Многие люди, впервые посетившие православное богослужение, сетуют на то, что почти ничего не поняли. Действительно, молитвы исполняются священнослужителями на церковнославянском языке, да и ещё и «без выражения». А между тем, монотонное, речитативное чтение молитв – один из устоявшихся с древних времён православных канонов. И он имеет логическое объяснение.
Канонические нормы
Доктор филологических наук Ольга Прохватилова в книге «Православная проповедь и молитва как феномен звучащей речи» (Волгоград, 1999 г.) предположила, что каноническое чтение православных молитв выработалось на основе наставлений религиозных деятелей. Они рекомендовали верующим произносить священные тексты неспешно протяжно, ведь обращение к Богу не терпит суетной торопливости.
Особое дыхание во время молитвы
Монотонность звучания священных текстов и их размеренная интонация, по мнению психологов, позволяют верующим достичь особого состояния сосредоточенности, которое способствует восприятию православного богослужения и сердцем, и умом.
По мнению О.А. Прохватиловой, одним из методов достижения необходимого состояния является специальная система дыхания. Поэтому многие религиозные деятели в своих наставлениях верующим советовали: «удерживай… дыхание, не дерзостно дыша, потому что это может рассеивать мысли» или «переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это сохраняет от рассеянности».
Например, известный богослов XIX века Феофан Затворник – автор работы «Четыре слова о молитве», которая вышла в журнале «Христианское чтение» (№ 7, 1992 г.), назвал молитву духовным дыханием:
«Припоминаю мудрое обыкновение древних святых отцев, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, – не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет, или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, – и они именовали её дыханием духа. – Есть дыхание в теле, – живёт тело; прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе.»
Святитель Феофан Затворник отметил важность ежедневной молитвы для каждого православного христианина и посоветовал читать священные тексты внимательно, вникая в каждое слово.
«Богомыслие есть размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном. – О каком из сих предметов ни стань размышлять, размышление сие непременно исполнит душу благоговейным к Богу чувством. Стань размышлять, например, о благости Божией, увидишь, что ты окружен милостями Божиями и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом в излиянии уничиженных чувств благодарения. Стань размышлять о вездесущии Божием, – уразумеешь, что ты всюду пред Богом, и Бог пред тобою, и не можешь не исполниться благоговейным страхом. Стань размышлять о всеведении Божием, познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непременно положишь быть строго внимательным к движениям сердца своего и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь всевидящего Бога. Стань рассуждать о правде Божией, – и уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, и непременно положишь очистить все грехи свои сердечным пред Богом сокрушением и покаянием.» — пишет Феофан Затворник
Так молитва, произнесённая неспешным речитативом, будет воспринята человеком в полной мере, дойдет до самого сердца.
«Всякий иногда чувствует во время молитвы прилив теплоты и усердия, когда душа, от всего отрешась, глубоко входит в себя и горячо молится Богу. Вот это, по временам бывающее, как бы наитие духа молитвенного, надо довести до постоянного состояния, – и будет достигнут предел молитвы. Средство к сему — труд молитвенный. Когда трут дерево о дерево, оно согревается и дает огонь. Так, когда и душу тереть в труде молитвенном, она даёт наконец огонь молитвенный» — поясняет Феофан Затворник.
Речь или пение
Каноническое чтение православных молитв представляет собой причудливый сплав разговорной речи и пения. Об этом кандидат филологических наук Елена Овечкина написала в статье «Особенности звучания православных молитвословий», которая вышла в Вестнике Волгоградского госуниверситета» (№ 1, 2010 г.).
Исследовательница отметила, что принятая в православии техника произнесения молитв называется псалмодией, поскольку изначально она применялась для чтения псалмов. Собственно, это особая манера декламации священных текстов «… состоящая в интонировании их на одном звуке». И хотя псалмодию ещё нельзя назвать пением в прямом смысле этого слова, специалисты всё же признают её неким прообразом вокально-мелодического исполнения молитвы.
«Псалмопение усыпляет страсти и заставляет утихнуть телесную невоздержность, а молитва приуготовляет ум к тому, чтобы приводить ему в действие свою деятельность.
Псалмопение есть образ многоразличной мудрости, а молитва есть начаток невещественного и многоразличного ве́дения.» — писал Нил Синайский в «Слове о молитве» .
Одни учёные считают, что по своей природе монотонное распевно-речитативное чтение сакральных текстов ближе к пению, другие относят эту технику произнесения священных текстов к искусству декламации.
Речитативное звучание священных текстов.
Филолог О.А. Прохватилова обратила внимание, что истоки канонического произношения молитвы восходят к X-XI вв. То есть, ко времени появления христианства на Руси. Речитативное звучание священных текстов долгое время существовало наряду с живой речью, воспринимаясь как особое, церковное произношение.
Иными словами, язык общения человека с Богом, по мнению религиозных деятелей, должен был отличаться от языка повседневного, бытового. А молитва, произнесённая напевным речитативом, призвана приблизить верующего к православным традициям.
Впрочем, некоторые служители церкви в ответ на вопросы о монотонности звучания молитв отвечают, что язык религии не обязан быть понятным. Он должен настраивать человека на общение с Богом. А красивая декламация священных текстов способна отвлечь верующих от самого главного – духовного развития.
