В августе у православных наступает череда особых праздников, когда освящают плоды нового урожая. Все эти праздники посвящены Господу Иисусу Христу — Спасителю, поэтому называются — Спас.
Первый Спас отмечается 14 августа. В народе его именуют Медовым спасом, так как в середине августа собирают и освящают новый урожай мёда. В церковном календаре он назван Происхождением честных древ Животворящего Креста.
Второй Спас – 19 августа – Яблочный спас, в этот день принято освящать яблоки и другие фрукты, а по церковному календарю день праздник носит название Преображение Господне.
Третий Спас празднуют 29 августа — Ореховый Спас или хлебный, так как в этот день верующие освящают зерно нового урожая и орехи. В церковном календаре этот день называется Перенесением из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа на холсте.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают».
Народные названия праздника 29 августа:
«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — начинают продавать домотканые холсты;
«Ореховый Спас» — к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
«Осенний Спас», «Холодный Спас» — встреча осени, потому что с этого дня начинаются холода;
«Посевы», «Досевки» — засевают озимые хлеба;
«Малый Спас».
Орешник в древности было особым, магическим деревом для наших предков. Российский языковед и философ А.А. Потебня писал, что орех, как и верба, считались символами грома и молнии у славян, связанного с громовержцем Перуном, и солнечными божествами Дажьбогом и Сварогом. В древней языческой традиции дерево – это образ соединения миров, по которому путешествуют волхвы, связывающие земной мир с божественным, небесным. Иными словами, дерево орешник для наших предков был священным, значимым плодом, орех — символизировал тайну божественных знаний, сокрытых от непосвящённых.
Гимн игрока из Ригведы (перевод Татьяны Елизаренковой)
«Не играй в кости, вспахивай ниву,
Наслаждайся имуществом и почитай его глубоко.
Вот коровы твои, игрок, вот жена”,-
Так мне велит сей господин Савитар.
Заключите с ними дружбу! Помилуйте нас!
Не напускайте так рьяно ужасное колдовство!
Да уляжется ярость ваша и вражда!
Пусть другой попадёт в тенета (сети) ореховые!»
История христианского праздника «Спас на полотне» восходит к I веку нашей эры. Согласно преданию, царя ближневосточного города Эдесса по имени Авгарь одолела проказа, которую не могли вылечить его лекари. Однажды царь услышал о могущественном проповеднике Иисусе Христе, который исцелял всех страждущих в Палестине. Царь прислал к нему слуг, которые попросили Господа пойти в Эдессу, но Спаситель велел подать ему воду и полотенце (убрус). Умывшись, он обтер им своё лицо, и на полотне чудесным образом запечатлелся Его Лик. Этот плат слуги повезли в Эдессу, и царь Авгарь, приложившись к нему, тотчас исцелился. Впоследствии царь вместе со своими слугами принял крещение от одного из учеников Христа.
Сам убрус с нерукотворным образом Христа стали особо почитать. По преданию, именно с этого нерукотворного образа на холсте начали писать первые христианские иконы. Долгое время святыня хранилась в Эдессе, а 29 августа 944 года её торжественно перенесли в Константинополь. К сожалению, в 1204 году во время разграбления византийской столицы крестоносцами реликвия была безвозвратно утрачена, и её поиски ведутся до сих пор.
Как празднуют Ореховый спас.
Накануне праздника, вечером 28 августа, в храмах совершается всенощное бдение. На нем поется великое славословие – особые гимны, посвященные Господу Спасителю. Обычно их поют только по большим праздникам.
В сам день Третьего спаса после Божественной литургии духовенство совершает молебен с освящением воды и освящает принеснный верующими урожай.
В праздник Третьего спаса верующие могут прийти в храм на службу, а после освятить зерно или орехи. Также можно в храме или дома прочитать акафист Нерукотворному Образу Спасителя.
Традиции и приметы Орехового Спаса.
С Ореховым спасом связано немало народных традиций. В этот день было принято печь хлеб из освященного зерна, этим хлебом угощали соседей и всех нуждающихся.
В старину на праздник освящали новые колодцы. А в деревнях троекратно обходили родники, совершая ритуал «закрытия тёплого времени года» — чтобы водоем вдруг не замерз зимой. А девушки в селах устраивали гадания на суженого.
Считалось, что если журавль улетит на юг к Третьему спасу, то значит праздник Покрова (14 октября) будет морозным. Если же к празднику выдался богатый урожай орехов, то на следующий год их почти не будет. Зато богато уродится хлеб.