Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Раннегородские центры и международная торговля в Восточной и Северо-Западной Европе

Раннегородские центры и международная торговля в Восточной и Северо-Западной Европе

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Раннегородские центры и международная торговля в Восточной и Северо-Западной Европе.

Раннегородское развитие на Балтике основывалось на таких факторах, как стабильный рост экономики, обеспечивавший прибавочный продукт, необходимый для классовой дифференциации; далее, возрастающая специализация отдельных областей, обусловленная физико-географическими факторами и хозяйственными традициями и стимулировавшая обмен между этими областями, и, наконец, возраставшая потребность в высококачественных потребительских товарах, производившихся за пределами Балтики, таких, как оружие, дорогие ткани, изделия из драгоценных металлов и камней, посуда, утварь и прочее, пользующееся растущим спросом со стороны феодальной и раннегородской знати, а на определенном этапе — и верхушки свободного крестьянства, и состоятельных городских общинников.

Первоначальные центры обмена поэтому возникли в политических и экономических центрах племён, племенных княжеств и раннегосударственных образований, обычно поблизости от источников какого-либо местного сырья, как Скирингссаль в Вестфольде, на Ослофьорде, у месторождений жировика, служившего для производства огнеупорной посуды130, или Колобжег на Поморье, близ соляных источников131. Установление постоянных контактов между этими центрами, стабилизация торговых путей — важный показатель становления балтийской экономической системы.

Важные импульсы экономического развития на Балтику поступали из североморских торговых центров в низовьях Рейна-Мааса-Шельды, фризских ремесленно-торговых поселений Домбург на острове Вальхерен, в устье Шельды132, и Дорестад на Рейне. Через Дорестад шла вся рейнская торговля и часть товаров, поступавших из Средиземноморья через Марсель-Бургундию в Англию; в VIII — первой половине IX века это был центр общеевропейского значения133. Английская торговля между Дорестадом и Лондоном впервые отмечена в 715 году. По данным раскопок, которыми на протяжении многих лет руководит голландский археолог Вван Эс, сейчас можно представить топографию этого поселения в каролингскую эпоху (илл. 22).

илл. 22. Дорестад. План поселения.

Поселение Дорестад простиралось по крайней мере на 1 км, может быть даже, до 2 км, по берегу бывшего рукава Рейна. Ширина его колебалась от 200 до 500 метров. Застройка, как доказано, состояла из больших деревянных домов длиной до 30 метров и шириной 7,50 метров.

Подавляющая часть — 90% найденной керамики импортирована из Рейнской области, в основном из района Кёльна. В Дорестаде исследованы мастерские, свидетельствующие о существовании здесь ткачества, обработки янтаря, благородных металлов, кузнечного ремесла, резьбы по кости, а также бондарства, кораблестроения, кожевенного производства. Поселение было неукрепленным134. Оно было разорено начиная с 834 г. грабительскими набегами викингов. Большое наводнение в 864 г. и перемещение рейнского рукава, на котором располагался Дорестад, решили судьбу поселения как торгового места.

Торговые пункты меньшего размера находились в восточной Фрисландии, в устьях Эмса и Везера. Более крупный, быстро приобретавший значение раннегородской центр Гамбург переживал расцвет в первой половине IX века, пока нападение викингов в 845 г. не приостановило его развитие135. Нападение викингов описано в «Житии Ансгария» Римберта (Vita Anskarii, s. 16), выпущенного топография Гамбурга IX веке.

В Англии некоторые традиционные торговые центры, несмотря на многочисленные разрушения и кризисы, сохранялись ещё с римской эпохи. В первую очередь к их числу относится Лондон (Londinium). Уже с конца VI века и особенно с середины VII века процветала дальняя торговля между Лондоном и континентом, прежде всего Квентовиком и Дорестадом, но торговые связи достигали также Марселя и Италии. Поэтому Лондон уже в 604 г. отмечен термином, обозначающим ранний город в Северной Европе, — «вик«: Lundenwic136.

Богатство и значение Лондона возрастали быстро, в IX веке. он мог уже собственными силами защищаться от нападений норманнов, или, как называли их в Англии, данов. Когда в 1018 г. датский конунг последний раз взимал с Англии так называемые «датские деньги», тяжелую дань, наложенную на страну ещё в 990-х годах, Лондон выплатил 10500 фунтов серебра из 82 500 фунтов, собранных со всего королевства. Почти восьмая часть всех средств, обращавшихся в стране в это время, следовательно, концентрировалась в Лондоне.

Другой центр, торговая активность которого распространялась за Северное море, возник на месте бывшего римского Эбурака (Йорка), при англо-саксах называвшегося Eoferwic.

Остальные торговые центры в англосаксонских, шотландских и ирландских областях имели меньшее значение. Тем не менее уже в VIII веке установились торговые связи между Британскими островами и племенами Балтики. Ничем иным нельзя объяснить определенное ирландско-шотландское влияние в восточно-скандинавском искусстве: великолепный образец этого островного ремесла, епископский посох VIII в., найденный в Хельгё, мог попасть в Среднюю Швецию в результате таких связей137.

