Задавая вопрос, вынесенный в заголовок, неизбежно обращаешь свой взгляд на землю, подарившую нам руса Рюрика. Но и русская царица Екатерина Великая, также родом с этих земель, занятых ныне Германией. Несмотря на её якобы «немецкое» происхождение, не стоит забывать её фразу: «Я имею честь быть русской, я этим горжусь, я буду защищать мою Родину и языком, и пером, и мечом – пока у меня хватит жизни…».
Особенного внимания при изучении роли славян в Европе, или тех, кто получил это имя только в с 6 века, заслуживает Полабье. Так в древности называли территории у реки Лабы (=лебедь), заселенные многочисленными славянами. Позднее немцы, захватившие эти земли и вытеснившие славян на восток, назвали эту реку Эльба. Причем, лингвисты обязательно обратят внимание на иноязычное прочтение в этом названии старого славянского названия Лаба (Л – эЛь).
Полагают, что в середине первого тысячелетия из Полабья стали приходить на берега озера Ильмень, Чудского и Псковского озер переселенцы, в числе которых были и поморские славяне – «словене новгородские». Очевидно, они и заложили основы образовавшегося здесь государства Русь, дав ему главный импульс дальнейшего развития русского народа.
Какие славянские языки бытовали в пределах современного немецкого государства?
Жители «Ободритского союза» (венды, вагры-варны, полабы, сами ободриты) и некоторые соседние с ними племена разговаривали на полабском языке, его еще называли древано-полабским. Или на немецкий лад – Drawno-Polaben. Древане были одним из славянских племен Полабья и обитали в районе Люхов-Даненберг в современной Нижней Саксонии, известной как «Вендланд» -«земля вендов». Язык полабский был исследован и описан немецкими учеными в XVIII веке.
На полабском языке говорили по балтийскому побережью, к востоку от федеральных земель Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония, а также на севере современной земли Бранденбург, и Саксонии-Анхальт. Многие авторы согласны, что на нём говорили и на острове Руян (Рюген), ставшем прототипом сказочного русского острова Буяна в поэзии А.С. Пушкина. Ныне это остров немецкий остров Рюген. Стоит добавить, что в 969 году Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген РУСЦАМИ. Известны также некоторые тексты, в которых жителей Рюгена просто прямо называют руссами и русскими. Так, в 1304 году, в письме к рюгенским князьям римский папа Бенедикт IX обращается к ним как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских».
Славянский язык на Рюгене исчезает рано. Имеется информация, что в 1404 году там умерла женщина Гулицына (Голицина), которая со своим мужем были последними жителями Рюгена, говорившие «по-вендски». Интересно, что крайняя юго-восточная часть Рюгена, полуостров Мёнхгут отделялся от остальной части рвом, называемым ПЕРЕКОП. Там обитали некие «reboken» (рыбаки). Еще в 15 веке они перемежали свою немецкую речь славянскими словечками – «бог», «реба», «море», «живот», «земя», «небо», «хмара», «млеко», «тата», «маць», «дзева», «хата», «перун», «вода» и т.д.
Письменных источников на этом языке нет. Лингвистам удалось записать несколько коротких текстов и несколько сотен слов и выражений. Некоторые исследователи рассматривают его как наиболее близкий к древнему северному русскому языку.
К востоку от ареала обитания носителей древано-полабского языка разговаривали на кашубском и славянском языках. Это два варианта поморского языка в Поморье (Померании) – на территории от Ростока до Гданьска.
Итак, на Рюгене славянский язык полностью исчез уже к концу 15 века, но в большей части Польского Поморья он просуществовал дольше. Хотя к окончанию второй мировой войны под немецким воздействием большинство жителей немецкой Померании, по-славянски не говорили.
