Суббота , 14 Декабрь 2024
Домой / Русский след в мире / Потомки русских казаков в Китае — православные китайцы

Потомки русских казаков в Китае — православные китайцы

За пределами России проживает множество русских этнических групп, считающих себя хранителями «русского мира» вне родины. Одни из таких представителей – потомки казаков, защищавших русский острог Албазин, ныне живущие в Китае. Несмотря на то, что сегодня их не отличить от азиатов, а по-русски они не говорят, албазинцы гордятся своим русским происхождением и передают память о нём из поколения в поколение. Их имена и фамилии хоть и записаны иероглифами, но по-прежнему строятся на основе русских фамилий. Потомки русских казаков, защитников крепости Албазин продолжают почитать культуру предков и усердно хранят православную веру. Правда, по-своему.

Первое русское поселение на Амуре основано в 1651 году — село Албазино —  в Сковородинском районе Амурской области России, административный центр сельского поселения Албазинский сельсовет.
Албазино расположено на левом берегу Амура, недалеко от слияния рек Шилки и Аргуни, напротив устья реки Албазихи, на российско-китайской границе, к югу от районного центра, города Сковородино. Расстояние по автодороге (через посёлки Лесной, Среднерейновский и Таёжный, село Джалинда) — около 85 км.
Ближайшая станция Забайкальской железной дороги — Рейново (в селе Джалинда). Вниз по Амуру, на юг от села Албазино идёт дорога к селу Осежино.

Осваивать Дальний Восток и Приамурье отправлялись из Якутска через Становой хребет казачьи экспедиции Еналея Бехтиярова (1640), Василия Пояркова (1642- 1644) и Ерофея Хабарова (1649, 1650-1652), постепенно разведывательные отряды закреплялись на этих землях, построив дозорные остроги и пограничные крепости, в которых казаки оставались на зимовку и держали осаду против китайцев.

В 1651 году русский отряд во главе с известный землепроходец Ерофей Хабаров, продолжатель дела первовпроходцев Василия Пояркова и Еналея Бахтеярова, возглавившего русскую экспедицию по освоению Приамурья. Отряд Хабарова занял укреплённое селение даурского князя Албазы. После зимовки отряд ушёл, предав городок огню. После ухода отряда Хабарова селение запустело.

В 1665 году из Илимского острога на Амур пришёл отряд казаков во главе с Никифором Черниговским и на том же месте вновь отстроил Алюазинский острог. Крепость была окружена широким рвом, имела три башни. Внутри были построены православная церквь, административная изба, хлебные амбары, четыре жилых дома. Со временем земли вокруг крепости были распаханы, построены более пятидесяти жилых дворов. Помимо земледелия казаки занимались сбором ясака с дауров, дючеров, тунгусов и эвенков. А собранный ясак исправно переправляли через Нерчинск в Москву.  В 1672 году в Албазин был назначен правительственный приказчик.

В 1671 году иеромонах Киренского Свято-Троицкого монастыря Гермоген основал в Албазине небольшую Спасскую пустынь. Вместе с собой Гермоген привез икону Божьей Матери «Слово плоть бысть», называемую с тех пор Албазинской. Размеры монастыря были очень скромными. Спасская обитель сгорела во время первой осады маньчжурами Албазина.

В 1678—1684 годах Албазинским острогом управлял сын боярский Григорий Лоншаков.

В 1682 году было образовано Албазинское воеводство, в которое вошло Приамурье по обоим берегам от слияния рек Шилки и Аргуни. Туда был послан воевода Алексей Толбузин.

В 17 веке за территории Дальнего Востока сражались между собой Российская империя и Китай. Албазинский казачий гарнизон долгие месяцы сдерживал превосходящую армию противника. В 1682 году было учреждено Албазинское воеводство, Россия претендовала на весь бассейн Амура.

Как потомки русских оказались в Китае

Оборона Албазина 1685 1686

В 1685 и 1686 годах крепость Албазин испытала нападение цинских войск, и в течении двух лет героически выдерживала маньчжурских осады. Однако к лету 1686 года китайцы во главе с маньчжурским императором Кан Си (1654 —  1722) из династии Цин взяли приступом непокорный Албазинский острог. Русскому гарнизону предложили сдаться, так как успешная осада крепости Албазин предрешила судьбу казаков. Трёхтысячная цинская армия генерала Пэн Чунь захватила весь городок, сделав плененным русским судьбоносное предложение — перейти на службу в маньчжурскую Поднебесную.

