Новодевичий монастырь — один из самых известных, красивейших и старейших архитектурных ансамблей Москвы. Основанный ещё в XVI веке, монастырь не раз оказывался в эпицентре исторических событий. Обратимся к эпизодам из его многовековой истории.
XVI век
Новодевичий монастырь был основан в мае 1524 года великим князем Московским Василием III в память о присоединении Смоленска. До этого город более столетия находился под властью Литвы.
Взяв Смоленск в 1514 году, спустя десятилетие Василий III поставил «монастырь девич у града Москвы за посадом за Дорогомиловым» во имя Пречистой Богородицы Одигитрии.
Особый статус монастыря сложился уже при его основателе, а затем укрепился при царе Иване Грозном (1530-1584). Здесь постригались в монахини женщины из аристократических семей: княгини и княжны Трубецкие, Куракины, Оболенские, Кубенские, из родовитых московских боярских фамилий Морозовых, Колычевых и других. В середине XVI века, в 1549 году, в стенах обители был крещен первенец царя Ивана Грозного — царевна Анна. Через год царевна умерла и была похоронена в усыпальнице Смоленского собора.
После смерти старшего сына и наследника царя Ивана Грозного его вдова, царица Елена, тоже была пострижена в монахини в Новодевичьем монастыре. В 1564 году здесь в присутствии царского двора состоялось пострижение в монахини вдовы царского брата Юрия княгини Иулиании Удельной.
Со смертью сына Ивана Грозного царя Фёдора Ивановича в 1598 году завершилась эпоха правления династии Рюриковичей. После смерти царя Фёдора Ивановича в Новодевичьем монастыре поселилась и стала инокиней Александрой его вдова царица Ирина (Годунова).
Новодевичий монастырь послужил временной резиденцией и для брата царицы, Бориса Годунова.
21 февраля 1598 года царица-инокиня Александра (Ирина) благословила брата принять царский скипетр и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря патриарх Иов «нарёк» его царем и самодержцем.
В годы правления Бориса Годунова монастырь пережил свой первый расцвет: были поновлены фрески Смоленского собора, написаны иконы для нового пятиярусного иконостаса, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением». Для вдовствующей царицы-инокини Александры (Ирины) Борис Годунов построил обширные палаты с домовой церковью. Для безопасности обители, вокруг неё были выстроены мощные каменные стены с башнями, снабженными пушечными и мушкетными бойницами. Для несения караульной службы к монастырю приписали гарнизон стрельцов. Новодевичий монастырь превратился в крепость-заставу на западных подступах к Москве.
XVII век
В Смутное время Новодевичий монастырь был ограблен и разрушен, а его монахини выведены во владимирские монастыри. В августе 1612 года под его стенами произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.
С воцарением Михаила Фёдоровича Романова Новодевичий монастырь быстро оправился от разорения. В него вернулись монахини, были отремонтированы и восстановлены монастырские строения, в первую очередь крепостные стены и башни, ещё сохранявшие своё стратегическое значение в системы обороны Москвы.
Особенно любил и жаловал обитель царь Алексей Михайлович. Помимо обычных милостынь, он вкладывал в монастырь семейные иконы и делал крупные пожалования на помин души своих домочадцев. Обитель стала любимым местом богомолья царской семьи. Перед началом войны с Речью Посполитой государь неоднократно проводил смотры своих войск на Девичьем поле вблизи монастыря.
Лично возглавив Смоленский поход 1654 года, царь Алексей Михайлович взял с собой список чудотворной иконы Богоматери «Иверской», выполненный в 1648 году на Афоне и подаренный царю Константинопольским патриархом Арсением.
В 1682–1689 гг. во времена регентства царевны Софьи Алексеевны сложился неповторимый архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря. Огромные вклады, сделанные царевной, и грандиозное строительство, развернутое в эти годы, позволили современникам указывать, что она «из давних лет святому дому сему главная строительница».
Правление Софьи было ограничено датой совершеннолетия её брата, царя Петра.
