай сам вместо вола, пока иного купишь». Ниже в этой же главе читаем, что после Крона взошли на княжеский престол Перемысл с Либушею и народ просил их

об «уложеньи и всяких делех, чем б всей земли росправа чинить». «И уставили им такие правы (законы, правила) Перемысл с Либушею, которые и до сего дни и ныне нерушимы суть». — здесь не столь интересны факты чешской истории VIII века, сколь то, как об этом рассказывает русский историк XVII века, используя слова «росправа» и «правы».

Пока княжества были невелики, верховный правитель сам отправлял обязанности судьи. В этом, собственно и состояла его главная миссия в отсутствии войны (ср. «сударь», «государь» – тот, кто имеет право судить). М.В. Ломоносов писал о призвании Рюрика на Русь следующее:

«Наконец, по завещанию Гостомыслову согласясь между собою и купно с чудскими ближними народами, выбрали и призвали Рурика с братьями к себе на княжение, сказав: «Земля наша велика и всем изобильна, одного только лишена суда и расправы, который вы утвердите». Здесь под «расправой» понимается «установление порядка» и, в конечном счете, – «государственное правление».

Руриковские «правы» до нас не дошли, но более поздние «писанные законы» сохранились под названием «Русская правда». «Взять правду» значило – выиграть тяжбу, быть признанным правым на суде. Отсюда происходят выражения – «наша (правда) взяла», «наша правда», «ваша правда». «Правда» здесь – «правота, отсутствие вины».

Виновника, того, кто проигрывал тяжбу, отправляли на правеж, исправляли. Другими словами «исправить» значило – «применить к нему меру наказания». «Исправленный» по-нашему, современному «отбывший меру наказания», «реабилитированный» (восстановленный в правах). Правеж состоял как во взыскании денег или другого имущества, так и в побоях. Здесь «править» – «наказывать». Так «правление» испокон веков сопряжено с насилием и принуждением, что, в общем-то, не удивительно.

У Пушкина в повести «Дубровский» читаем:

«Погоди, барин, – сказал Степан, – мы сведем его на расправу к приказчику». Но правильно ли мы понимаем вложенный писателем смысл?

В «Дневных записках путешествия доктора Лепехина» (XVIII век) находим такой пассаж. На одном деревенском празднике

«пиво так ошеломило мордовские головы, что у них вместо пиршества сделалась драка, и ещё не окончив своего побоища, требовали у нас, приступая, расправы. Мы не могли от сей челяди отбиться, чтоб не вступить в должность судей. Судить нам было их нетрудно: ибо, чтобы мы не сказали, всё было почитаемо за свято».

Как это ни удивительно, но случайно оказавшиеся в мордовской деревне представители Академии наук были приняты за представителей власти и насильно возведены в ранг судей. В данном случае доктор Лепехин со товарищи никакой расправы не учинили, окончив дело мировой.

Наше дело правое, победа будет за нами!

Магические числа 9 и 40
Древнерусское понятие чести

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*