Одним из сохранившихся живых диалектов славянского языка является кашубский язык. На кашубском языке в Польше говорят от 150 000 до 300 000 этнических кашубов. А вот второй язык – словинский, исчез после окончания второй мировой войны, и передачи Поморья полякам. Словинцев, владевших немецким языком, как протестантов-евангелистов, вера которых противоречила католической польской, изгнали в Германию. Там они и ассимилировались с немцами окончательно. Всех их ещё со Средних веков немцы называли вендами.
Интересно, например, проглатывание гласных в безударных слогах в словинском языке в таких словах, как ворона (варна), рынок (рынк), город (гард) и т.д. [Stefan Ramułt. Słownik języka pomorskiego, czyli kaszubskiego, Kraków, 1893).
Нельзя, конечно, не сказать о группе лужицких языков в Германии. Это языки славян, обитавших на территории Германии ещё со времен образования здесь Лужицкой археологической культуры 3200 лет назад, языки сербов-лужичан. Это и есть лужичане, которых ещё римляне упоминали, как воинственных «германцев – лугиев».
Ареал использования лужицкого языка некогда был обширен. Ныне остались два небольших округа в Саксонии и Бранденбурге – где до сих пор живут лужицкие сербы. Причем, это единственные коренные жители Германии, которые до сих пор сохранили своё славянское самосознание и язык. Оба округа называются Лужица. При этом Саксонская часть называется Верхняя Лужица, или Горная Лужица, расположенная в гористой местности, на границе с Чехией. Бранденбургская часть называется Нижняя Лужица, или Дольная Лужица. Располагается в долине реке Шпрее, на которой стоит Берлин.
Языки их также называются верхнелужицкий (горносербский) и нижнелужицкий (дольносербский). Причем, исследователи полагают, что они являют собой отдельную западнославянскую подгруппу, ведущую начало от собственной древнейшей праславянской общности.
Именно в верхнелужицком языке сохранилось древнейшее значение слова КОЛПь (лебедь), поиском которого я занимался при исследовании названия города Колпино под Петербургом. И реальная связь Полабья и Руси реально просматривается при одном только взгляде на карту распространения топонимов КОЛП.
Хотелось бы выразить огромную благодарность московскому историку Е. Нефедову, посвятившему Полабью не одну свою работу. Именно он прислал мне словарь верхнелужицко-сербского языка, верхнелужицко-русского словаря К. Трофимовича (1974 г.) где находим слово Kolp — «лебедь».
Так или иначе, лужицкие корни имеют около 60 000 современных граждан Германии. На верхнелужицком (горносербский) и нижнелужицком (дольносербский) издаются книги, выходят газеты и журналы, а также теле и радиопередачи. В столице Верхней Лужицы – Будишине (по-немецки Баутцен) функционирует сербский театр с репертуаром на славянском языке. В Лужице также дорожные указатели являются двуязычными – на немецком и лужицком языках.
Рассказ о славянах центральной Европы не может быть полным, если не учесть, вся их история проходила на территории ещё 5500 лет назад освоенной носителями археологической культуры Шнуровой керамики. Не исключена поэтому прямая преемственность культуры Шнуровой керамики и определенной части будущих славян. И преемственность эта просматривается не только в прикладной культуре археологических раскопок, в особенностях изготовления керамики и нанесения рисунков, но и в генеалогии. Так, основная гаплогруппа жителей, населявших территорию археологической культуры Шнуровой керамики – R1a-Z645. И 16% населения Германии и 23% населения Австрии являются носителями гаплогруппы R1a-Z645.
С распространением культуры и населения Шнуровой керамики (R1a-Z645) на восток, на Русской равнине 4200 лет назад образуется Фатьяновская культура. Очевидно, многочисленные потомки носителей гаплотипа R1a-Z645 на территории России, которых сегодня от 50 до 60% (юг России), и являются выходцами из Европы, позже называемые и славянами, и варягами, и венедами.
Варяги – русы.
Летописные варяги – это не мифические скандинавские народы, а индоевропейский народ, обитавший на южном побережье Балтики и на Севере Руси.
