Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986
Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.
Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики.
Проблемы навигации
Для ориентации экипажей судов на побережье имелись приметы. Там, где они отсутствовали, создавали искусственные знаки, как на о. Стура-Карлсё, при переходе от Готланда до Эланда, или на о. Мён возле Ульфсхале, для обозначения прохода между о. Мён и о. Зеланд. В Волине соорудили, как пишет Адам Бременский, «горн вулкана», т. е. сигнальную башню, чтобы обозначить вход в гавань при плохой погоде. Вполне вероятно, что и другие приморские торговые места имели подобные маяки, по которым ориентировались прежде всего ночью и в пасмурную погоду. Подобно «горну вулкана» в Волине, на римской башне в Булони при Карле Великом ещё в начале IX века разжигали огонь, чтобы облегчить плавание судам через Ла-Манш из Лондона в Квентовик201.
На протяжении нескольких столетий жители балтийского побережья накапливали навигационный опыт. Однако и в X веке мореплавание здесь оставалось ограниченным главным образом зоной видимости береговой линии.
О длительности плаваний можно судить только по количеству дневных переходов один дневной переход исчисляется в 40–60 км, под парусом 100–170 км. На расстоянии в 40–60 км обычно постоянно пользовались стоянками, на которых ночевали, пополняли запас продовольствия, сбывали товар. Этим объясняются некоторые археологические находки, включающие нередко даже довольно богатые клады, на побережьях, в малонаселенных местах, как Преров-Дарс, Хиддензее в излучине устья Пене, у Дарлёв, у Славошина и т. д.
Эти находки указывают на трагедии, завершившиеся смертью или взятием в плен бывших владельцев кладов, которые остановились здесь на стоянке или подверглись нападению во время штиля.
Организация торговли, тоннаж судов
Экипаж торгового судна состоял не более чем из 5–10 человек, довольно беспомощных перед подвижными пиратскими судами с более многочисленной командой. Поэтому торговые суда крайне редко или почти никогда не плавали в одиночку, а предпочитали объединяться. Они скапливались в портовых местах и соединялись во флотилии. Это вело к образованию купеческих товариществ или гильдий, включавших постоянных участников таких предприятий. В скандинавских рунических надписях члены этих торговых товариществ называются «фелаги» (félagi)202, в отличие от членов военных дружин, «хускарлов» (huskarlar), упомянутых в надписях из Смоланда, Сёдерманланда, Упланда и с Готланда.
Возможно, торговые флотилии «фелаги» (félagi) сопровождались и охранялись боевыми кораблями, судя по тому, что в Роскильд-фьорде для перекрытия прохода одновременно были затоплены нагруженные камнями торговые и боевые суда: в приморском торговом месте Роскильде на о. Зеланд, следовательно, использовались корабли обоих типов. Точно так же в Ральсвике на острове Рюген, в одном и том же культурном слое IX–X вв. открыты друг возле друга остатки грузового судна и боевого корабля. Письменные источники, правда, ничего не сообщают о военных конвоях, но археологические данные позволяют допустить, что подобная практика существовала.
Корабельные товаро-перевозки и заморская торговля предъявляли высокие требования к купцу. Он должен был знать потребности различных общественных слоев местного населения и прежде всего обеспечить себе покровительство властей. Из-за длительности и сложности торговых поездок купцу нередко приходилось зимовать в чужой стране. В крупных экономических, политических и культурных центрах возникали колонии иноземных купцов и ремесленников. В этих колониях, называвшихся обычно «кварталами», «концами», «улицами» или «дворами», жили постоянные представители иноземных торговых городов. Они занимались мелкой торговлей, а также осуществляли связь с местным населением и заботились о пристанище для прибывающих земляков и компаньонов.
Взаимосвязанные купеческие колонии в торговых городах разных народов Балтики — явление, совершенно закономерное в эпоху раннего средневековья. Они появились в Западной Европе после падения Римской империи и возникали затем повсюду, где торговля строилась на частных или товарищеских, «негосударственных» основаниях. Так было в большей части Европы.
Константинополь, крупнейший европейский город позднеантичной эпохи, укрывал в своих стенах, помимо греков, также и многочисленных выходцев из Малой Азии (сирийцев, фригийцев и лидийцев), персов, согдийцев и евреев203. Общие процессы зарождения феодального строя и ранние ступени его развития создавали, следовательно, также основы для становления торговых эмпориев — опорных пунктов балтийской экономической системы.
Далее… Экономические зоны Балтийского региона