Суббота , 14 Декабрь 2024
Домой / Новейшая история / «Он безумец, а я — комик. Но могло быть и наоборот»

«Он безумец, а я — комик. Но могло быть и наоборот»

Уроженец Лондона, выходец из бедной английской семьи эстрадных артистов, Чарли Чаплин (Charles Spencer Chaplin; 16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) в детстве хлебнул лиха, познав бедность и лишения, в школе для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. Чарли редко посещал школу и в возрасте 14 лет был практически неграмотным, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии… Эта память о тяжёлом детстве была с ним всегда, даже когда он поднялся на вершину успеха, став знаменитым киноактёром, кинорежиссёром, сценаристом, композитором, продюсером и монтажёром, универсальным мастером кинематографа, создателем одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа «Маленького Бродяги» Чарли («Charlie»)

Джордж Бернард Шоу называл Чарли Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии.

Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей» 

Его образ маленького Бродяги («Charlie») появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии «Кистоун», был гораздо глубже, чем это могло показаться на первый взгляд.

«По пути в костюмерную я приклеил небольшие усики, мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки.» — вспоминал Чаплин.

Чаплин в автобиографии писал о своём персонаже:

Он очень разносторонен — он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, он способен дать даме пинка в зад, — но только под влиянием сильного гнева.

Чарли Чаплин не просто смешил людей, но вытаскивал наружу пороки западноевропейского и американского общества, в котором жил. Он был одним из самых творческих и влиятельных людей в эпоху немого кино.  Чаплин стал героем стихотворения Владимира Маяковского «Киноповетрие» (1923):

Молчи, Европа, дура сквозная!
Мусьи, заткните ваше орло.
Не вы, я уверен, —
не вы, я знаю, —
Над вами смеётся товарищ Шарлó.

Владимир Маяковский

 Чаплин никогда не был гражданином США. Ещё в 30-х годах прошлого века Чарли Чаплин оказался «под колпаком» американских спецслужб, подозревавших Чаплина в сочувствии к коммунистам. Артист не был членом Компартии, но действительно симпатизировал левым идеям. Преследование Чаплина со стороны ФБР выросло после того, как он провёл в 1942 году кампанию в поддержку открытия второго фронта, и достигло критического уровня в конце 1940-х годов, когда конгрессмены угрожали привлечь его в качестве свидетеля на слушаниях в конгрессе.

После оглушительного успеха в Голливуде Чаплин был вынужден покинуть США под натиском громких скандалов, разоблачений и обвинений в сочувствии идеям коммунизма. Именно с таким багажом политических взглядов он подошёл к созданию киноленты «Великий диктатор», острой политической сатиры на нацизм и на Гитлера.

Чаплин работал над сценарием фильма «Великий диктатор»  в течение 1938 — 1939 годов. Во время съёмок Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. После нападения Германии на СССР давление сверху прекратилось, но стали поступать письма с угрозами от зрителей. В некоторых из них содержались обещания, что в кинотеатрах во время показа фильма «Великий диктатор»,  будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран.

После выхода фильма «Великий диктатор»  на экраны 15 октября 1940 года, нью-йоркская газета «Дейли ньюс» писала, что «Чаплин тыкал в зрителей „коммунистическим пальцем“». Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем.

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность. В газетах началась травля Чаплина. Кроме обвинений в принадлежности к коммунистам, добавились обвинения в том, что он не получил гражданства США.

диктатор Аденоид Хинкель и Бензино Напалони, диггатиче Бактерии (Муссолини, дуче Италии)

Картину «Великий диктатор», вышедшую в 1940 году в США встречали в штыки: многие американцы полагали, что Чаплин со своей сатирой может спровоцировать конфликт с Германией. Между тем значительная часть американского общества симпатизировала в тот момент Третьему Рейху. Создавая «Великого диктатора», Чаплин рисковал репутацией, жизнью, состоянием, собственным будущим — но он вышел победителем, поскольку фильм оказался чрезвычайно популярен у простых американцев, валом пошедших в кинотеатры.

В газетах печатались фотографии пикетов «Католического легиона» с плакатами:

«Чаплин — попутчик красных!», «Вон из нашей страны чужака!», «Чаплин —  прихвостень коммунистов!», «Выслать Чаплина в Россию!».

Тем не менее, фильм был номинирован в пяти номинациях на получение премии «Оскар» в категории «Лучший сценарий», за лучший фильм 1940 года, лучшую мужскую роль (Чаплин).

