Король Артур герой легенд и мифов кельтских народов, написанных разными авторами в разное время, основанных на жизни и подвигах легендарного народного героя или реального исторического персонажа рыцаря Артура, возглавившего борьбу против саксонских захватчиков в конце 5 века и начале 6 века нашей эры.
Первые сведения о короле Артуре появляются книге «Разорение и завоевание Британии», написанной британским монахом и историком Гильдас (Gildas, 500 -570 г.г.), который называет Артура вождём бриттов.
Об Артуре пишет известный в валлийской поэзии и истории Ненниус (Nennius) в 830 году в «Истории бриттов» Артур предстает героическим британским, христианским воином, во время бурных сражений в конце пятого века, когда англосаксонские племена атаковали Англию. Ненниус говорит:
«В те дни Артур с королями бриттов воевал против них (племён саксов), но он (Артур) был «духом сражения» [dux bellorum] в этих боях».
Ненниус даёт список из 12 битв Артура, в старой традиции рыцарских боевых списков в стихах валлийской поэзии, и сообщает, что в битве с саксами при Бадон-Хилл в 516 году, Артур в одиночку убил 960 человек. Историки сомневаются, что король Артур мог участвовать во всех 12 сражениях и мог в одиночку противостоять тысяче воинов.
Священник и писатель Джеффри Монмут (Гальфрид, Geoffrey of Monmouth) называл Артура кельтским воином в своей знаменательной работе «История королей Британии», написанной в 1138 году.
В «Истории» Джеффри Монмута впервые была описана вся жизнь Артура со дня его рождения в Тинтажель (англ. Tintagel) до предательства и его смерти.
Гальфрид Монмут (1100 – 1155 г.г.) написал историю о Гвиневре (Женевре, Guinevere) и маге Мерлине, о легендарном мече Артура — Калибурн (Caliburn), позднее известном, как Экскалибурн (Excalibur), и даже о королевском месте последнего упокоения в Авалоне (Avalon), хотя Аквилон у него ещё не ассоциируется с Гластонбери (Glastonbury).
Легендарный король Артур в книгах историка Джеффри Монмута, появляется, как великий воин, защищающий Британию от реальных врагов – саксов, но как магический герой валлийского фольклора, связанный с силами Потустороннего мира. Сверхъестественный герой король Артур в мифах сражается гигантскими кошками — монстрами, убивает кабанов, драконов, с великанов с пёсьими головами и колдунов.
Король Артур жил около 500 года н.э., но первое литературное упоминание о нём и о его замке Камелот находится во французском стихотворении 1180 года, обнаруженном в некогда кельтской провинции Шампань во Франции. Камелот — замковый город, связанный с королем Артуром — был изобретён французским поэтом XII века Кретьеном де Труа.
Кретьен де Труа (Chrétien de Troyes) был первым, кто рассказал в 1177 г. в своём произведении «Ланселот» (Lancelot) или «Рыцарь повозки» (the Knight of the Cart) о любовном романе между Ланселотом и королевой Гвиневрой (Guinevere = «жена+верная»; Санскрит: жани — janī – ЖЕНА). До рассказов Кретьена де Труа не было никаких историй о рыцаре круглого стола Ланселоте, самом верном союзнике Артура, поэтому мы должны предположить, что Кретьен де Труа его изобрёл. Ланселот стал известен как величайший рыцарь Круглого стола, но именно его незаконная любовь к королеве Гвиневре сделала его знаменитым.
История Кретьена де Труа рассказывает драматическую историю о похищении Гвиневры лордом по имени Мелвас (Melwas), который влюбился в королеву Гвиневре , и об подвигах Ланселота, направленных на её спасение. Более поздние романтические истории расширили любовь Ланселота и Гвиневры к полномасштабному любовному роману.
Война разразилась после того, как Ланселот устроил вооруженное нападение для спасение Гвиневеры, приговоренной к смертной казни за предательскую любовь к великому рыцарю. В пылу битвы Ланселот убил двух лучших людей Артура, Гарета (Gareth) и Гахериса (Gaheris), которые защищали королеву. Их брат, знаменитый рыцарь сэр Гавейн (Gawain), стал самым злейшим врагом Ланселота, и когда Артур был вынужден ответить на спасение королевы Ланселотом, он неохотно повел армию во Францию в Бретани (Brittany), чтобы напасть на него.
