Восточные венеты, упоминаемые в древних хрониках как Венды, Венты (лат. Venedi, Venethae, Venethi; греч. Ούενέδοι), иногда Энты (лат. Veneti, греч. Ενετοί), в германском произношении — Винды (нем. Wenden) — племенная группа, известная до VI века, и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы — от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Опираясь на эти источники, многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI—VIII веков (вендов, склавен и антов).
О венедах упоминал ещё Геродот в V веке до н. э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов).
Согласно Плинию (I век), венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы. Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).
Тацит помещает венедов на территории между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами). Тацит колебался в суждении: причислять ли венедов к германцам или сарматам, родственного скифам племени. На основании того, что венеды «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне».
По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты Венедскими горами. Соседями венедов он называет племена сарматов, феннов, галиндов (голядь) и гутонов.
На Пейтингеровой карте, редактировавшейся с I веке н. э. по V век н. э., венеды локализуются в двух местах, первый раз (как Venadi) с севера Карпат, второй (как Venedi) в низовьях Дуная.
Готский историк Иордан в своём повествовании «О происхождении и деяниях гетов (Гетика)» (551 г.) так описывал места проживания венетов [венедов]:
« …У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [ Днестра ], и на север — до Висклы [ Вислы ], вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих — распространяются от Данастра до Данапра [ Днепра ], там где Понтийское [Чёрное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов»»
Там же, у Иордана упоминается, что во времена остроготского [остготского] короля Германариха (умер в 375 или 376 годах новой эры), племя венедов было подвластно ему наряду с другими праславянскими племенами:
« …Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха»
Множество территорий, где с VII века живут славянские народы, в I веке были заселены праславянскими племенами. Например, на территории Болгарии жили праславянские племена древних фракийцев, на территории Словении — праславянские племена иллирийцев, на территориях прибалтийского поморья, Чехии, Моравии, от реки Вислы до Одера жили праславянские племена.
Несомненно, праславянские племена имели индо-арийские корни, так как все славянские языки, в том числе и русский язык, относится к Индоевропейской группе языков. В основе Индоевропейских языков лежит ведический санскрит, родной язык «Риг-Веды»( ṛg-veda — «хвала знанию»), которая является древнейшей частью вед. Ведический санскрит и более поздний классический санскрит — разные языки.
На ведическом санскрите само слово Славяне = śravaṇīya — «славный». А ещё щравана — zravaNa означает: «приобретение знаний, обучение на слух, исследование» и слово «шраванья» — śrāvaṇa — «устное учение, постижение Веды на слух».
Переход от индоарийского ведического слова Славяне = śravaṇīya — «славный», в составе которого есть — vaṇīya, -vaNa, -vaṇa, к слову «венеды» родственны и, очевидно, принадлежат самоназванию людей одного рода-племени.
Многие исследователи утверждают, что этноним «венеды» сохранился в однокоренном наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи», др.-еврейск. Wnntit.
По мнению ряда исследователей, имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен.
Этнографическая память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское — «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь, Россия); эстонское — «Venelane» (русский), «Venemaa» (Россия), «Vene» (Русь); карельское — «Veneä» (Русь).
В современном эстонском языке Vene означает «русский», то есть славянский.
Все славяне в VIII веке, принимая самоназвание единого славянского рода племени, и общности языка, тем не менее делились по названиям территорий -новгородские или ильменские славяне. Все славянские племена связаны множеством общих черт различных археологических культур начала нашей эры.
Территория распространения племён венедов, ставанов, соувенов и их предшественники: царские скифы, самоназвание — сколоты Геродота — соув[б]ены Птолемея — сабины (Sabini) на Италийском полуострове — склавены — славяне — совпадает с ареалом распространения праславянских племён со II века до н.э. — II века н.э.
Славянофил А. С. Хомяков, автор XIX века, ссылаясь на хрониста XII века Гельмольда написавшего в «Славянской хронике»:
«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются».
Между тем, эти три народа занимали единую территорию в центре Европы и могли быть связаны между собой. Адриатические венеты ещё во II тыс. до н. э. были связаны с регионом южной Прибалтики янтарным путём.
Древнерусская летопись Повесть временных лет и средневековые литовские легенды о Палемоне связывают происхождение своих народов с регионом Норик, где жили иллирийские венеты:
« …По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики (норцы), которые и есть суть славяне».
С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы:
«Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кодицилюса и многих других, в 278 году, ушёл очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно со всеми своими приятелями и родом, из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий, который охранял Иллирию вооруженной рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание и вывел его из числа живых. И вследствие этого, боясь могучей руки римлян, покинул Крапину, своё отечество. Целых 14 лет служил он с Салманином, с сыном Цирципана, в то время правителя и будущего вождя богемского народа…»
Содержание этой легенды полностью согласуется с римскими хрониками, которые повествуют о восстании Марка Аврелия Кара в Норике и Ретии в 282 году, в результате которого восставшими был убит римский император Марк Аврелий Проб и власть перешла к Кару.
