8 сентября 1380 года Объединенное войско русских князей под командованием князя Дмитрия Донского разгромило на Куликовом поле татарское войско хана Мамая, и освободило русские земли от татаро-монголов. Благословленные Сергием Радонежским русские воины одержали великую победу над своими врагами и укрепились в православной вере. В бой на Куликовом поле русское войско Дмитрия Донского шло под чермным, то есть темно-красным знаменем, с золотым ликом Иисуса Христа….
«Сказание о Мамаевом побоище» – самый популярный литературный памятник о Куликовской битве, в который входят также летописные повествования и поэтический эпос «Задонщина». Сохранившееся во многих списках «Сказание о Мамаевом побоище» – увлекательный рассказ о победе 8 сентября 1380 года русского войска московского князя Димитрия Ивановича Донского над полчищами ордынского хана Мамая, с уникальными подробностями о паломничестве князя Димитрия в Троицу и о благословении его на битву преподобным Сергием Радонежским.
Два лицевых списка «Сказания о Мамаевом побоище» — Самый полный из сохранившихся лицевых списков, датируемый 1680 годами, содержит 78 миниатюр. Их рисунок лаконичен и выразителен, раскраска небрежная, красочная гамма скупая; главную роль играет эмоциональный язык жестов. Миниатюры на разворотах листов представляют впечатляющую панораму моментов битвы. Фрагментарность многих листов показывает «зачитанность» рукописи, ее востребованность у читателей.
Вторая рукопись «Сказания» датируется по почерку и водяным знакам бумаги серединой XVII века. В кодексе сохранилось 27 миниатюр, композиции которых имеют почти лубочный характер и заключены в широкие рамки «старопечатного» орнамента. Особенно нарядны ярко расцвеченные стилизованные формы архитектурных сооружений, в которых узнаются стены и башни Московского Кремля, княжеские палаты, храмы Троице-Сергиева монастыря. Как следует из владельческой записи 1742 года, данный список «Сказания о Мамаевом побоище» принадлежал семье белозерского посадского человека и, возможно, был переписан и украшен в этом регионе русского Севера, в соответствии с местной книгописной традицией.
В летописи записано: «Тут пришли к нему (Дмитрию Донскому) посланцы от игумена Сергия Радонежского с благословением и с таким письмом: «Да будет тебе помощником Господь Бог, и пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!» Прислана была ему просфора пречистой Богородицы».
Благословение Сергия Радонежского на великую битву с татарским войском получил не только Дмитрий Донской и всё его объединённое войско, но и два монаха-воина Троице-Сергиевского монастыря. Брянский боярин богатырь Александр Пересвет и Родион Ослябя, с благословения великого Святого Сергия Радонежского были пострижены им в высший монашеский чин – Великую схиму, стали
Согласно легенде, сама битва началась с боя один на один между легендарным монахом-воином Александром Пересветом и татарским воином Челубеем. До той поры считалось, что татарина вообще нельзя победить в битве, и это смущало умы русской рати.
Александр Пересвет перед боем снял доспехи, оставшись лишь в мягких монашеских одеждах, украшенных крестом. В этом был не только духовный подвиг, но и военная хитрость. Дело в том, что копье Челубея было почти на метр длиннее русских копий, поэтому-то он и побеждал в поединках, выбивая противника из седла до того, как его самого успевали поразить копьем. Монах снял доспехи, чтобы татарское копье прошло сквозь тело, а он, пожертвовав собою, смог поразить насмерть Челубея. Расчёт инока Пересвета оказался верным, Челубей был сражён ударом копья и выбит из седла. Оба едино борца пали мертвыми, боевой конь Пересвета вернулся с погибшим богатырём в русские ряды, и только после этого начался главный бой русского войска с татарами.
В том великом сражении была принята и ещё одна мученическая смерть, исполненная героизма. Московский боярин Михаил Андреевич Бренок поменялся своими одеждами с Дмитрием Донским и принял на себя всю ярость татарского воинства, стремившегося уничтожить главного русского воеводу и вдохновителя русского войска. В летописи записано:
«и то большое червное знамя велел рынде своему возить над Михаилом Андреевичем Бренком. И взял он святой крест, на котором были изображены страсти Христовы,— в кресте том была частица животворящего древа Христова,— и сказал со слезами: «На тебя вся моя надежда, Христе Боже! Дай же мне силою твоего креста победу над моими врагами, как некогда Константину!»
Михаил Андреевич погиб в бою, рядом с ним погибло множество московских, рязанских, суздальских бояр и князей, оборонявших ненастоящего Дмитрия Донского, но настоящего русского героя.
История второго воина-инока Родиона Ослябя, направленного с Дмитрием Донским на Куликово поле, толкуется по-разному. Одни историки полагают, что Ослябя, как и Пересвет, погиб на Куликовом поле, другие же считают, что он пережил битву, сам отнёс уже раненного Дмитрия Донского в безопасное место и продолжил сражение в его доспехах, командуя войском. Известно, что некий Ослябя сопровождал посольство Дмитрия Донского в Царьград многими годами позже, когда великий русский князь отправился в Византию для оказания помощи, и защиты Царьграда и Византии от многочисленных набегов турок. Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя погребены в Старом Симонове рядом с храмом Пресвятой Богородицы.
Разбитые в ходе великой Куликовской битвы, татарское войско бежало до самого Крыма. Не смотря на то, что русское войско лишилось чуть ли не половины воинов, оно ещё 50 верст гнало разрозненные отряды Мамая прочь с русской земли. Куликовская битва стала переломной в ходе освобождения русских земель от набегов кочевников из Азии. Некоторые историки полагают, что единственным выгодополучателем после Куликовской битвы стал хан Золотой орды Тохтамыш, добившийся ослабления обеих сторон конфликта — большие потери понесло войско русского князя Дмитрия Донского, и было разбито войско татарского хана Мамая.
Однако, именно после этой битвы на Куликовом поле верховенство Дмитрия Донского над всеми русскими землями признали не только в Твери, но и в Рязани и других удельных русских княжествах. Известнейший отечественный ученый-историк Лев Николаевич Гумилёв писал об этом:
«На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне… а ушли с него – русские».
Русские князья стали непреодолимой стеной на пути Золотой Орды дальше на запад, подарив западной Европе защищённость границ и свободу от набегов диких кочевников.
Куликовская битва занимает важное место и в укреплении православной веры на Руси.
В Куликовской битве была обретена одна из величайших православных святынь Руси – Донская икона Божией Матери.
«И когда благоверный великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы», – сказано в «Гребневской летописи, или Повествовании об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии».
Сколь бы ни был силен враг, сколько бы огня, копий и стрел не извергал он на наши головы – не победить ему, поскольку наши воины идут на бой под знаменем Иисуса Христа. Долго ещё грозили русским княжествам татары, не раз совершали набеги на русские земли и сжигали Москву, грабили русские купеческие обозы на востоке, а на западе грабежами торговых обозов промышляли литовцы, всему этому пришёл конец, и покорились русской воле и те, и другие, и следующие покорятся.
«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся яко снами Бог» (Пс.15:59)