По глубокому убеждению Татьяны Яковлевны Елизаренковой, переводчика гимнов «Риг-Веды», написанном на ведическом санскрите, русский язык обладает несомненными преимуществами перед всеми остальными западноевропейскими языками. Эти преимущества проявляются в «большей степени соответствия между ведийским и русским языками…». Общеизвестно, что ведический санскрит лежит в основе Индоевропейских языков.
Языковеды обнаружили в новгородско-псковских диалектах грамматические формы, восходящие к праиндоевропейскому языку. Б.А. Серебренников высказывал предположение о том, что в районе Волго-Клязьминского междуречья в глубокой древности присутствовал какой-то реликтовый индоевропейский язык, возможно, тот самый праиндоевропейский язык. И варяги, новгородцы, псковичи, северяне, видимо, непосредственно вели своё происхождение от его носителей.
Историк Лидия Грот обратила внимание на сохранность корня вар- в санскрите, и на его совпадение с языком ариев до их расселения с восточноевропейской прародины.
«Варяги – дославянское субстратное южнобалтийское население», пишет она. Определяющий в слове ВАРяг – корень «вар-», и происходит он из праязыка в значении ВОДА. Ведь в русском языке много, связанных с водой слов на его основе: варить, вар, варево, сварить, варенец, варенье, вареник и др.? Так что, первично варяги – живущие у воды – поморяне, или народы моря. В Норвегии осталось даже такое название как Врангер-фьорд. Саамы называли его Варангер-вьода.
Кроме того, варяги под именем варины были неизменными спутниками англов, саксов, фризов в завоевательных экспедициях на Британские острова. Нестор-летописец называл Новгород городом варинов. Их обитание на Южной Балтике уходит корнями в самые отдаленные времена. Доктор исторических наук, профессор А. Г. Кузьмин относил варинов/варягов к догерманскому населению Южной Балтики.
Когда поздние славяне стали заселять эти земли, там уже обитали потомки варягов – поморы. Учитывая мирный характер заселения, – заметных кровопролитных сражений ни в источниках, ни в мифах не прослеживается – ясно, что пришедшие славяне были родственны этому дославянскому населению. И поморское население это действительно отличалось произношением. Лингвисты отмечают особенности диалектов новгородцев и псковичей, близкие к лехитским языкам, которые не встречаются в других восточнославянских языках.
Что это были за варяги? А это были варяги – русь. В древнерусской летописи говорится, что посольство при призвании русов на правление было отправлено не просто к варягам, а к «Руси, сице бо тии звахуся Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне, Друзии Гъте, тако и си». Существенно здесь то, что варяги-русь – это не варяги-свеи. Не скандинавы.
Подтверждением наличия субстратного индоевропейского языка может служить факт двуязычия на острове Рюген. Географ Меркатор в XVI веке писал, что язык рутенов с острова Рюген был «словенский, да виндальский». Очевидно, на «дославянский индоевропейский субстрат южнобалтийского побережья накладывались славянские языки при расселении там славянских народов». Несомненно, что субстратное население Южной Балтики и есть древнейшее население этой территории, осколки этнического ядра русов, сохранившиеся здесь до прихода родственных им славян.
Новгородский коллекционер и археолог В.С. Передольский считает, что европеоидное население Приильменья обитало здесь уже 8 тысяч лет назад. Более того, оно сохранилась и никуда отсюда не уходило, и тому подтверждение преемственность археологических культур на протяжении тысячелетий.
Не только русские, но и русые
Известная со школьной скамьи схема выделения славянских народов из некоей общности, а затем вычленения из неё уже русов – противоречит реальности. Сама древность корней русского языка, чего стоит!
