Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далёко!
На суше, на море мы бились жестоко;
И море, и суша покорствуют нам!
К.Батюшков
О многом говорит нам имя князя Рюрика. Подобные имена мы встречаем у поляков Ририк, у чехов Рерик, но больше всего в той части Варяжского моря, куда нас снова и снова приводит поиск истоков Руси. Там мы встречаем не только онемеченного славянина Петера Рерига. Там речка Рерик. Там город Рерик — ныне Мекленбург. Это не бессмысленное заимствование или наследство прежних хозяев края. На западнославянских языках рарог, рерик означает Сокол.
Сказание о соколе естественно для славянского эпоса, для былин, сказок и баллад, а также наречение светлого князя, или славного витязя — соколом. Это так же естественно как для норманнского скальда величать воспеваемого героя «евур» — вепрь. Вот эпитета вепрь в славянских былинах не встретишь. А в языке скальдов редко встречаются упоминания сокола. Лишь один раз скальд Гутхорм Синдри, славя своего конунга, Хакона Доброго, упомянет, что тот попирал «вендского сокола» (славянского). А перед тем говорится, что конунг Хакон Добрый «убивал викингов, где их только ни находил, как датчан, так и вендов».
Одним из доказательств скифо-славянских отношений в фольклоре может быть прозвище «сколотный» в одной из русских былин. Геродот, как мы знаем, во время путешествия по Скифии (Северному причерноморью) выяснил, что часть земледельческого населения Скифии — приднепровские праславяне, ошибочно причисляемая к скифам, носила название «сколотов».

Рерих. Илья Муромец
Древнерусская былина о Сокольнике повествует о том, что Илья Муромец побывал в степях, прижил там с местной женщиной-богатыршей сына и возвратился на Русь. Выросшего без отца юношу мать называла Сокольником, а сверстники дразнили «сколотным». (28 Пропп В. Я. Русский героический эпос, с. 251.)
Сокольник едет на Русь, чтобы отомстить отцу за покинутую мать. Происходит бой Сокольника с отцом, не знающим, что степной богатырь – его сын.
Всё изложенное как будто бы даёт право на углубление исходной формы былинного сюжета до-скифского времени.
Во-первых, сюжет известен как потомкам славян, так и родственным скифам иранцам.Сюжет «бой отца с сыном» хорошо известен иранскому эпосу («Рустем и Зораб»).
Во-вторых, поездка сколотского воина на юг, в землю скифов-кочевников, вполне исторична, так как сколоты-земледельцы торговали хлебом с приморской древнегреческой колонией Ольвией, расположенной на земле царских скифов, называвших себя «сколотами».
В-третьих, мать Сокольника-«сколотника» выступает как хранительница подземного золота, в чем можно видеть фольклорное отражение богатых скифских курганов с их изобилием золотых сокровищ. Область Герр в Северном Причерноморье, где скифские цари хоронили своих предков в огромных курганах, находилась близ днепровских порогов, всего в 5 – 6 днях конного пути от земли сколотов-праславян.

скифская фибула- сокол
Четвертым косвенным подкреплением мысли о связи сюжета древнерусской былины с ситуацией VII – III веках до н. э. может служить имя юного степного богатыря — Сокольник: образ хищной птицы был одним из излюбленных скифских военных символов; имя Сокольника могло означать его принадлежность к воинству, почитавшему сокола. (Академик Рыбаков. О славянских земледельцах «сколотах».)
Имя Рос шло с юга вместе с нарастающими известиями о Юге и о людях Юга, а с ними – и о людях Севера, тех же варягах-скандинавах, которые с Югом связали свою судьбу и имя «рос», не раз возвращались через финские леса, реки и заливы обратно в свою Скандинавию. Ни шведов, ни шведского народа в IX веке ещё не было, а на территории нынешней Швеции проживали свей и геты.
Соответственно, единственно, с кем gentis Sueonum можно было бы связать на Скандинавском полуострове, это со свеями, но тогда на пути рассуждений вставала бы Повесть временных лет, где оговаривается, что свей в регионе Балтийского моря являются другим народом относительно варягов — руси.
Во-первых, хорошо знакомое из письменной истории древнерусское летописное известие о двух разных даннических регионах – северном и южном:
«В лето 6337 (859 г.). Имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на всех Кривичех; а Козари имаху на Полянех, и на Северех, и на Вятичех…»
Четко прослеживается первоначальная связь варягов только с Севером, а не с Югом, который в летописи практически одновременно назван Русью в устной речи.
Во-вторых, вскоре после описанного времени устанавливается контакт варягов и с более южной Русью, вплоть до изменения самоназвания этих варягов, что отметила летопись и правильно оценил вдумчивый историк:
«После того как Олег утвердился на Руси, его варяжские воины взяли себе новое название («прозвашася русью»), что подтверждается и другими источниками, т.е. выступали не как завоеватели, а наоборот, ассимилировались, были поглощены окружающей средой«. [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 142].
Чтобы не оставалось никакой неясности, историк в другом месте солидаризируется ещё раз «с известием «Повести временных лет» о принятии варягами названия «русь» в Киеве». [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 176]. В «Повести временных лет» (1110-1118 г.г.) записано:
«В лѣто 6370 [862 г.]… Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля».

