В восприятии многих образы казаков неразрывно связаны с образами храбрых и свободолюбивых мужчин-воинов с суровым воинственным взглядом, статной выправкой, длинными усами и чубами, с серьгами в ушах, в папахах и в широких шароварах, что действительно вполне исторически достоверно.
Немного из истории казачества.
В описании известного арабского историка, географа и путешественника Абу-Аль-Хасана Масуди (896-956 гг.), сказано:
«За царством аланов находится народ, называемый кашак (касак) и живущий между горой Кабх (Кавказ) и Румским (Чёрным) морем».
В 9—10 веках арабы называли Чёрное море Русским морем.
Древнегреческий географ Страбон, автор «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» Европы и Азии в 17 книгах, упоминает о воинственном народе «Kosaka» , живущим в I веке до нашей эры в районе Кавказских гор.
Страбон записал название народа, как «кос-саки», а область их проживания называлась «область саков», то есть скифов, ведь, персы называли скифов «саками».
Геродот сообщает, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили сарабары, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.)
Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это двухсторонние «топоры-секиры» — традиционное славянское казачье оружие.
Сарабары — широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки. Скифы заправляли сарабары в сапоги. В греческом языке нет шипящих звуков «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаровары» он записывает, как «сарабары» — казацкие широкие штаны, благополучно дожившие до наших времён, и дополняющие традиционный казацкий костюм.
Интересны характерные причёски Свебов, союза родственных племён, живших с I века до н. э. по VI в. н. э., по описанию географа Птолемея, на побережье Свебского моря (Балтийское море) и Венедского (Славянского) залива, примыкающего к побережью Восточной Прибалтики. Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ».
Судя по данным археологии и ономастики, значительная часть населения Свебов тесно связано с этногенезом славян.
После набега викингов на Линдисфарн в 793 году англосаксонский монах и учёный Алкуин (Alcuin) написал письмо с предупреждением королю Этельреду Нортумбрийскому о том, что он и его дворяне скопировали причёску и одежду скандинавов.
В письме «брату Эдварду», Элфрик (Ælfric) жаловался на то, что местная знать перенимает языческие обряды викингов «отказываясь от английских обычаев» и «носите причёску, ослепляющую глаза.» Вероятно, имеется ввиду популярная в Англии в раннем средневековье причёска викингов: длинный чуб, ниспадающий с макушки головы, на один глаз, и, таким образом, «ослепляющий» глаз.
Викинги-воины-норманны на гобелене Байе изображены с бритыми затылками и без волос на шеях.
Хроника тринадцатого века, приписываемая Джону Уоллингфорду (John of Wallingford; ум. 1258 г.), описывает, как викинги, живущие в Англии, смогли соблазнить различных англосаксонских женщин благодаря их модным причёскам и укладке волос и бородам:
«По обыкновению своей страны они каждый день расчёсывали волосы, каждую субботу мылись, часто меняли одежду, и с помощью многих таких легкомысленных приёмов привлекали к себе людей. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и смогли убедить дочерей даже знати быть их наложницами.»
Казаками на славянских землях называли вольных вооруженных воинов, поселившихся на «украинах» Руси на рубеже XIV -XV веков. Несколько крупных казачьих сообществ и поселений возникли XIV веке в низовьях Днепра, Дона, Волги.
Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные «украины» и присоединялись к казачьим общинам, становились вольными казаками.
В результате образовались крупные вольные казачьи войска: Запорожское, Донское, Волгское, и за Уралом — Яицкое казачье войско. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что «его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки«.
В XVII — XVIII веках государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания казаков следовали одно за другим, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков всё же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.
3 июля 1787 года князь Григорий Потёмкин представил императрице Екатерине II бывших запорожских старшин, которые поднесли императрице прошение о восстановлении войска Запорожского. С октября 1787 г. Г.А. Потёмкин именовал вольную «запорожскую команду» численностью 600 человек «войском верных казаков», а полное его наименование было «Ея Императорского Величества войско верных Черноморских казаков». Особые воинские подразделения — пластуны — казачий спецназ, выполнял широкий спектр сложных и опасных воинских задач – от разведки до диверсий в тылу врага.
За всю историю южно-русского казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества, защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, «прославившиеся» грабительскими набегами, убийствами и поджогами, о которых стараются не вспоминать.
«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,— красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об славе, отваге, удали и мужестве русских казаков, с которыми пришлось воевать французам.
Казаки сыграли ведущую роль в развитии русской государственности, сформировали богатейшие воинские традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный казачий воинский кодекс чести.
Зачем казаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе?
Длинные чубы-оселедцы носили старые казаки, опытные воины, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были элементом образа воина-казака, и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, совершившие множество прегрешений перед Богом и загубившие в боях немало жизней были приговорены после смерти – «гореть в аду». Среди казаков ходило поверье, что Господь смилуется и вытащит грешника из адского пламени за чуб. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.
Молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа воина-казака «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению им боевого опыта.
Носить чуб нужно было так, чтобы тот ниспадал на левую сторону, иногда перекрывая левый глаз. Казаки, профессиональные воины, считали, что чуб может смахивать нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть казака на безбожие.
Чуб-оселедец был отличительным признаком и особым талисманом настоящего воина-казака, который не забыл о вере и осознаёт все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и не возможно было бы казаку ожидать от Господа спасения из ада.
Изготовленные из серебра серьги в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Серебряная серьга в ухе казака несла информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе воина означала, что казак был единственным сыном в семье. Серьга в правом ухе казака, указывала на то, что ее владелец – последний мужчина в своём роду. Бывали случаи, когда серьги казак носил серьгу и в правом, и и в левом ухе — это означало, что он единственный и последний мужчина в семье и в роду.
Во все времена воины казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений.
Все эти качества и привлекали к южно-русским казакам российской «украины» особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.