Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Остракизм в афинской демократии

Остракизм в афинской демократии

Примерно с 500 по 321 год до н. эв Афинском полисе существовала первая в мире демократическая форма правления. Древнеафинскую демократию защищали, берегли от посягательства отдельных граждан. В Афинах дошло до того, что самых популярных и любимых народом граждан, пользующихся властью над умами народа безапелляционно изгоняли из полиса на десять лет — такие граждане могли сосредоточить власть в своих руках и стать тиранами. Такой древний обычай афинской демократии назывался остракизмом. Демократический суд вершился над гражданином в Афинах с помощью голосования, используя обыкновенные глиняные черепки.

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идёт о гонении, травле, общественном неприятии, в древнеафинской демократии остракизм нельзя считать наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Острокизм в Афинах был профилактической мерой, направленной на защиту демократии, острокизм можно расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви к самому выдающимуся человеку города-государства. В Афинах изгоняли зачастую самых успешных, популярных и красноречивых граждан полиса.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель утверждает, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Таким образом, возникновение в Афинах обычая острокизма можно датировать примерно 508 годом до нашей эры — незадолго до этой даты была свергнута тирания Писистратидов, и афинский полис нуждался в некоем механизме общественного контроля, который не допустит появления в Афинах новых тиранов. Первый изгнанник Афин Гиппарх появился только спустя два десятилетия, в 487 году до н.э.

Суд остроков

Привычных нам бюллетеней для голосования у древних афинян, конечно же, не было. В условиях большого города-государства гражданам изъявлять волю устно не было смысла, невозможно подсчитать голоса, можно было и запутаться. Жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.

Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочик керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание захвата власти и т.п

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.

Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.

Остракон с указанием имени Фемистокла

Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

Юлианский календарь.
Диоклетиан гонитель христиан

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*