После неудачных попыток лишить Петра престола царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь.
В монастырском заключении Софья провела последние годы жизни и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Вместе с царевной в опалу попал и её любимый Новодевичий монастырь.
XVIII век
Связи Новодевичьего монастыря с внешним миром свелись к минимуму. Около четверти века ворота монастыря были закрыты, а свидания монахинь с родственниками совершались под надзором.
В 1727 году в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Фёдоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 году и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а затем в Шлиссельбургской крепости.
Из заключения царицу-инокиню вызволил внук, император Пётр II. Однако Евдокия пожелала удалиться от царского двора в тихую Новодевичью обитель, где и приняла свою кончину в 1731 году.
XIX век
Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь чуть не погиб. В конце августа 1812 года к его стенам подступило стотысячное наполеоновское войско. В конце августа по распоряжению архиепископа Августина (Виноградского) монастырские святыни и ризницу вывезли из Москвы в Вологду. Оставшееся ценное имущество спрятали в тайнике Смоленского собора. В начале сентября монастырь был занят французскими войсками, в кельях на постой расположился один из полков, устроены склады провианта и фуража.
По воспоминаниям современников, наполеоновские солдаты даже спали в алтарях церквей, «а на престолах обедали». В конце сентября обитель посетил Наполеон Бонапарт. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь и приказал взорвать приходскую церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Покидая Первопрестольную, французские войска попытались поджечь монастырь.
Взрыв предотвратили остававшиеся в монастыре монахини во главе с казначеей Саррой. Обнаружив в подклете Смоленского собора ящики и бочки с порохом, на которых лежали зажжённые фитили, они смогли потушить фитили и залить водой порох. Обитель была спасена благодаря мужеству монахинь, вовремя затушивших пожар.
В конце XIX — начале XX века Новодевичий монастырь продолжал жить размеренной, устоявшейся жизнью. Монахини выполняли послушания в церквях, просфорной, хлебной, трапезной, ухаживали за кладбищем. Трудились они и в существовавших в монастыре богадельнях для престарелых монахинь и больнице.
В Новодевичьем работали художественные мастерские, в которых выполнялись иконописные, златошвейные и рукописные работы.
В 1898–1903 гг. в интерьере и подклете Смоленского собора велась первая в его истории крупная комплексная реставрация.
XX век
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года не обошли стороной и Новодевичий монастырь. В 1918–1919 гг. декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа, а также конфискованы банковские сбережения и земля. Уже весной 1918 года в кельях появились 200 курсантов из Наркомата просвещения. Вскоре добавились 300 рабочих из Петрограда, игуменский (Лопухинский) корпус забрали под ясли, а в трапезной обосновался Всеобуч.
В 1922 году на территории Новодевичьего монастыря был организован «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», позже переименованный в «Музей раскрепощения женщины».
К середине 1920-х гг. в монастыре проживало уже 456 человек, а в монастырской колокольне мастерскую получил известный художник-футурист Владимир Татлин (1885–1953). Монахини же продолжали жить и трудиться на территории монастыря. Храмы действовали до самого конца 1929 года.
В 1934 году монастырь вошел в состав Государственного исторического музея. Музеефикация позволила сохранить обитель и её бесценные памятники до наших дней.
Монашеская жизнь в монастыре возобновилась осенью 1994 года. Первой настоятельницей стала игуменья Серафима.
Спустя десятилетие архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 2010 году решением Президента Российской Федерации ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной церкви.
Однако связь монастыря с Государственным историческим музеем (ГИМ) не потеряна. Музей и православная обитель тесно сотрудничают, а в 2026 году готовится к открытию Экспозиционно-выставочный центр Исторического музея близ территории Новодевичьего монастыря, где будут представлены реликвии из собрания ГИМ.
Увидеть ценные вклады, связанные с именами исторических личностей, церковные реликвии и другие памятники можно на выставке «Новодевичий монастырь. Вехи истории», подготовленной к 500-летию обители.