Мамин, Яков Васильевич родился 18 (30) октября 1874 года в с. Балаково (ныне г. Балаково Саратовской обл.). Будучи малообразованным выходцем из мещанского сословия, сумел стать выдающимся изобретателем в области дизелестроения и тракторостроения.
В энциклопедии «Челябинск» о Якове Мамине написано так, будто он легко и просто шёл от одного изобретения к другому и социальные потрясения первой половины ХХ века обошли его стороной. Однако анализ архивных источников даёт несколько иную картину жизни этого человека, которого по уровню таланта можно сравнить с легендарным изобретателем XVIII века Иваном Кулибиным.
Яков Васильевич Мамин был старшим сыном в семье Василия Григорьевича Мамина, управляющего усадьбой местного помещика Кобзаря. Яков смог получить только начальное образование в местной приходской школе, после окончания начальной школы он пошёл в ученики к кустарю-лудильщику и быстро освоил это ремесло. Со временем Мамин перешёл на постоянную работу в Балаково, учеником к местному механику и изобретателю Фёдору Авраамовичу Блинову, благодаря которому у Якова проявился интерес к машиностроению. Изобретатель-самоучка Фёдор Блинов на собственном примере показал своему ученику Якову Мамину, как необходимо в жизни самообразование.
«…Жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая». — не раз повторял Фёдор Блинов
Через несколько лет Яков переехал в Вольск, где три года работал на судостроительном заводе. Затем он вернулся в Балаково, где открыл собственную кузницу. Тогда же Яков Мамин начал эксперименты по созданию двигателя внутреннего сгорания для самоходной машины. Созданный им рабочий образец двигателя внутреннего сгорания был громоздким, пожароопасным, сильно дымил и мог работать только на улице. Мотор было решено использовать как стационарную установку для работы токарного станка. Тогда же Яков Васильевич ощутил, что ему мало знаний, полученных в приходской школе. С тех пор до конца жизни Мамин занимался самообразованием, которое помогло ему совершить немало технических открытий.
На губернской выставке ремесленных и кустарных изделий в Саратове в 1897 году Яков Мамин был удостоен медали за двухкорпусные плуги собственной конструкции. В этом же году Мамин изобрёл пожарный насос горизонтального двойного действия с металлическими клапанами в передней и задней крышке, с медными поршневыми кольцами, плотно прилегающими к цилиндру. Это было его первое запатентованное изобретение.
С 1899 года Яков Васильевич вместе с братом Иваном приступил к строительству чугунолитейного механического завода.
В 1906 году, усовершенствовав паровой двигатель трактора Фёдора Блинова, он создал «Русский дизель» — первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти. На базе двигателя высокого сжатия в 1914 году был изобретён «Русский трактор».
В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 года есть заметка о испытаниях этой машины, а в газете «Заволжье» в мае 1914 года появляется реклама нефтяных двигателей «Русский дизель» и гусеничных тракторов «Русский трактор» с нефтяным двигателем.
Первая Мировая война (1914-1918), Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война внесли свои коррективы в работу завода братьев Маминых, но не остановили изобретательского рвения Якова Васильевича. В 1917 году Мамин создал маленький трактор под названием название «Гном».
После победы Советской власти Яков Мамин добровольно передал свой завод государству. Рабочий комитет объявил ему о своём доверии и поручил техническое руководство предприятием. После создания комиссии по тракторостроению Мамин получил телеграмму от председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) с просьбой сообщить о положении дел с тракторными заказами, затем — и письмо с приглашением приехать лично в Петроград для переговоров.
Тогда и началось его сотрудничество с комиссией по тракторостроению, в которой ему приходилось лично встречаться с Лениным. Невзирая на восторженные отзывы на изобретения Мамина, ему так и не удалось запустить в массовое производство отечественный трактор . То задерживали поставку сырья, то его отстраняли от работы не допуская до станков, а потом выяснялось, что с государственного завода исчезли станки.
