Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели Древний Греции и Рима, начиная с Гомера и Геродота, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами.
Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами». Так, Плиний в своей «Естественной истории» (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами»
За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».
«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, — «воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его».
Вследствие столкновений славян с соседними народами, границы славянских земель неоднократно значительно изменялись. Скифские реки из «Истории» Геродота.
Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами. Для ведения общественных дел, славяне, раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.
По географическому положению земли славян были мало доступны грекам и римлянам. За Карпатами, по представлению Птолемея, жили древние славяне, названные им одним общим именем «Сарматия». Обширные территории славянских земель оставались совершенно неизвестными греческим и римским писателям. Однако, и из тех кратких сведений и небольших заметок о древних славянах, в рукописных трудах современных им историков, очевидно, что славяне были весьма многолюдным и оседлым народом.
В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.
Готский историк Иордан (ум. 551 г.) в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (лат. «De origine actibusque Getarum» или «Getica»), указал географические ориентиры границ расселения склавенов (славян). «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (р. Днестр), и на север — до Висклы (р. Висла); вместо городов у них болота и леса.» («Гетика», 35)
Историк готов Иордан в «Гетике», сообщает о борьбе в Прибалтике готов с ругами, которые были сильнее готов «телом и духом», но всё же были побеждены готами.
По сообщению Иордана в 454 году часть ругов примкнула к гуннам и потерпела поражение от ругов и гепидов. Побежденные руги и гунны, отступили из Подунавья к Днепру и Причерноморью, а другая часть ругов отступила к побережью Адриатического моря.
Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.
В житие Ивана Пустынника Египтянина (379—395 г.г.) упоминается о «брани воинов русов» с Феодосием (378 — 395 г.г.), последним императором единой Римской империи, о нападении русов на «Селунский град» во время правления римского императора Диоклетиана (284 – 305 г.г.) . Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского (ум. 306 г.) — христианского святого, почитаемого в лике великомучеников.
На побережье Адриатического моря в северной Италии, увековечилась название славянского племени «венеды» в названии города Венеции. В древних исторических документах Вероны, относящихся к 307—314 годами, славянское племя — руги названы в числе римских федератов.
На юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии (Франции) известно кельтское племя венеты (лат. Veneti), занимавшееся мореплаванием. Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут античными авторами Древней Греции в 500 году до нашей эры. Древние греки называли кельтами людей, живущих в континентальной Европе, они считались варварами, и не были частью классического средиземноморского «цивилизованного» мира. Термин «Кельт» охватывает различные типы людей, которые не принадлежат к определенной расе или генетической группе.
Слово «кельты» было известно Ливию, хотя в его 35 томах сочинений оно встречается (Celtico) всего один раз. Ливий много писал о кельтиберах (Celtiberis).
Страбон (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) считал кельтов скифами: «кельтов сначала называли кельтоскифами, поскольку они принадлежали к уже известному скифскому народу».
Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)
Из книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» – «… племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». Мы видим, что здесь галлы и кельты используются как синонимы.
Кельтское племя венеты было покорено Цезарем во время галльских походов 58-51 гг. до н. э.
В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).
Самым известным городом в области венетов был Дариоритум (ныне Ванн), упоминаемый в «Географии» Птолемея. Бретонское название Ванна — гВенед (Gwened) восходит к названию племени венетов.
Во II веке до н.э. славянское племя венедов слилось с римской народностью, но не исчезли в ней. В Венеции до сих пор сохранился свой диалект, но не итальянского, а языка венетов. Точнее, он назывался Veneto Del Mar — «венето-дель-мар» и более тысячелетия он был официальным языком Венецианской Республики, его понимали во всех флотах мира и многие морские термины используются и сегодня в навигации.
Память о славянах «венетах», живших II веке до н.э., сохранилась в рукописях древнеримских писателей Страбона, Юлий Цезарь, и др., которые упоминают о венетах арморийских, живших в Арморийской Галлии в
В 773—774 годы в Северной Италии русы занимали район озера Гарда близ города Верона. Известно, что скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь.
Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.
По сообщениям Иордана в 475 году западно-римский император Юлий Непота был свергнут его полководцем варваром Орестом.
В 476 году руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer) был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 1\3 часть земель Италии.
Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. Позднее его будут именовать русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем.
Потомки Одоакра (Odoacer) будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра ведут свои родословные и некоторые дворянские фамилии Богемии.
Энеты — славянские племена, составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов по имени Палемен — Храброе сердце.
Славяне — руги получили большие территории для поселений в городах, прилегающих к Византию (Константинополю).
Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).
Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.
Причина этого явления заключается она в том, что славяне отличались от своих воинственных соседей спокойствием нрава, сравнительною кротостью и любовью к земледелию, ремеслам, производству, торговле. Прокопий говорит, что «Славяне не злы и не хитры, но откровенны и добродушны, законы и обычаи Славян дышали добром, что «они верили в бессмертие души и в воздаяние в будущей жизни».
У иностранных историков главная черта славян состояла в простоте без обманов и злоухищрений, в откровенности, услужливости и человеколюбии.
Славяне умели защищать свои земли и не заботились о завоеваниях, а потому «гораздо менее прославились у иноземных историков, особенно греческих и римских, и мало уважавших тихое величие народов», но следивших за битвами других народов, занимавшихся грабежами и покорением света, как скифы и сарматы — соседи и обидчики греков и римлян.
Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая — это позор, унизительнее которого ничего не может быть.»
Византийский писатель Прокопий Кесарийский (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; 507 — 565 г.г.), пишет о славянах и антах.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».
В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, совершавших частые набеги. Вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.
С конца V века и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена стали играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает о народе рос в Причерноморье.
С начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы освоили новые территории, расселились на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и анты воевали с греками и германцами.
В исторических источниках V столетия н.э. встречаются ругательные и осуждающие славян характеристики о том, что славяне «часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине».
Византийский писатель конца 6 — начала 7 в.в., Маврикий Стратег, автор трактата о военном искусстве «Стратегикон», пишет о славянах и антах.
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.
Славяне никогда не заимствовали имён для себя у иностранцев, напротив того, Германцы и Скандинавы ввели в свой быт множество славянских имён, как, например, Ratwald (Радовлад), Ragnwald (Роговлад или Рогволод), Welemir (Волимир), Zwentibold (Святополк) и множество других. Теперь скандинавы доказывают, что славянское имя Осмомысл произошло от шведского Osmak — «противный запах», или с греческого osmōs — «толчок, давление», такой перевод явно «притянут за уши«. Позаимствовав славянское имя, другие народы не могут ОСМЫСЛИТЬ его суть, и опираясь только на свой язык, придумывают ему иное значение.
У Славяно-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее грамотности римской и греческой.
Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.
Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писало католическое духовенство, занимавшиеся после 1054 года распространением римско-католического христианства среди православных славянских народов Европы. До 1054 года христианская церковь была единой и не разделялась на католическую и православную.