Славяне Новгородские, Кривичи, Весь, Чудь отправили к Варягам-Руси сказать им:
«Идите княжить и владеть нами» Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, с дружиною. От нихпрозвалась Русская земля. По смерти братьев Рюрик княжил единовластно.
Призвание князей варяжских. Князь Рюрик. 862 — 879 г.г.
Рисунок Василия Верещагина к Истории Карамзина.
Французский путешественник Ксавье Мармье в первой половине ХIХ века записал старинное мекленбургское предание, которое гласит:
«В VIII веке народом ободритов–рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они совершили много подвигов, а затем пришли в Руссию. После того, как мир и порядок были восстановлены там, народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления».
Древнего племени Ros в Скандинавии найти не удалось, не найдена и скандинавская этимология для слова «Русь», финское Ruotsi своей, финской, этимологии не имеет.
«Норманнская этимология Руси у Фасмера является одной из величайших ошибок, когда-либо совершавшихся наукой».
Совершенно реальна скандинавская генеалогия Рюрика, в котором можно видеть датского викинга Рерика, или Ререка (Hroerekr) Ютландского. [Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].
Это решение вносит ясность в личную генеалогию древнерусского князя Рюрика. Курьезно то, что датчанин Рерик не имел ничего общего как раз со Швецией, откуда в основном ведут варягов, поскольку известно, что, в отличие от варягов-шведов, устремлявшихся на Русь, викинги-датчане направляли свои походы в основном в Западную Европу. Так что датчанство Рерика-Рюрика сильно колеблет весь шведский комплекс вопроса о Руси и даже побуждает наших историков расценивать призвание Рюрика «как один из эпизодов противоваряжской борьбы…» [Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982, с. 299; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].
Русь получилось из древнего слова *Rutsь, образовавшееся на Юге.
Напомним слово Нестора, у него мы читаем:
«Славянск же язык и русский един есть, от варяг бо придоша и прозвашеся русию, а первое беша словене, и аще и поляни звахуся по словенска рече бе».
Что может быть вразумительнее, что варяго-руссы были из славян и одного с ними языка, а вовсе не шведы, не норвежцы, не свеи, не урмане, то есть вовсе не скандинавы, а Славяне (***).
***Герберштейн писал (в начале XVI века), что первые наши князья пришли из воинственной земли прибалтийских славян – из Велетской Руси.

Печать Рюрика — Сокол. Старая Ладога
На Земляном городище Старая Ладога во время археологических раскопок, которые проводила Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, под руководством профессора А. Н. Кирпичникова, был найден 20 июня 2008 г. уникальный артефакт — глиняная литейная форма конца второй четверти X века.

Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги
Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, исследователи предложили два варианта реконструкции.
Первый вариант реконструкции хищной птицы базируется на находке обнаруженной летом 2008 года археологом Татьяной Ершовой, обнаружившей в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О высоком статусе погребенного в Пскове свидетельствует трапециевидная серебряная тамга – подвеска, где на одной стороне изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из неё крестом [4].
Тип 1. Подвеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещён ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влево с четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X века. Известна в единственном экземпляре. Место находки – Псков. Раскопки Татьяны Ершовой. (См.: Ершова Т. Е. Серебряная подвеска с изображением тамги Рюриковичей из камерного погребения в Пскове // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. Т. I. СПб; М. 2009. С. 284–289.)
На одной стороне древнерусской псковской подвески изображён «двузуб», напоминающий высокие оборонительные стены города, закрытого на ключ, хранящийся внутри города. Во многих средневековых источниках Русь называли страной городов — «градарики» — (др.-сканд. Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века. века. (15, Abb. 335b, 347b). Задачей оберегов-ключей в 11–12 веках было обеспечение сохранности и неприкосновенности домашнего имущества.
На оборотной стороне псковской подвески изображена повёрнутая влево голова охотничьего сокола в ошейнике, к которому крепили клобук — кожаная шапочка, надевающаяся на голову птице и полностью закрывающая ей глаза. Клобучки в XIII веке были ещё без стягивающих ремешков, а крепились к ошейнику охотничьей птицы, с тем чтобы птица не могла его сбросить.
Характерные черты боевого сокола — тотемного родового знака Рюриковичей прослеживаются настолько ясно, что всякие сомнения отпадают прочь.

Миниатюра из охотничьей книги XVI века
Первый из русских геральдических трезубцев Рюриковичей принадлежит князю Владимиру Святославичу. Ещё в XIX веке это пытались связать с крещением князя Владимира в 988 году и культом Троицы, однако первые трезубцы князя Владимира относятся к языческому времени.
До Владимира русские князья Рюриковичи Игорь, Ольга, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, как показал Сергей Белецкий, использовали герб — двузубец (см. Тур-рус). Полагаю, что, под влиянием геральдического сокола двузубец, трансформировался в трезубец – этот блистательный иероглиф русской княжеской династии. И свидетельством тому – серия бронзовых наконечников ножен от мечей с изображениями магического направления, на которых уже со времён князя Владимира Святославича Красное Солнышко сокол графически превращается в трезубец «геральдических знаков Рюриковичей».
НОВЕЙШАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ЗНАКОВ РЮРИКОВИЧЕЙ IX–XI ВЕКОВ,
С. В. Белецким 1 сентября 2008 года. Издано: Белецкий С. В. Ещё раз о знаках Рюриковичей. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., Издание Гос. Эрмитажа. 2009. С. 222–226. Схема со с. 224.