Осенью 1686 года в Пекин вились русские послы. Цинский Китай впервые пошёл на переговоры с Россией, опасаясь её союза с давним врагом — Джунгарией. Отбив несколько атак, после тяжёлого штурма острог Албазин пал, у обороняющихся кончились боеприпасы, а китайцы обложили деревянный острог хворостом и готовились сжечь вместе с казаками. Китайцы всячески тянули с началом перемирия, и сняли осаду крепости Албазин лишь 7 мая 1687 года: из 826 защитников крепости оставалось 670 человек, но маньчжурская 5000-армия потеряла больше людей, чем было в русском гарнизоне. В 4 верстах от Албазина продолжала стоять китайская крепость , и засевший в ней отряд не пытался атаковать казаков, но раз за разом сжигал их посевы.

И Россия, и Китай претендовали на весь бассейн Амура, а крепость Албазин доживала последние дни и стала предметом торга. В 1689 году был заключён Нерчинский договор о границе в Забайкалье, граница прошла по реке Аргуни, как хотела Россия, а в Приамурье — по Становому хребту, как хотел Китай. По Нерчинскому договору 1689 года Албазинский острог подлежал ликвидации и казакам острога Албазина оставалось лишь сжечь героическую крепость, защитники покинули крепость, и ушли в Нерчинск.

Историки считают, возможно, несколько десятков казаков, от 30 до сотни, в том числе православный священник,  приняли предложение генерала Пэн Чуня оказались в Пекине. Правда, некоторые исследователи полагают, что добровольно принятого подданства не могло быть, и русские оказались в Китае насильно, как пленники.

Как бы там ни было, маньчжурский император Кан Си поступил с учтиво казаками, рассчитывая на усиление собственной армии умелыми и опытными воинами. К тому времени в Китае уже находилось около сотни пленников из приамурских селений, но именно из лоча (казаков) выделялись пять фамилий, ставших личной гвардией императора Кан Си — Яковлевы (Яо), Дубинины (Ду), Романовы (Ло), Хабаровы и Холостовы (Хэ двух разных тональностей). Лоча у китайцев считались самыми отважными воинами, а император хотел иметь в своей армии таких храбрых воинов.

Чужеземцам выделили для проживания отдельный район в Пекине и предложили места службы в элитных цинских частях. Китайцы называли русских казаков «ло-ча», и зачислили в Русскую сотню «Жёлтого с каймой знамени» императора Кан Си из числа «знамённых войск». Так казаки стали «Русскими гвардейцами жёлтого императора» и расселились в Пекине в районе Дунчжимэнь. Император Кан Си ценил иностранных гвардейцев, что выразилось в позволении исповедовать традиционную православную религию.

Албазинцы на литургии в храме Русской духовной миссии в Пекине.

Для этих целей китайский император Кан Си даже подарил русским собственный православный храм. Дело в том, что, уходя в Китай из России, пленные русские казаки и православный священник дальновидно прихватили с собой церковную утварь и иконы. И главной святыней на чужбине был образ Николая Чудотворца. В 1713 году руководство Русской Православной Церкви инициировало основание в Пекине Православной Миссии, поводом к чему послужило как раз наличие там потомков казаков. К исходу 19 столетия в Китае проживали уже не менее тысячи потомков русских казаков-албазинцев.

Почему албазинцы гордятся своим происхождением и какие традиции хранят

По многочисленным свидетельствам русских путешественников уже спустя три поколения албазинцы ничем не отличались от обычных азиатов. Всё дело в том, что цинская династия допустила в казацкой среде браки с вдовами казнённых китайских  преступников. Русско-китайские потомки быстро множились. Правда, сегодня этнографы колеблются, относить ли их к группе китайцев или маньчжуров.

Параллельно видоизменялись и изначально русские фамилии бывших защитников острога Албазин. Если говорить прямо, то они исказились до неузнаваемости. Албазинцы постепенно перешли на традиционные китайские одежды, все больше забывая русский язык. Единственное, на чём они стояли непреклонно — это сохранение православной веры.

Икона «Собор китайских православных мучеников».

Боксёрское восстание или Движение Ихэтуань, было вооруженным и жестоким, анти-христианскими антиимпериалистическим восстанием в Китае между 1899 и 1901 годами, к концу правления династии Цин. Движение Ихэтуань было инициирован Ополчением, объединенным в праведности (Yìhéquán), известным по-английски как Боксеры, потому что многие из их членов практиковали китайские боевые искусства, также называемые в западном мире в то время «китайским боксом». В 1900 году, во время «боксерского восстания» погибли около трёхсот потомков казаков . Подавление «бунта боксёров» повлекло за собой убийства условно агрессивных участников, иностранцев и иноверцев, к коим автоматически отнесли православных христиан.

