Четверг , 20 Июнь 2024
Домой / Русский след в мире / Памяти Михаила Булгакова

Памяти Михаила Булгакова

15 мая 2024 года исполнилось 133 года со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940 гг.), талантливого и самого загадочного русского писателя ХХ века, драматурга, театрального режиссёра и актёра, автора повестей и рассказов, пьес, фельетонов, инсценировок, киносценариев, оперных либретто и знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Его первое творение с названием «Похождения Светланы» было написано им в семь лет. Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача и, окончив медицинский факультет Киевского университета с отличием, работал военврачом, а позже и земским врачом.

В советское время многие произведения Булгакова не издавались и только с середины 50-х годов прошлого века стали доступны читателю, а роман «Мастер и Маргарита» впервые вышел в свет в 1966-1967 годах.  Булгаков был секретарем ЛИТО Главполитпросвета, конферансье, хроникёром и фельетонистом, зарабатывал переводами и писал либретто для Большого театра, а иногда играл в спектаклях МХАТа.

Посмертная судьба Булгакова подтвердила предсказание одного из главных героев романа «Мастер и Маргарита: «Рукописи не горят».

Произведения Булгакова принесли ему всемирную  славу и признание. Критики и читатели по праву называют Михаила Булгакова лучшим писателем XX века.  Произведения Булгакова —  достояние не только русской литературы, но и всей мировой культуры. Михаил Булгаков – продолжатель лучших традиций русской литературы, его произведения — яркие, самобытные, глубокие — продолжают жить своей жизнью, с каждым годом становясь всё более востребованными и популярными. По данным ЮНЕСКО произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич» сделали его одним из самых читаемых писателей XX -ХХI веков.

Несколько цитат из книг М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.»

«Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.»

«Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно».

Памятники Михаилу Булгакову в Москве.

Бронзовый памятник писателю Булгакову, восседает в подъезде дома № 10 по Большой Садовой, у просветительского центра «Булгаковский дом».

На Патриарших прудах в Москве висит знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Предостерегающая табличка с изображением силуэтов Воланда, Коровьева и кота Бегемота появилась на Патриарших прудах летом 2012 года благодаря нескольким москвичам-энтузиастам.

Михаил Булгаков выбрал это место неслучайно: когда-то на месте сквера находилось Козье болото, как и в Киеве, которое пользовалось дурной славой, и местные жители старались обходить его стороной. Знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами» так хорошо вписался в сквер и так понравился всем поклонникам творчества Булгакова, что его даже обозначают на картах и путеводителях.

В 2006 году во дворе дома 13 на улице Советской Армии в Москве появился памятник двум неразлучным персонажам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — коту Бегемоту и Коровьеву.

В 2013 году рядом с галереей «Дом Нащокина» появились скульптора Мастер и Маргарита работы Рукавишникова.

В мастерской скульптора Рукавишникова  создан оригинальный памятник Мастеру и Маргарите.

Мастер и Маргарита — Руковишников

Это была лишь одна из множества скульптур, входивших в масштабный проект памятника Булгакову, который должны были установить на Патриарших прудах в 2003 г..

За рулём огромной фантастической машины с птичьими перьями носатый грач в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками.

Мастер и Маргарита, в нежных объятиях, стоят в фантастическом кабриолете на пассажирском сиденье, имеющем форму морской раковины. Памятник расположен на углу Сивякова переулка (между станциями метро «Курская» и «Таганская»).

Центром композиции памятника Михаилу Булгакову на Патриарших (проект скульптора Рукавишникова 1998 года) должен был стать гигантский примус, ставший символом эпохи 20-х — 30-х годов прошлого века, когда он был чуть ли не в каждой московской квартире, и одновременно символом чертовщины, которую «починяет» кот Бегемот.

Примус вызвал негодование общественности Москвы,  и строительство памятника Булгакову по проекту Рукавишникова на Патриарших прудах было отменено.

Памятник этот хотели перенести на Воробьевы Горы, но рядом находится Андреевский монастырь и вознегодовала православная церковь, слишком много «дьявольщины» в романе Булгакова.

Правительство Москвы вняло аргументам церковников, и проект многофигурного памятника Булгакову так и не был реализован. Однако отдельные бронзовые скульптуры входящие в памятник, выполненный скульптором   Руковишниковым постепенно будут раздельно установлены в разных местах Патриарших прудов, формируя в Москве так называемую «Булгаковскую тропу», но этот проект также был забыт.

Необычный бронзовый монументальный памятник Михаилу Афанасьевичу Булгакову установлен на углу чугунной решетки балкона, усадебы Васильчиковых на Большой Никитской в Москве. Монументальную скульптуру выполнил скульптор Михаил Баскаков. Рядом с Мастером на большой мягкой подушке восседает и кот Бегемот.
Видимо, автор памятника хотел воплотить в этом образе «подвешенное» состояние Мастера, которому приходилось отчаянно бороться за своё место под столичным литературным солнцем.

Многим, кстати, памятник понравился своим эпатажем. Некоторые считают его хулиганским и озорным, очевидно, вспоминая содержание сатирических сюжетов бессмертного романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Монолог генерала Чарноты из романа «Бег»: «…Когда вас поведут в рай, я буду сидеть там у ворот и передо мной будет лежать шляпа. Я буду сидеть там тысячу лет и просить… И никто не подаст! Никто! Даже самый добрый из нас — Бог. При желании можно выклянчить всё: деньги… славу… власть… Но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается… не вмещается в шляпу, господа нищие!».

«Вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать?»
(«Бег»)

«Запомните: человек, живущий в Париже, должен знать, что русский язык пригоден лишь для того, чтобы ругаться непечатными словами или, что ещё хуже, провозглашать какие-нибудь разрушительные лозунги. Ни то ни другое в Париже не принято». («Бег»)

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой.» («Собачье сердце»)

«Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать». («Собачье сердце»)

«Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» («Белая гвардия»)

«Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут («Белая гвардия»)

«Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни.» («Белая гвардия»)

«А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.» («Иван Васильевич»)

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». («Жизнь господина де Мольера»)

«На свете существует только две силы: доллары и литература.» («Зойкина квартира»)

«Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны.»
(«Роковые яйца»)

«Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и неуверенность в себе.» ( «Театральный роман»)

В 1995 году шведский художник Jan-Persson нарисовал целую сцену из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Памятники Булгакова есть и в Швеции, в Гетеборге,  (Göteborg) на стена супермаркета Bergsjön Cenrum, в 1995 году художник Jan Persson создал целую сцену из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» размером 2,5 м на 55 см.

 

 

 

На страже Балтики старейший флот России
Ливонский крестовый поход

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*