Суббота , 19 Июль 2025
Домой / Античное Средиземноморье / Пелопоннес — «остров пеласгов»

Пелопоннес — «остров пеласгов»

карта расселения пеласгов — лелегов

Пелопоннес (греч. Πελοπόννησος ) был заселен с доисторических времен. Согласно Геродоту, первыми жителями Пелопоннеса, были пеласги (Πελασγοί) в 3000 г. до н.э. , давшие название Пелопоннесу (греч. Πελοπόννησος — «остров Пелопса«) или «остров пеласгов». На греческом языке аист это πελαργoς — пеларгос («перелётные»). 

Как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Аист или лелека был когда-то тотемным животным древних славян; на греческом аист это также и λελεκι, лелеки, в дополнение к уже упомянутому πελαργoς, греки называли пеласгов лелегами.

Легендарный правитель пеласгов Дардан, живший за семь поколений до Троянской войны (1194—1187 г. до н.э.), мог родиться в конце XV— начале XIV века до нашей эры, что очень близко во времени к легендарному девкалионовому потопу.

Девкалионов потоп согласно генеалогическим данным приходится приблизительно на середину или конец XV века до нашей эры. Легендарный прародитель пеласгов Пеласг, живший за 10-19 поколений (одно поколение = 23 года) до Троянской войны (1194—1187 г. до н.э.), мог жить приблизительно в начале семнадцатого века до нашей эры. В «Истории» Геродот пишет о пеласгах:

(1. 56.) «...самые выдающиеся из Эллинов — это лакедемоняне, дорийского племени и афиняне — ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племён. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождения, а дорийцы — эллинского. Ионийское племя (пеласги) никогда не покидало своей земли, дорийское же — очень долго странствовало.»

 (1. 57)  «…пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь ещё и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей.»

(3. 137) Афиняне изгнали пеласгов из Аттики… Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиммета для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землей. Так-то афиняне без всякой иной причины изгнали пеласгов.»

античные древнегреческие диалекты

Племена копьеборных пеласгов, «будучи первоначально аркадийцами, избрали жизнь воинов», они были также поселенцами на Крите, как говорит Гомер. Одиссей говорит Пенелопе:

«Разные слышатся там (на Крите) языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов».
(Од. 19. 175)

Фессалия называется пеласгическим Аргосом, потому что некогда пеласги владели этой страной. Пеласги были древнейшим из всех племён, которые властвовали в Греции. Также и Страбон(8) пишет: «Оракул этот (Додонский), по словам Эфора, был учрежден пеласгами«. Сам Гомер называет пеласгическим Додонского Зевса:

«Зевс пеласгийский, владыка, Додонский.» (Ил. 16. 233)
а Гесиод:
«Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов»
(Фрг. 212. Ржах) (Пеласги Греции, Малой Азии и Италии)

В Минойской цивилизации двусторонний боевой или церемониальный топор Лабрис (др.-греч. λάβρυς), в Мекенской — пелекус (др.-греч. πέλεκυς)

Лидийцы называют двойной топор, по-гречески «пелекус» — «πέλεκυς», названный так по имени народа пеласги («пел-асг» , «бел-асг» — белые аисты), которые построили до-греческую цивилизацию в Средиземноморье III тысячелетия до н. э

 

Страбон(8) «до Троянской Войны существовало племя пеласгов, так же как и кавконов и лелегов».

В конце II тысячелетия до нашей эры греки решили захватить Трою —  торговый порт пеласгов в Малой Азии. Так началась легендарная Троянская война (1194—1187 г. до н.э.),  которая привела к ослаблению микенской Греции, и вторжению племён дорийцев, индоевропейского народа с Балканского полуострова, вероятно, пра—славянские предки современных болгар и македонцев.

Согласно легендам после Троянской войны пеласги переселились в Этрурию и стали называться тирренами (этрусками, тирсенами). Часть пеласгов называли фракийцами, дарданами и теврками, а это всё славянские племена.

Пелопоннес в 227 г. до н.э.- Ахайя, Лакония и Спарта

Около 2000 г. до н.э., пришли индоевропейские расы ахейцев и ионийцев, которые  поселились на юго-востоке, западе и севере Пелопоннеса, в то время как до-эллинские пеласги остались в центре полуострова.

Ахейцы быстро обратились к морской торговле, соприкоснувшись с минойской цивилизацией острова Крит, подверглись её влиянию и со временем создали Микенскую цивилизацию.