А.С. Шишков показал («Славяно-русский корнеслов»), что «не другие языки должны нас учить», а все они получили своё развитие из языка русов. Он назвал его славяно-русским языком. Но если существовал в глубокой древности язык, сохранившийся и корнями, и синтаксисом в течение тысячелетий, то сохранили этот язык его носители. Передавая его от отца к сыну. И это был язык русов — русский язык. Так что, устаревшая схема этногенеза – «древние индоевропейцы – балто-германо-славяне – балто-славяне – русичи – русские» – ошибочна. Так как она устанавливает неверную последовательность: индоевропейцы – славяне – русские. Поэтому по определению исключает саму возможность лингвистического поиска русских (русов) на стадиях индоевропейской и славянской:
«К тому моменту, как историки-традиционалисты приступают к поискам начал Руси (VI–XII вв.), русы уже были многотысячелетним суперэтносом, настолько старым, что начинали утрачивать свою пассионарность…. Они были на многие тысячелетия старше славян, порождённых ими в смешении с близкородственными родами этнококона, они были старше самих ариев-индоевропейцев». [Ю. Петухов. Русы Евразии].
Но тогда получается, что название «русы» существовало изначально. В это определение Ю. Петухов вкладывает три понятия: «русы» – есть раса, «русы» – есть суперэтнос, «русы» – есть нация, народ».
«Мы не только русские, но и рус-ые, и не так важно, что тут первично». [Александр Тулупов. Род Севера. Русские гиперборейцы]. Вероятно, уже изначально русый, светлый цвет волос, явно отличный от других соседей, стал со временем четким маркером племени. Ну а светлая пигментация большинства групп индоевропейцев свидетельствует о сложении их в северной зоне. По всей вероятности, этот тип населения складывался на территории, смежной с ледниковой зоной. Оно отступало при приближении ледника, затем следовало за его отступлением.
Академик Трубачёв О. Н. считал, что этнос с именем ‘Рос’ зародился в античной Таврии. «
С юга на север шло и распространялось это имя Рос. Шло вместе с нарастающими известиями о Юге и о людях Юга, а с ними – и о людях Севера, тех же варягах-скандинавах, которые с Югом связали свою судьбу и, став известными как таковые, не раз возвращались через финские леса, реки и заливы в свою Скандинавию.»
Когда латины пришли на земли уже занятые русами, на Аппенины, они встретили здесь русов, расенов (самоназвание этруссков). Корень слова «rus» вошел в латынь rusticus, rustica –«крестьянин, крестьянка», и для обозначения деревни. Что указывает на широкое расселение на юге русов. Но русы – этрусски были не только земледельцами, но и строителями, учёными, воинами. Они оставили многочисленные надписи на памятниках и обелисках на этрусском и греческом языке. Они были теми, кто принёс цивилизацию Европе.
Что римляне позаимствовали у этрусков? Римляне приняли весь пантеон этрусских богов и все обряды и праздники, правила организации власти, армии, градостроительства, а потом грубо оттеснили этрусков от власти в Риме, где этруски были первыми правителями, и вычеркнули этрусков из истории, написав известное изречение: «Этрусское не читается».
Древние любили слова-перевертыши. Рус, Русь, Русья по значению, и в соответствии с лингвистикой, можно отождествить с Сур, Сурья – солнце на санскрите. И название реки Сура в самом центре Руси, притоке Волги связано с именем бога солнца Сурья. Тулупов отмечает, что в Афганистане, Таджикистане, Иране, там, где тоже языки индоевропейские, русских до сих пор называют «шурави». Чисто русское имя Шура также из того же источника. То, что это имя и мужское, и женское, указывает на его глубокую архаичность.
Русская равнина – прародина «индоевропейцев».
Русский язык сохранил древнейший корнеслов наших предков. Климатические условия этого географического места — «Восточно-европейская равнина» не всегда являлись идеальными условиями для обитания. Палеорусы покидали привычные места обитания, расселяясь всё дальше, но и возвращались вновь на эти земли. Русская равнин выступает источником расселения единого народа Рус, заселил всё пространство Евразии от Атлантики до Тихого океана.