Десятки албазинцев, пострадавших за православную веру, но не отрёкшиеся от православия, были канонизированы Российской Православной церковью, как китайские мученики.

За тридцать лет гражданской войны (1927-1937 г.г.) китайские коммунисты превратились в мощнейшую, сплоченную жесточайшей идеологией и дисциплиной структуру. Коммунистическая партия Китая — была создана по принципу религиозной секты: от кандидата требовалось полное подчинение воле начальства, отказ от имущества, от желаний, от своего «я» как такового. 

деятели китайского православия — слева Стефан У, настоятель Никольского храма в Харбине, убитый в 1970 году после истязаний хунвейбинами, а справа епископ Симеон Шанхайский, в миру Фёдор Ду, умерший в 1965

В 1943 году Мао Цзэдун стал председателем КПК. В 1965 году под руководством Мао Цзедуна в стране началась «культурная революция» 1966-1968 г.г. За несколько месяцев «культурной революции» в Китае было арестовано 520 тысяч «критиков коммунистов»,  уничтожались и православные храмы на китайской территории.

Сколько осталось албазинцев и где они живут сегодня

Лишь к концу 21 века в Пекине стали заявлять о себе 2-3 сотни уцелевших албазинцев Ду, Яо и Ло, которым теперь отведена роль культурного феномена в Пекине.

Сегодня албазинцы продолжают компактно проживать в Пекине, несколько десятков обитают в Тяньцзине, можно встретить албазинцев в Харбине, Ухани, Шанхае и, возможно, ещё в нескольких крупных городах. Их общую численность точно оценить сложно, но ориентировочно русских потомков в Китае осталось около 300-400 человек. Часть потомков русских казаков -албазинцев вернулась на историческую Родину. Главная особенность этой этногруппы – сохранение православной религии даже на фоне утраты языка. Именно по этой причине вернувшиеся в Россию переселенцы допущены к учёбе в духовных семинариях. Правда, православная вера у албазинцев, продолжающих жить в Китае, своеобразная и больше напоминает православную культурную традицию. Например, все те, с кем удалось общаться русским журналистам, не знают никаких молитв, не имеют дома молитвослова, Евангелия и святых образов.

Албазинец Виктор Дубинин

Из пяти приведенных на территорию Китая русских казацких родов до нынешнего времени точно сохранились представители русских фамилий в сокращенной китайской интерпретации — Ду (Дубинины), Яо (Яковлевы), Хэ  (Хабаровы). Из-за неспособности китайцев произносить букву «р», серьезно изменилась красивая русская фамилия «Романов», превратившаяся в «Ло». Самый многочисленный род сегодня — Дубинины. Один из его представителей — IT-специалист Николай Дубинин, неоднократно встречавшийся с журналистами. Он вместе с семьей проживает в районе пекинского посольства России. К слову, в том квадрате Пекина предпочитали жить основная масса албазинцев. Когда район реконструировался, потомки русских перебрались в современный район северной части китайской столицы.

Однако, во время нового заселения Приамурья в середине XIX века на месте русской крепости Албазин, сожжённой по Нерчинскому договору 1689 года, была вновь основана казачья станица Албазин в 1854 году.

К началу XX века в казачьей станице Албазин проживало уже около 600 жителей, казаки за несколько месяцев возвели на месте острога новую крепость с земляными бастионами («быками») и куртинами, защищавшими крепость от ударов артиллерии.

В Албазине с 2011 года открыт археологический музей, в котором хранятся находки Албазинской археологической экспедиции, ведущей исследования на территории села Албазино и его окрестностях в Сковородинском районе Амурской области в 1974—1975 гг. и 1979—1980 гг.

2 сентября 2015 года в Албазино прошла торжественная церемония перезахоронения защитников Албазинского острога, погибших при осаде крепости.

защитник Албазинского острога

Всего было перезахоронено более 70 останков, им около 330 лет — в нашей стране такое перезахоронили произошло впервые.

22 марта- день чествования Албазинской иконы Божией Матери.

Перезахоронение совпало с празднованием двух знаменательных событий: 365-летием основания Аблазинского острога и 350-летием прибытия в дальневосточные земли иконы Албазинской Божией Матери.

Русская Прибалтика. Славянский след в топонимике
Михаил Юрьевич Лермонтов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*