Микенская цивилизация, первая крупная цивилизация материковой Греции (и Европы), доминировала на Пелопоннесе в бронзовом веке из своего центра в Микенах на северо-востоке полуострова. В это же время на Пелопоннесе процветали такие города, как: Аргос, Тиринф, Амикл и Пилос. Таинственный крах Микенской цивилизации,  произошедший в конце II тысячелетия до нашей эры, причины которого остаются неизвестными. Археологические исследования установили, что многие из его городов и дворцов несут следы разрушений.

Новая раса, дорийцы, прибыла и расселилась на Пелопоннесе, с их заселением начинаются исторические времена для Греции. Дорийцы поселились в Арголиде (Аргос), Коринфии (Коринф), Лаконии и Мессении, территориях, которые они подчинили либо мирным путём, либо после боевых действий. В конце IX и начале VII века до н.э. на Пелопоннесе сформировалась окончательная расовая структура населения, которая сохранится на протяжении древних времён.

«До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племён, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племён». (Геродот, 1. 58)

850 до н.э. -пиксида с конями, геометрический стиль

Последующий период, известный как Геометрическая эпоха, характеризуется отсутствием письменных свидетельств. Эти времена, которые называются геометрическими, поскольку украшения в произведениях искусства того периода представляют собой геометрические фигуры, представлены глиняными сосудами, статуями и редко храмами.

Среди важнейших событий на Пелопонесе в последующие столетия — проведение первых Олимпийских игр в Олимпии в 776 г. до н. э., Первая Мессенская война (735 — 715 г. до н. э.), в ходе которой Спарта господствовала в Мессении, колонизация Корфу коринфянами и основание ими Сиракуз на Сицилии (734/733 г. до н. э.). В VIII веке до н.э. ионийцы из Малой Азии основали колонии в Нижней Италии и на Сицилии.  В конце VII века первая триера была также построена в Коринфе.

Ахейский союз. Паллантион. Начало 1 века до нашей эры. AR Triobol — Hemidrachm (Серебро, 16мм, 2,29 г). Аверс — голова Зевса, реверс  — монограмма Ахайского союза

Во времена классической античности Пелопоннес был центром событий Древней Греции, славясь одними из самых могущественных городов-государств и местом самых кровопролитных сражений. Здесь находились великие города Спарта, Коринф, Аргос и Мегаполис, а также столица Пелопоннесского союза.

Солдаты с полуострова Пелопонес участвовали в Персидских войнах, которые также были ареной Пелопоннесской войны в 431 404 году до нашей эры. В эллинистические годы важнейшей державой на Пелопоннесе было Ахейское государство, уничтоженное римлянами в 146 г. до н.эКоринф также был разрушен, но позже восстановлен и стал столицей римской провинции Ахайя, простиравшейся от Фермопил до Тайнара.

В римский период полуостров Пелопоннес продолжал процветать, но стал простой римской провинцией, относительно обособленной от дел более широкого римского мира. Важными городами были Коринф и Патры, где принял мученическую смерть святой апостол Андрей.

Римская империя в 285-451 гг. н.э.

Византийский период истории Пелопоннеса

После разделения Римской Империи на Западную и Восточную в 395 году Пелопоннес стал частью Восточной Римской или Византийской империи. Описанное Иорданом запустение в стране от набегов везеготов Алариха в 396-397 годах нашей эры, привело к строительству стены Гексамиля через Коринфский перешеек.

На протяжении большей части поздней античности (III — VII вв. н.э.) полуостров Пелопоннес сохранял городской характер застройки, в VI веке Гиерокл перечислил в трудах Синекдима 26 городов. Однако в последние годы этого столетия строительная деятельность, похоже, практически прекратилась повсюду, кроме Византия (Константинополя), Салоник, Коринфа и Афин.

Традиционно это связывали с такими бедствиями, как чума, землетрясения и славянские набеги. Теории южного движения славян.

Одна из самых важных битв эллинизма произошла в VI веке в Патрах, жители которых сопротивлялись аварам, что внесло значительный вклад в уничтожение этой великой угрозы Римскому государству и грекам.  Великое вторжение славян на Балканы произошло в VI и VII веках и что заселение полуострова нельзя датировать ранее первой половины VI века. Однако более поздний анализ показывает, что упадок городов был тесно связан с крахом междугородных и региональных торговых сетей, которые положили начало и поддержали урбанизацию поздней античности в Греции, а также с выводом имперских войск и администрации с Балкан.