В первые годы советской власти активную помощь Советскому Союзу в борьбе с голодом стали оказывать иностранные фирмы. Мамин подозревал, что за этой помощью голодающим последуют попытки открыть в СССР производство иностранной техники. Так и вышло, советское правительство решило отдать предпочтение американским тракторам, под производство которой закладывался завод в Сталинграде.
В 1923 году Мамин переехал в Марксштадт (с 1918 года). Здесь на бывшем заводе братьев Шефертов, под новым названием «Возрождение», он приступил к проектированию новой модели трактора мощностью в 12 л.с. с одноцилиндровым двигателем класса «Полудизель» с запальником для пуска, получившем название «Карлик».
В 1932 году на Всесоюзной конференции дизелистов страны Яков Васильевич представил схему своего нового дизельного двигателя, на который он получил патент через два года. В конце 1936 года новый двигатель, получивший название «Пионер» вышел в массовое производство. В этом же году на Мелитопольском заводе Мамин освоил серийное производство нового дизеля, параллельно работая над одноцилиндровым двигателем «Октябрёнок».
В начале 1930-х в Марксштадт случилась смерть его первой жены. В 1933 году как враги народа были арестованы младший брат Леонид и один из ближайших сподвижников Семён Серебряков. В 1937 году Якова Мамина несколько раз вызывали в НКВД. На каждый вызов он брал с собой узелок-подорожник и прощался с Пелагеей Ивановной (вторая жена). Осенью 1937 года арестовали брата Ивана. Семейные проблемы и пошатнувшееся здоровье подтолкнули к увольнению со службы и переезду к сыновьям в Челябинск.
В Челябинске в преклонном возрасте Яков Васильевич продолжал следить за развитием научной мысли в области машиностроения. Очень много читал. На письменном столе всегда лежали стопки книг и журналов. Особое внимание уделял журналу «Двигателестроение», в котором публиковались его статьи по конструированию и технологии производства двухтактных двигателей.
В конце 1930-х Яков Мамин помогал Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) в разработке нового двухтактного двигателя. После ухода с ЧТЗ поступил на работу в лабораторию института механизации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ). Он заботился об её оснащении приборами и оборудованием для испытания двигателей и тракторов.
В годы Великой Отечественной войны, когда многие сотрудники кафедры института были мобилизованы, нагрузка по созданию экспериментального образца двухтактного газового двигателя работающего на разных видах топлива (даже на соломе) легла на плечи Якова Мамина. Помимо работы на кафедре в годы войны его приглашали на эвакуированные на Урал предприятия — помогать в сборке стационарных двигателей разных типов.
За мужество и личный вклад на трудовом фронте в декабре 1945 года Яков Мамина наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1948 году в ЧИМЭСХ в честь юбилея Якова Васильевича Мамина провели научно-техническую конференцию с участием известных тракторостроителей и дизелистов страны. В 1954 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени, в 1955 году Яков Мамин был удостоен золотой и бронзовой медалями ВСНХ.
Яков Васильевич Мамин скончался 9 августа 1955 года в Челябинске.
На стене института, где он работал, была установлена памятная доска. В 1983 году улица Восходящая в Челябинске была переименована в улицу Мамина.
Источники:
Бибиков Е.С. Пионер тракторостроения // Вечерний Челябинск. 1983. 10 июня.
Заволжье. — 1914, 1 мая — 1 авг. – Балаково, 1914
Каргин Ю.Ю. Яков Мамин: начало пути (неизвестные балаковские страницы биографии изобретателя русского дизеля и русского трактора) // Гороховские чтения: материалы второй региональной музейной конференции — Челябинск, 2011. — С. 104-112.
Тупикова Л. Правда об Иване Мамине // Памятники Отечества: вольная губерния. — М.: Памятники Отечества, 1998. № 3/4. С. 100-102.
Саратовский листок. 1914. 28 сентября.
Шепелев А.Н., Деревянченко А.А. Яков Мамин: Очерк о жизни и творчестве изобретателя Я. В. Мамина — Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 1988. — 224 с.