Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Первые сведения о славянах.

Первые сведения о славянах.

karta-kurgan-gepotiza-rasprostr

Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели  Древний Греции и Рима, начиная с Гомера и Геродота, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами. 

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами». Так, Плиний в своей «Естественной истории» (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами»

karta-mira-gerodota

За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, — «воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его».

Вследствие столкновений славян с соседними народами, границы славянских земель неоднократно значительно изменялись. Скифские реки из «Истории» Геродота.

Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами.  Для ведения общественных дел, славяне,  раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.

karta-sarmatiya-aziya

По географическому положению земли славян были мало доступны грекам и римлянам. За Карпатами, по представлению  Птолемея, жили древние славяне, названные им одним общим именем «Сарматия».  Обширные территории славянских земель оставались совершенно неизвестными греческим и римским писателям. Однако, и из тех кратких сведений и небольших заметок о древних славянах, в рукописных трудах современных им историков, очевидно, что славяне были весьма многолюдным и оседлым народом.

В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.

sklaveny

Готский историк Иордан (ум. 551 г.) в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (лат. «De origine actibusque Getarum» или «Getica»), указал географические ориентиры границ расселения склавенов (славян). «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (р. Днестр), и на север — до Висклы (р. Висла); вместо городов у них болота и леса.» («Гетика», 35)

Историк готов  Иордан в «Гетике», сообщает о борьбе в Прибалтике готов с ругами, которые были сильнее готов «телом и духом», но всё же были побеждены готами.

По сообщению Иордана в 454 году часть ругов примкнула к гуннам и потерпела поражение от ругов и гепидов. Побежденные руги и гунны, отступили из Подунавья к Днепру и Причерноморью, а другая часть ругов отступила к побережью Адриатического моря.

lyutichi

Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад  — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.

В житие Ивана Пустынника Египтянина (379—395 г.г.) упоминается о «брани воинов русов» с Феодосием (378 — 395 г.г.), последним императором единой Римской империи, о нападении русов на «Селунский град» во время правления римского императора Диоклетиана (284 – 305 г.г.) . Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского (ум. 306 г.) —  христианского святого, почитаемого в лике великомучеников.

venety

На побережье Адриатического моря в северной Италии, увековечилась название славянского племени «венеды» в названии города Венеции. В древних исторических документах Вероны, относящихся к 307—314 годами, славянское племя — руги названы в числе римских федератов.

На юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии (Франции) известно кельтское племя венеты (лат. Veneti), занимавшееся мореплаванием. Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут античными авторами Древней Греции в 500 году до нашей эры. Древние греки называли кельтами людей, живущих в континентальной Европе, они считались варварами, и не были частью классического средиземноморского «цивилизованного» мира. Термин «Кельт» охватывает различные типы людей, которые не принадлежат к определенной расе или генетической группе.

Слово «кельты» было известно Ливию, хотя в его 35 томах сочинений оно встречается (Celtico) всего один раз. Ливий много писал о кельтиберах (Celtiberis).

Страбон (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) считал кельтов скифами: «кельтов сначала называли кельтоскифами, поскольку они принадлежали к уже известному скифскому народу».

Самоназвание  царских скифов  СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

Из книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» – «… племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». Мы видим, что здесь галлы и кельты используются как синонимы.

Кельтское племя венеты было покорено Цезарем во время галльских походов 58-51 гг. до н. э.

В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).

Самым известным городом в области венетов был Дариоритум (ныне Ванн), упоминаемый в «Географии» Птолемея. Бретонское название Ванна — гВенед (Gwened) восходит к названию племени венетов.

Во II веке до н.э. славянское племя венедов слилось с римской народностью, но не исчезли в ней. В Венеции до сих пор сохранился свой диалект, но не итальянского, а языка венетов. Точнее, он назывался Veneto Del Mar —  «венето-дель-мар» и  более тысячелетия он был официальным языком Венецианской Республики, его понимали во всех флотах мира и многие морские термины используются и сегодня в навигации.

