Пятница , 29 Март 2024
Домой / Новое время в истории / Прижизненный портрет Пушкина

Прижизненный портрет Пушкина

Это почти детективная история картины, благодаря которой мы знаем, как выглядел Александр Сергеевич Пушкин.

В 1877 году в Музей при Александровском лицее пришёл некий артист по фамилии Леонидов. В руках он держал приличных размеров сверток.

Что ж вы, батенька-с, мнётесь на пороге, проходите, любезнейший, — сказал ему работник музея.

Да я ненадолго, — отозвался Леонидов. — Вот, принёс в дар музею картину.

Премного благодарны-с, — разочаровано протянул работник, он-то надеялся, что Леонидов приобретет билет в музей. — Поставьте вашу картину в углу-с.

Сколько времени картина, принесённая в дар, простоял в углу — неизвестно, однако, в конце концов, на сверток обратили внимание. Как и предполагал принявший холст работник музея, картина была пустяковой, плохой копией знаменитого портрета Пушкина кисти Кипренского. К тому же, полотно было изрядно загрязнено и потемнело от времени.

Все-таки музей при Александровском лицее решил заняться реставрацией портрета Пушкина. Когда с картины был снят слой пыли, перед реставраторами предстал портрет Александр Сергеевич Пушкин таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники — Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн… Настоящий, подлинный Пушкин с глазами, полными грусти и боли, глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно притягательное лицо Пушкина!

Пушкин без прикрас, которые волей-неволей допускал очарованный его гением художник Кипренский, допускали другие художники, писавшие прижизненные портреты великого поэта.

В правой части картины мелкими буквами было написано: «писал с натуры И. Линёв»Это был прижизненный портрет Пушкина!

Газеты взорвались новостью, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой. Оказалось, что артист Леонидов получил портрет от своей супруги — дочери балетного артиста Стуколкина. Как картина оказалась у Стуколкина — история умалчивала.

Главной загадкой оставался И. Линёв. Никто ничего не знал об этом художнике, никто не видел других его работ. Кто он, где и когда он мог познакомиться с Пушкиным, написать его портрет? Это оставалось тайной много-много лет, но, в конце концов, правда раскрылась, и самым неожиданным образом.

В 1968 году 80-летний профессор электротехники С. Куликов решил написать книгу про известного русского изобретателя, революционера А. Линёва. В процессе сбора материала он узнал, что предки Линёва интересовались живописью и один из них, отставной полковник Иван Логинович Линёв, даже расписал потолки в родовой усадьбе. Усадьба эта находилась неподалеку от Санкт-Петербурга (Ленинграда).

Оставалось только найти связь Линёва с Пушкиным, и она была найдена. Оказалось, что зиму Линёв коротал в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева — ближайшего друга Пушкина, сопровождавшего скорбные дроги с телом поэта в Псковскую губернию, к месту похорон.

У Тургенева подолгу жил Василий Андреевич Жуковский, который наверняка был знаком с Иваном Логиновичем Линёвым и знал об его увлечении живописью.

Жуковский и стал последней недостающим звеном этой загадки.

Пушкинистам были отлично известны даты и обстоятельства написания всех прижизненных портретов Пушкина. О создании этих живописных работ в дневниках или письмах писали сам Пушкин, его друзья и знакомые.

Только одна работа была покрыта мраком тайны. Это была загадочная картина из двух кратких записок, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Вот они, эти записки:

«… завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти».

«Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».

Кто этот загадочный живописец с «животворной кистью», какую именно картину он создал?

Благодаря неожиданному открытию профессора электротехники стало понятно: Жуковский пишет об Иване Логиновиче Линёве и о той самой картине, что хранится в Музее Александровского лицея.

А это значит, что портрет, принесённый в музей артистом Леонидовым, был последним прижизненным портретом Пушкина.

Вглядываясь в это грустное, измученное, усталое, но такое бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо, я ни на минуту не сомневаюсь: я вижу Пушкина. Это он, именно таким и был Александр Пушкин.

Василий Гавриленко

Русского солдата мало убить, его надо ещё и повалить
Как грузины и армяне становились терскими казаками.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*