По мнению С. Л. Николаева, все эти этнонимы восходят к одному этнониму (*wenət-), первоначально принадлежавшему какой-то одной западноиндоевропейской группировке.
Российский археолог М. Б. Щукин предполагает существование в начале н. э. связи между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается некоторыми археологическими находками.
Отождествление венедов со славянами.
Чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог, профессор Карлова университета Любор Нидерле (1865 — 1944 г.г.) был решительным сторонником отождествления славян и венедов:
«Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I—II веках н. э. совпадают с местами обитания славян в VI веке. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноимённых немецких деревень, обозначались в отличие от них windich или wendich. Наконец, Иордану, историку VI века, первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами».
В самом деле, историк Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» указывал тождество между венедами, антами и склавинами. Кроме Иордана, венедов со славянами отождествляли и латинские писатели VII—VIII вв.: в хронике Фредегара (VII в.) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 г.: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды».
Иона из Боббио, живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал:
«Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)…». Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…».
Противниками отождествления венедов и славян использовался в конце XIX века буковый аргумент, согласно которому прародина славян располагалась восточнее предполагаемого места обитания венедов, однако, по новейшим данным палеоклиматологии, в первые века нашей эры климат в Европе был значительно более мягким, чем в XIX веке, и ареал произрастания бука отличался от современного.
Археологические соответствия.
С венедами связывают Поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой.
Существует гипотеза, что под влиянием германцев в Пшеворской культуре часть венедов могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая — войти в состав славянской народности.
В более поздний период, в V—VI веках, с венедами связывают дзедицкие древности на западе.
По предположению российского археолога М. Б. Щукина, в начале н. э. существовали связи между венетами адриатическими и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана) и являвшимися носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается некоторыми археологическими находками.
Венеды на рубеже I и II веков н.э. занимали территорию, на которой с VII века мы видим первоначально различные племена славян, живущие между средним течением Днепра, верховьями Западного Буга и Вислы — территория северо-западной Украины, южной Белоруссии и юго-восточных областей Польши. Восточные славяне жили«кождо своим родом», собираясь время от
Пшеворская и Зарубинецкая археологические культуры распространены в обширном ареале от Полесья Припяти, Верхнего и Среднего Поднепровья, племена этой культуры, обитавшие на среднем Днепре, наладили торговые контакты с античными северным Причерноморьем, осуществляя торговлю по Борисфену (Днепру). Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической керамики. Главным же для определения хронологии и этнической принадлежности племён зарубинецкой культуры являются фибулы — заколки для одежды. Их изучение показало, что племена Зарубницкой археологической культуры связаны с формированием культуры кельтских народов Средней Европы. Кельтская культура развивалась своим путём, формируя и сохраняя своё своеобразие. При значительном кельтском импульсе в процесс становления Зарубницкая археологическая культура сохранила собственный темп и ритм развития, свои собственные связи и включения, а так же хронологию этапов своего развития, отличную от общих канонов других Латенских или кельтских археологических культур железного века (V—I вв. до н. э.), распространённых по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии.
Многообразие внешних влияний можно выделить и в соседней Пшеворской культуре, в которой прослеживаются многие черты воздействия германской, кельтской, латентные черты Зарубинецкой культуры и фракийской — Липицкой культуры. Памятники Зарубинецкой и пшеворской культур со временем переходят в Черняховскую археологическую культуру в конце II — начале III века.
Хорошо известны племена венедов, проживающие на реке Висле, и венеты, живущие на побережьи Адриатического моря. Объясняя ситуацию с многочисленными венедами-венетами.
Юлий Цезарь сообщает о населявших полуостров Бретань галльских племенах венетов. Венеты Бретани — это племена, оказавшие самое решительное сопротивление войскам римлян, вторгшихся в Галлию, и самым жестоким образом они поплатились за это, римляне казнили весь общинный совет и продали в рабство всех граждан венетского округа. И вся история завоевания венетов-галлов рассказана самим Юлием Цезарем.
Племя венетов пользовалось наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагали самым большим числом кораблей, которые ходят в Британию. Венеты Бретани превосходили остальных галлов знанием морского дела, и не смотря на малое количество морских гаваней на побережье, венеты сделали своими данниками всех, занимающихся морской торговлей в этом районе.
Основания вроде бы очевидны: Венеты Бретани — в Висло-Бугском бассейне венеды; в Бретани Брест — на Буге Брест.
Есть полное основание считать, что имя племени «венеты» у галлов Бретани, о которых пишет Цезарь, это именно самоназвание. То же самое относится и венецианским венетам — народу с собственной письменностью и государственностью, торговыми связями с Римом, которые были покорены Римским государством, но и сегодня в области Венето, сохранился язык венето.
Оба эти народа — и Венеты Бретани, и венецианские венеты сохранили своё самоназвание с античных времён.
По материалам статьи