Масштабы славянского проникновения на Балканский полуостров и расселения в VII и VIII веках являются предметом споров. Полуостров Пелопоннес в средние века назывался Морея — явно славянское название (средневековое греческое: Μωρέας, романизированное: Mōrèas; греч. Μωριάς, романизированное: Mōriàs) — географическая область Балкан в Южной Греции.

Движение славян на Балканский полуостров и его оккупация. Славяне действительно занимали большую часть полуострова, о чем свидетельствуют славянские топонимы. Обширные славянские поселения существовали на Балканском полуострове на протяжении веков и сохранились в топонимах, а не были результатом первоначального славянского вторжения. Многие славяне были двуязычными, сохраняя свой родной язык, они также хорошо знали и пользовались в общении греческим языком. Меньше славянских топонимов появляется на восточном побережье, которое осталось в руках Византии и было включено в состав Греции, при императоре Юстиниане II около 690 года. Традиционная историография датирует прибытие славян на юг Греции концом VI века, вероятно, они колонизировали пустынные горные территории.

Отношения между славянами и греками были мирными, с редкими восстаниями. Греческое население Пелопоннеса сохраняло преемственность, особенно в Мани (Μάνη) и Цаконии (Τσακωνιά), где славянские вторжения были минимальными или вообще отсутствовали.
Будучи земледельцами, славяне торговали с греками, которые оставались в городах, тогда как во внутренних районах ещё существовали греческие деревни, вероятно, самоуправляющиеся, возможно, платившие славянам дань.

При византийском императоре Никифоре I (802 — 811 г.г.), после восстания и нападения славян на Патры (др.-греч. Πάτραι, греч. Πάτρα) в западной части Пелопоннеса, был осуществлен решительный процесс эллинизации славян. Согласно «Хронике Монемвасии», страна за Патрами называлась Тера Славиния (Τέρα Σλαβινία). Однако это определяло отсутствие имперского контроля на территории, населенной не только славянами, но и другими не греческими народами. Первые поселения на месте Патры появились в 3 тысячелетии до н. э.

Согласно Летописи, в 805 году византийский наместник Коринфа воевал со славянами, истребил их и позволил коренным жителям претендовать на свои земли. Точно так же в Хрониках говорится, что в 783 году римский чиновник Ставракис  (Σταυράκιος ) выступил против славян Пелопоннеса и «захватил много пленных и много добычи для Римской империи».

Наложение византийской власти на славянские поселения на Пелопоннесе, были главным образом процессом христианизации и интеграции славянских князей в имперский контекст, поскольку литературные, эпиграфические и печатные данные указывают, что славянские правители участвовали в имперских делах Византии.

В конце 780-х годов три важных центра — Монемвасия, Патры и Троизена — снова оказались в руках Византии. Многие греки из Малой Азии, Сицилии и Калабрии переселились на Пелопоннес вместе с множеством различных региональных, этнических и религиозных групп (евреи, армяне, кафры, фракийцы, цаконцы и мардаиты). Хотя восточные регионы изначально были частью субъекта Греции, примерно после 800 г. весь полуостров Пелопоннес был включен в состав империи, как новый субъект со столицей Коринф.

В конце IX века Пелопоннес снова стал в административном отношении греческим. Во время правления Константина Багрянородного большая часть славян Южной Греции подчинилась византийскому правлению.  Греко-славянское двуязычие также было относительно распространено в эпоху Османской империи. Некоторые исторические сведения показывают, что после арабской оккупации Крита в 820-х годах и основания там пиратского эмирата прибрежные районы сильно пострадали от неоднократных арабских набегов, но на самом деле уже с X века, и особенно после отвоевания острова Крит у Византии в 961 году, этот район пережил новый период процветания, когда процветало сельское хозяйство, торговля, урбанизм, экономика и христианство.

Современное генетическое исследование, сравнивающее ДНК всех жителей Пелопоннеса,установили, что славянская субпопуляция Пелопоннеса колеблется от 0,2% до 14,4%. В исследовании отвергается теория исчезновения пелопоннесского населения и замены его славянскими поселенцами.

Царство до-греческих топонимов в Эгейском море.

Слои римской религии
Скалы Орест и Пилад у мыса Фиолент в Таврии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*