Во всяком случае, в VIII веке племена Балтики попадают в сферу интересов ирландской церкви. Монах ордена святого Бенедикта Беда Достопочтенный (др-англ. Bǣda или Bēda; Bede, 673 — 735 г.г) пишет, что до прихода остров Бриттий племя англии жили в стране под названием Ангулус, «которая находится между провинцией ютов и саксов». Аналогичные доказательства приводятся в Historia Brittonum. Король Альфред Великий и летописец Этельберд (Æthelweard) отождествляли это место с районом, который теперь называется Ангелн (Angeln), в провинции Schleswig — Шлезвиг (Шлезвиг — Slesvig).

Беда Достопочтенный упоминает в своей «Церковной истории англов« фризов, ругинов, видимо, рюгенских славян, руян и данаев (данов, датчан). Уже в конце VII века ирландский миссионер Эгберт, предшественник Виллиброрда, проповедовавшего у фризов, намеревался посетить эти народы. Соображения, которыми руководствовался Эгберт, как их передает Бэда, имели смысл лишь в том случае, если в предшествующий период в результате развития частых торговых сношений у британцев появилась заинтересованность в том, чтобы путём обращения в христианство превратить эти языческие народы в более надежных партнеров. Виллиброрд появился в Дании в начале VIII века.

К VI-VIII вв. относится значительное количество находок в Швеции, которые позволяют выявить христианское влияние, отчасти из ирландско-шотландских или англосаксонских областей (цв. илл. 16). В Бруа-Халла на Готланде в VIII веке какой-то мастер изготавливал золоченые бронзовые кресты, служившие накладками парадных конских уздечек. Естественно, на этом основании нельзя решить вопрос, началась ли уже тогда христианизация. Но северо-западноевропейское влияние на художественное изобразительное творчество скандинавов несомненно138.


цв. илл.16. Англосаксонская бронзовая накладка на переплёт книги, вывезенная норвежскими викингами

На связи с Северо-Западной Европой в VIII-IX вв. указывают также некоторые находки из Арконы, славянского города на о. Рюген. Франкская империя в начале IX веке после завоевания Карлом Великим саксов, живших на Нижней Эльбе (слав. Лаба) и в северных Приэльбских землях, получила выход к Балтийскому морю. Даны в Ютландии не безучастно наблюдали за этим франкским продвижением, время от времени они объединялись с саксами для борьбы против франков.

Франкский король Карл Великий пытался заручиться поддержкой славян-ободритов в борьбе против саксов и данов. В это время конунг данов Готтрик укрепил южную границу своих владений, начиная от Хедебю, деревоземляным валом, который должен был перекрыть доступ в Ютландию. Вал, называемый Даневирке («Стена датчан»), который был начат ещё в VIII веке и неоднократно перестраивался последующими правителями, при конунге Готтрике, в первом десятилетии IX веке, несомненно, приобрёл особое значение, так как в 808 году о Готтрике уже сообщают франкские имперские анналы139.

По мере роста экономической, военной и политической мощи франкского государства купцы, получавшие от франкских императоров привилегии, очевидно, все чаще достигали областей к востоку от Эльбы и берега Балтики. В 805 г. уже была установлена регулярная торговля в определенных местах140. Торговые пути из экономически развитого франкского Рейнланда на Балтийское море вели через Бардовик и, видимо, в районе РерикаМекленбурга включались в систему балтийской торговли. Вследствие этого под покровительством ободритских князей Рерик развился в значительный перевалочный пункт, возможно ставший конкурентом для Хедебю. Около 808 г. датский конунг Готтрик, разрушив Рерик, попытался изменить это положение.

Через два десятилетия мы узнаем о большом миссионерском путешествии франкского епископа Ансгария. В 826 г. Ансгарий был послан в Данию франкским императором Людовиком, а в 830 г. отправился дальше, в Бирку в Швеции. О втором путешествии епископа Ансгария около 845 г.) говорится, что поездка из Хедебю в Бирку продолжалась двадцать дней. О прямых связях между Дорестадом и Биркой, очевидно через Хедебю, уже в первой четверти IX в. свидетельствует биограф Ансгария, Римберт. Жители Бирки приезжали в Дорестад, а купцы из Дорестада или по крайней мере родившиеся в Дорестаде женщины жили в Бирке141. В могильнике Бирки имеются захоронения фризов, судя по характеру находок и погребальному обряду.

На рубеже VIII-IX веков или в первой половине IX века фризские купцы и ремесленники, по-видимому, добирались даже до Старой Ладоги142. Некоторые впечатления о такого рода поездке, в которой участвовали купцы и воины, священники и слуги, передаёт Римберт в своем рассказе об уже упомянутом путешествии Ансгария в Хедебю в Дании и в Бирку в Швеции.

В 826 г. конунг данов Харальд был воспринят из христианской купели в Ингельгейме германским императором.

«Потом задумал он [император] изыскать преданного Господу мужа, который следовал бы за конунгом как постоянный спутник и был бы для него и для его людей наставником в святом Евангелии, к усилению и охране веры их в Господа. Хотел он отправить того обратно на родину, чтобы тот, поддержанный его помощью, свои владения [т. е. Данию] смог потребовать обратно»143.