Память о славянах «венетах», живших II веке до н.э., сохранилась в рукописях древнеримских писателей Страбона, Юлий Цезарь, и др., которые упоминают о венетах арморийских, живших в Арморийской Галлии в Бретани.

gardasjo_karta_stor3

В 773—774 годы в Северной Италии русы занимали район озера Гарда близ города Верона. Известно, что скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь.

paviya-stolica-langobardov

Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.

odoacerПо сообщениям Иордана в 475 году западно-римский император Юлий Непота был свергнут  его полководцем варваром Орестом.

В 476 году  руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer)  был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 1\3 часть земель Италии.

Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. Позднее его будут именовать русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем.

Потомки Одоакра (Odoacer)   будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра ведут свои родословные и некоторые дворянские фамилии Богемии.

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Энеты — славянские племена, составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов  по имени Палемен — Храброе сердце.

Славяне — руги получили большие территории для поселений в городах, прилегающих к Византию (Константинополю).

Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).

Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.

foto-513

Причина этого явления заключается она в том, что славяне отличались от своих воинственных соседей спокойствием нрава,  сравнительною кротостью и любовью к земледелию, ремеслам, производству, торговле. Прокопий говорит, что «Славяне не злы и не хитры, но откровенны и добродушны, законы и обычаи Славян дышали добром, что «они верили в бессмертие души и в воздаяние в будущей жизни». 

У  иностранных историков главная черта славян состояла в простоте без обманов и злоухищрений, в откровенности, услужливости и человеколюбии.

 В числе древнейших славянских законов и постановлений было и то, что каждый пленник, в чьих бы он руках ни был, пользовался независимостью, ступив на Славянскую землю. Такое человеколюбие, какое проявляли славяне, могло бы сделать честь и просвещённым тогда грекам и римлянам, но, к сожалению, оно было чуждо этим народам и их рабовладельческим государствам. Германцы поступали с своими пленниками не лучше Римлян; они всех покоренных ими Славян обратили в рабов.

Славяне умели защищать свои земли и не заботились о завоеваниях, а потому «гораздо менее прославились у иноземных историков, особенно греческих и римских, и мало уважавших тихое величие народов», но следивших за битвами других народов, занимавшихся грабежами и покорением света, как скифы и сарматы — соседи и обидчики греков и римлян.

Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая — это позор, унизительнее которого ничего не может быть.»

foto-503

Византийский писатель Прокопий Кесарийский  (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; 507 —  565 г.г.),  пишет о славянах и антах.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

foto-505

В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, совершавших частые набеги. Вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.

С конца V века и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена стали играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает о народе рос в Причерноморье.

С  начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы освоили новые территории, расселились на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и анты воевали с греками и германцами.

В исторических источниках V столетия н.э. встречаются ругательные и осуждающие славян характеристики о том, что славяне «часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине».

zapadnye-slavyane-1

Византийский  писатель  конца 6  — начала 7 в.в., Маврикий Стратег,  автор трактата о военном искусстве «Стратегикон», пишет о славянах и антах.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

Славяне никогда не заимствовали имён для себя у иностранцев, напротив того, Германцы и Скандинавы ввели в свой быт множество славянских имён, как, например, Ratwald (Радовлад), Ragnwald (Роговлад или Рогволод), Welemir (Волимир), Zwentibold (Святополк) и множество других. Теперь скандинавы доказывают, что славянское имя Осмомысл произошло от шведского Osmak — «противный запах», или с греческого osmōs — «толчок, давление», такой перевод явно «притянут за уши«. Позаимствовав славянское имя, другие народы не могут ОСМЫСЛИТЬ его суть, и опираясь только на свой язык, придумывают ему иное значение.

У Славяно-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее грамотности римской и греческой.

Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.

Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писало католическое духовенство, занимавшиеся после 1054 года распространением римско-католического христианства  среди православных славянских народов Европы. До 1054 года христианская церковь была единой и не разделялась на католическую и православную.

Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия
Сказочное Лукоморье найдено

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*