Термином «двор Артура» (Arthur’s Court) называли «Британские острова» или «Триаду Британских островов»(«Three XXX of the Island of Britain»), так как король Артур считался Владыкой этого острова, повелителем Уэльса (валлийцы), Корнуолла и Севера.
Название страны Уэльс — Wales происходит от имени древних жителей кельтов-валлийцев, однако, самоназвание валийцев — Кимры — Cymru — «соотечественники». Считается, что слово происходит от бриттского, com+brogi, что означает «братья», «соотечественники».
Корнуолл на корнуоллском языке Корнуолл — это Корнов. Слово Cornwall состоит из двух слов «Corn» — происходит от прото-кельтского «* karnos» «рог», «мыс» от прото-ИЕ корня * ker-, родственно английскому слову «horn». Кельтское племя железного века, населявшее Корнуолл, Корновии (Cornovii — КОРЕНные жители полуострова — Cornish peninsula)
-wall происходит от древнеанглийского экзонима «wealh», что означает «романизированный кельт» (Welsh — валлиец). Cornish или Kornowek, Kernewek — это юго-западный бриттонский язык кельтской языковой семьи (Korno+wek, где Vak (vāk) – «устная Речь», «Слово», на санскрите «Ригведы»)
Пока Артур и рыцарь Гавейн отсутствовали, нападая на Ланселота, сын короля Артура, Мордред (Mordred), собрал армию и объявил себя королем. С поспешным возвращением истинного короля в Британию состоялась финальная битва в Камланне (Camlann). Артур убил своего сына Мордреда, но сам получил смертельную рану, и был доставлен в Авалон (Avalon) для исцеления. Затем появляется корабль, несущий трёх королев, которые увозят раненого Артура через море к легендарному острову Авалон, где он будет излечен от своих ран и будет жить вечно, ожидая, когда страна призовёт его на ратный подвиг, как «будущего короля». Верный рыцарь Артура, сэр Бедивер (Bediver), бросает могучий меч короля Артура обратно в озеро, возвращая его хранительнице Леди Озеро (the Lady of the Lake), которая дала королю в начале его правления этот меч Кали-бур, позднее Экскалибур (англ. Excálibur). Вера в ожидаемое возвращение Артура в его страну в течение многих лет поддерживалась историями народа Британии.
Большое количество самых ранних историй о рыцаре Артурусе возникло не в Британии (Britain), а в Бретани (Brittany) — в то время известной, как Арморика (Armorica) или Аверморика (Aermorica), где жила вера в древних кельтских божеств и фей. Эти сказки были переплетены с историями о рыцарстве Бретани (Brittany), любимом придворным кругом, где эти истории рассказывали бродячие трубадуры — поэты, знавшие наизусть десятки песен о легендарном рыцаре Артурусе (Яр-Туре) в поэмах валлийских бардов и латинских хрониках VI века.
Ранее кельтские мифы можно рассматривать как легендарные истории, предшествующие возникновению легенд о поиске Грааля рыцарями короля Артура. В кельтских легендах говорилось о «котлах изобилия», которые давали пищу героям и даже могли оживлять мертвых. Языческий Бог Дагда владел «Не иссякающим котлом» — одним из четырёх главных сокровищ народа богини Дану. Кельтские легенды рассказывают, что у Дагда (БОЖИЙ ДЕНЬ) есть два брата, Немеда (НЕБО) и Огма (ОГОНЬ) — это может быть примером тенденции к триединому, трижды сильному божеству, принятому во всём кельтском мире.
В XII веке в кельтском мире была установлена связь с христианской верой и Грааль стал священной христианской реликвией, разыскиваемой легендарными героями — королём Артуром и рыцарями «круглого стола». Легенды рассказывают, что все 150 рыцарей Круглого стола отправились на поиски священного Грааля (grail) после того, как он появился в Камелоте во время праздника Пятидесятницы, отмечаемого каждый год в 50 день после Великого и Святого праздника Пасхи (Easter) и 10 дней после праздника Вознесения Христова. Из всех рыцарей, кто вышел, только трое преуспели в поисках Грааля: святой рыцарь сэр Галахад (Galahad), сэр Персиваль (Percival) и честный сэр Борс (Bors).
Легендарная связь Артура с Корнуоллом и частями Уэльса является идеей, созданной писателями XVIII века, такими как Уильям Стукли, который провёл одно из первых археологических исследований в замке Кэдбери в Сомерсете, долгое время считавшимся в фольклоре местом расположения Камелота. О мифическом городе Камелот рассказывали и пересказывали средневековые авторы XI -XV веков в сотнях рукописей.