Выбор пал на Ансгария, он со спутниками приготовился к путешествию. Но тут начались трудности.

«Так, уже путешествие до Кёльна уготовило им тяжкие испытания. В Кёльне тогдашний высокочтимый архиепископ Хадубальд подарил им для погрузки их снаряжения внушительный корабль, на котором находились две весьма удобно оборудованные каюты… От Кёльна шёл путь через Дорестад и через соседнюю Фрисландию вплоть до датской земли».

Харальд вскоре смог снова утвердиться у власти, и Ансгарий некоторое время провёл в Дании. Он купил там мальчика, «чтобы подготовить его к службе божией». Из Дании — видимо, из Хедебю — он отправился в Бирку к шведскому конунгу.

«О многочисленных значительных неприятностях, которые возложила на него эта миссия, патер Висмар многое мог рассказать как очевидец. Один пример следует мне привести: когда они проделали едва половину пути, повстречались им разбойные викинги. Купцы на их корабле защищались мужественно и сперва даже успешно; но при повторном натиске нападавшие их одолели; пришлось вместе с кораблем отдать им всё своё добро; они сами чудом смогли избежать [гибели] и спаслись на суше. Королевские подарки, которые должны были они передать, все их имущество было утрачено, кроме мелочей, которые они случайно имели при себе или захватили с собою, прыгая в воду».

В конце концов путешественникам кое-как удалось пробраться через Сконе в Бирку.

На связи среднеевропейской континентальной торговли с обитателями прибалтийских областей указывалось уже неоднократно. Однако некоторые ведущие центры, игравшие особую роль на континентальных путях, связывавших юг и север, следует отметить особо.

На Средней Эльбе роль перевалочного и производственного центра играл Магдебург. В 805 г. он уже был важным пунктом франкской порубежной торговли со славянами144. В Магдебурге сходились пути в Польшу и Силезию из Рейнланда, из Чехии и Тюрингии, далее они шли через Ганновер-Мекленбург — Висмарскую бухту или Хафельсберг — Мюриц — Одерскую лагуну, равно как через Бранденбург — Одерскую лагуну, на Балтику. Некоторые находки с балтийского побережья маркируют этот путь, о нём говорится также в некоторых путевых описаниях немецких и арабских хронистов.

На Одере в эту систему торговых путей между севером и югом Европы входили, помимо прибрежных городов Волина и Щецина, Лебус, Вроцлав и Ополье. У Вроцлава одерская трасса выходила на большую трансконтинентальную торговую магистраль из Средней Азии через Киев — Краков — Гёрлиц — Эрфурт — Майнц — Верден — Кордову в Испании. С Одерского пути через Моравские ворота попадали в Среднее Подунавье. По пути Щецин — Волин или Гданьск — Висла в балтийскую торговлю включались ранние города Великопольши.

В Восточной Европе дальними центрами притяжения балтийской торговли были города Древнерусского государства и Булгарской державы на Волге. При этом они также служили крупными перевалочными центрами арабо-балтийских и византийско-балтийских коммуникаций и торговли, исходными пунктами которых были такие города, как Багдад, Самарканд, Бухара и Константинополь.

Анализ найденных в Балтийском регионе арабских монет отчетливо показывает исключительное значение для этой торговли среднеазиатских и переднеазиатских арабских халифатов. Уже для начала VIII века необходимо считаться с активным движением по восточноевропейским континентальным путям между Средней Азией, Передним Востоком и балтийско-скандинавскими областями, на что указывает всё более заметное с этого времени поступление арабского серебра на Балтику145. Через эти же восточные земли в страны Балтийского моря могли поступать попадающиеся изредка изделия китайского, индийского или иранского происхождения.

Шестью километрами ниже по течению реки Траве, в месте впадения в неё речки Швартау, на маленьком узком полуострове с VII—VIII веков н. э. располагался торговый посёлок славян-бодричей и небольшая княжеская крепость Любице («Любимая»).  Город Любек основан в 1159 году , на месте более древней деревянно-земляной ободритской княжеской крепости Буку, построенная в 1071 году расположенной на лесистом заболоченном полуострове в междуречье реки Траве и Вакенитца, на юго-востоке земли Шлезвиг-Гольштейн. К концу XI века Любек стал резиденцией славянской ободритской (бодричи) династии Наконидов.

Во время религиозных междоусобиц, связанных с распространением христианства, славяне-язычники убили правившего в Любице славянского князь бодричей Готшалка, принявшего христианство, а княжескую резиденцию Любице разорили и сожгли.

Это произошло в 1066 году, когда бодричи (ободриты) язычники, избрали своим князем Круто — выходца из руян (Rugieris) с острова Рюген.

В VII веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавшие на побережье Померании, славянское княжество, ставшее торговым центром (гавань Ralwick) и политическим центром Варяжского моря (Балтийского моря) на торговом пути из Готланда. Языческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года.

 

Далее… Купец и воин в балтийской торговле.

Купец и воин в балтийской торговле
Становление феодальных государств

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*