Специалисты отмечают, что отсутствие возможности интонационно подчеркнуть отдельные, наиболее важные по смыслу моменты канонической молитвы компенсируется дополнительным продлением звучания гласных в ударном и заударном слогах отдельных слов. Обычно эти слова располагаются в начале и конце каждой строки. И такая модель построения фразы, для которой характерны два смысловых ударения, в древние времена была свойственна всем славянским языкам. Некоторые ее отголоски филологи зафиксировали в македонском, белорусском и словацком языках, а также на территории нашей страны – в вологодском говоре.
Выходит, что каноническое чтение молитвы сохранило в себе черты старославянского стихосложения и древней фонетической системы в целом.
Влияние на мозг
Автор книги «Тайны человеческого мозга» (СПб, 2010 г.) Александр Попов рассказал об интересных результатах научных исследований. Российские нейрофизиологи измерили интенсивность биотоков мозга у воспитанников духовной семинарии во время молитвы и заметили их явное замедление, вплоть до дельта-ритмов, характерных для сна.
«Электроэнцефалограмма показывала у наиболее усердно молящихся практически полное выключение коры мозга, хотя те и находились в полном сознании! Интересно, что когда человек прекращал молитву, ритм электрических импульсов коры его головного мозга тут же возвращался к биологической норме», – написал А. Попов.
Как полагают учёные, подобное состояние сознания позволяет людям не только отрешиться от всего суетного и повседневного, очистить сознание.
А вот французские учёные выяснили, что мелатонин, который не случайно называют гормоном счастья, может вырабатываться в мозге во время молитвы. Но при одном условии – священный текст необходимо обязательно произносить вслух, в соответствии с наставлениями религиозных деятелей, соблюдая рекомендации относительно размеренного дыхания.
Каноническая техника чтения молитв позволяет обеспечить такой ритм питания мозга кислородом, который способствует перенастройке мыслительных процессов.
А. Попов считает, что восточные медитативные практики по своему воздействию на сознание человека весьма близки к христианской молитве. Он назвал мантры первым способом воздействия на состояние мозга, придуманным людьми. Монотонное произнесение сакральных слов и сосредоточение на их смысле часто позволяет человеку успокоиться, настроиться на позитивный лад.
Молитва как медитация
Молитва имеет большое значение для представителей всех известных нам конфессий. Среди теологов и психологов не утихают споры о тождественности молитвы и медитации. Некоторые католические священнослужители, например, рекомендовали верующим во время обращения к Богу представлять всё, о чём говорится в священных текстах: от райских кущ до адского пламени. Такая визуализация молитва во многом сродни медитации.
«Молясь, Божества не облекай в себе в образы и не дозволяй, чтобы и ум твой принимал на себя какой-либо облик, но невещественным приступай к Невещественному, и придешь в единение.» — писал Преподобный Нил Синайский в «Слове о молитве»
Ислам просто обязывает верующих пять раз в день совершать намаз – молитву, совмещенную с целым комплексом обрядовых действий. Причём, суры Корана мусульмане тоже читают напевным речитативом. Об этом говорится в статье известного теолога Р.Р. Фаизова и научной сотрудницы Российского исламского института (Казань) А.М. Фаизовой «Традиция рецитации Корана нараспев: от истоков к настоящему», которая опубликована интернет-ресурсом «Исламский портал» 28 апреля 2017 г.
Авторы статьи советуют читать Коран неспешно, размышляя над духовным значением религиозного текста, но при этом не растягивать гласные звуки слишком сильно, чтобы не терялся смысл слов. И необходимо помнить, что напевное произнесение аятов Корана – это лишь инструмент, позволяющий людям глубже проникнуться смыслом религиозных текстов.
И хотя индуистские и буддийские мантры не похожи на привычные европейцам молитвы, многие психологи отмечают, что многократное повторение одних и тех же звуков, постепенно сливающееся в монотонный гул, может помочь верующим достичь особого состояния сознания, способствующее духовному развитию. Ничего не напоминает?
Известный психолог, специалист по восточным религиям Владимир Каргополов в книге «Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации» (СПб, 2006 г.) написал, что индуисты часто читают отдельные фрагменты Бхагавадгиты напевным речитативом.
«В буддизме Махаяны мы видим то же самое: заучивание наизусть буддистских сутр и ежедневное их чтение нараспев является обязательной практикой во всех дзэнских монастырях. Аналогичный метод работы над священными текстами с давних времен существует и в даосских монастырях», – отметил В.М. Каргополов.
Кстати, специалист по восточным религиям считает, что молитва – это первый, самый начальный уровень духовной практики, тогда как медитация представляет собой ключевой метод самосовершенствования личности.
То есть, можно сказать, что молитвы всех основных религий читаются напевным речитативом, который настраивает человеческий мозг на особый тип восприятия священных текстов.
Преподобный Нил Синайский в «Слове о молитве» писал:
Молитва есть врачевство от печали и уныния.
Молись благодушно и несмущенно и пой разумно и стройно, и будешь как орлий птенец, парящий в высоту.
Молитва есть восхождение ума к Богу. Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним, как с Отцем, уклоняясь от всякого страстного помышления.
Стой неутомимо, молись усильно, избегай всякой мысли о заботах и житейских расчётах; они смущают и тревожат тебя, чтобы ослабить напряжение сил твоих.
Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10) во мне.
Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления.
В молитве проси только правды и царствия, то есть добродетели и ве́дения, и прочее всё приложится тебе.