О том, что у популярного персонажа рыцарских романов легендарного короля Артура, имелся исторический прототип, до сих пор спорят историки и исследователи фольклора. Историки не находят упоминания об Артуре в англо-саксонской хронике, или имени Артура в любой выжившей исторической рукописи между 400 и 820 годами.
Артура считают легендарной фигурой, выполнившей историческую роль в 5-ом веке, когда произошло англо-саксонское вторжение и завоевание восточной Англии. Ни в ранних текстах «Истории королей Британии», ни в «Анналах» Артура не называли королем (rex), его называли «dux bellorum» и «miles» (воин).
Если и существовал в истории человек по имени Артур или Артурус (Arturus), то он был военачальником и стоял во главе 500 героическую воинов. Легендарный Артурус возглавлял сопротивление британцев против вторжения саксов, джутов и других с севера Европы, в пятом и шестом веках нашей эры.
Профессор английской литературы Питер Филд утверждает, что ему удалось найти замок короля Артура легендарный Камелот , описанный в многочисленных средневековых сказаниях. Профессор Филд считает, что замок Камелот ни что иное, как бывший римский форт Камулодун (лат. Camulodunum), считающийся самым старым городом в Великобритании.
Камулодун — первая римская военная колония в Британии, основанная в 43 году до н. э. на месте древней кельтской крепости племени триновантов (Trinovantes), захваченной легионерами императора Клавдия. Римскую крепость охранял отряд хорошо вооруженных легионеров ветеранов (valida veteranorum manu) 10-го легиона, а также размещался кавалерийский полк фракийцев, и смешанная когорта пехотинцев и конных воинов из Галлии. Римские легионеры построили две основных дороги с твёрдым покрытием, ведущие из крепости на север и юг. Крепость Камулод была больше, чем стандартный укреплённый Каструм, и включала в себя дополнительную линию обороны в виде большого частокола и глубокого рва вокруг стены (римский военный Валлум и Фосса). Внутренняя часть римской крепости Камулод состояла из длинных бараков, способных разместить по 80 солдат в каждом помещении. На месте археологических раскопок римской крепости найдена римские доспехи, шлемы, оружие — мечи, копья.
Название Камулодун, по-видимому, сохранилось на территории современного Эссекса, Англия, ныне Малдон (Maldon) близ Колчестера. В переводе с латинского языка Камулодунум означает «форт в честь бога Камула» ( или «Оплот Камулода»). Бог Камул (лат. Camulus) считался божеством войны, его изображали обычно в доспехах и шлеме, и римляне сравнивали кельтского Камула с богом войны Марсом.
Название провинциальной столицы кельтов Камулодун было впервые упомянуто на монетах (буквы CUN), отчеканенных в 20-10 г.г. до н.э. вождём триновантов ТасцИванусом (Tasciovanus).
Учёный Питер Филд проанализировал изменения, происходившие в европейских языках, и пришёл к выводу о том, что со временем римский форт Камулодунум и есть легендарный замок Камелот. По легенде, король Артур остановил продвижение захватчиков англо-саксов, выдвигаясь с войском из своего замка Камелот.
Профессор Филд указывает на стратегически важное месторасположение форта Камулодун, находящийся на дороге между Честером и Йорком, которые считались главными центрами сопротивления вторжению англов, пиктов и саксов.
Общепризнанный факт, что король Артур был валлийцем, кельтского племени, давшего название всему Уэльсу. Самоназвание валлийцев — кимры – Cymru, что означает «соотечественники».
Впрочем, до сих пор нет ни одного достоверного доказательства того, что это реально живший исторический деятель. Возможно, гипотеза профессора Питера Филда поможет раскрыть давнюю тайну. Если Камелот действительно существовал, то археологические раскопки помогут найти следы правления короля Артура.
Средневековая копия круглого стола короля Артура, изготовленная при короле Генрихе III (1207 — 1272 г.г.). Реставрацию и подкраску круглого стола сделали по заказу короля Генриха VIII (1491 — 1547 г.г.), готовившегося к государственному визиту императора Священной Римской империи Карла V (1500 — 1558 г.г.). Средневековая копия круглого стола короля Артура была разрушена Кромвелем (1599–1658 г.г.) во время гражданской войны (1642–1651 г.г.) и теперь столешница средневековой копии стола короля Артура висит на стене Большого Зала в Винчестере, одном из немногих сохранившихся зданий Винчестерского замка, Англии.