Окончательно все претензии к фильму «Великий диктатор» были сняты лишь тогда, когда Соединенные Штаты сами вступили во Вторую мировую войну, после нападения Японии на американскую военно-морскую базу ВМС в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года.

Схожесть биографий

Идея фильма возникла из-за сходства героя Чаплина «Маленького Бродяги» Чарли («Charlie»), и немецкого фюрера Адольфа Гитлера. По воспоминаниям родных, артиста потряс факт его чисто внешнего сходства с лидером нацистов Гитлером, пришедшим к власти в Германии в 1933 году.

Толчком к созданию киноленты «Великий диктатор» для Чаплина стала схожесть его собственной биографии с биографией Адольфа Гитлера, а также большое внешнее сходство —  маленькие усики под носом, артистичность и эмоциональность, маленький рост (166 — 173 см), и одинаковый возраст — оба родились в апреле 1889 года и выросли в бедности, оба пережили лишения в детстве, к тому же Гитлер, как известно, тоже имел тягу к творчеству и пытался стать художником.

В фильме «Великий диктатор» Чарли Чаплин играет роль диктатора Аденоида Хинкеля (пародия на Гитлера).

Речь Хинкеля в начале фильма — весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. В своей автобиографии Чаплин вспоминал:

«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать “Диктатора”, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

«Он безумец, а я комик. Но могло быть и наоборот»

Так, по иронии судьбы, в «Великом диктаторе» появилась сатирическая пара — диктатор Аденоид Хинкель и его двойник, безобидный еврей-парикмахер, бывший солдат, лечившийся в психиатрической клинике и, не подозревавшего о своём сходстве с диктатором Хинкелем.

Так у диктатора Аденоида Хинкеля появился двойник, словно, тень за спиной

Аденоид Хинкель , случайно упавший в воду во время охоты на уток, выловлен оттуда штурмовиками, разыскивавшими сбежавшего цирюльника, и отправили его в концлагерь. И наоборот, военные приняли еврея-цирюльника за Хинкеля, и он триумфально въехал в Остерлих. В начальных титрах «Великого диктатора» сказано:

«Любое сходство между диктатором Хинкелем и евреем-цирюльником совершенно случайно».

Сын актера, Чарльз Чаплин-младший, вспоминал:

«Папа никогда не мог думать о Гитлере без содрогания, смешанного с ужасом и восхищением. “Просто вообразите, — с беспокойством говорил он, — он безумец, а я комик. Но могло ведь быть и наоборот”».

На мысли о том, что «могло быть и наоборот» построена вся кинолента.

Самая известная сцена фильма «Великий диктатор» та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (Украины), вернее, с воздушным шаром в виде глобуса, под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин».

Однако такой дерзости Чаплину не простили. В 1952 году, в период   «охоты на ведьм», когда в США шла борьба с «просоветскими элементами», артиста, так и не получившего гражданства Соединенных Штатов, буквально выжили из страны за критику капитализма, за жёсткую анти нацистскую сатиру, за то, что в годы Второй Мировой войны он со сцены призывал помогать СССР и как можно быстрее открыть второй фронт, и за то, что в послевоенное время с началом «Холодной войны» Чаплин не отрекся от своих антифашистских взглядов.

Власти США и пресса травили автора фильма «Великий диктатор» за «коммунистические взгляды» и заносили его в «чёрные списки» — ровно те же вещи в последние годы происходит и на Украине, где существует список людей для травли, на сайте «Миротворец».

 Такого не мог представить даже Чаплин

Гениальный Чаплин, рассуждая о «комике и безумце», не мог себе представить воплощения в жизнь ситуации, при которой вместо пары персонажей «комик-диктатор» оказывается один человеккомик-еврей, занесённый в кресло диктатора фашистского государства, от пламенных речей о мире переходит к риторике и действиям «Аденоида Хинкеля».

Не мог предположить Чаплин и ещё и того, что через 80 лет после выхода «Великого диктатора» украинский актер, по указке из США, играющий в реальной жизни роль фашистского диктатора на Украине, похожего на «Аденоида Хинкеля», пытается использовать антифашистскую киноленту ради собственной пропаганды.

Фантасмагорическая картина 2022 года дополнена новым образом: Владимир Зеленский открывает 75-й Каннский кинофестиваль. Желание организаторов кинофестиваля не выпадать из текущей повестки дня западной Европы, помогающей режиму Зеленского, заставило их дать слово зигующему киевскому фюреру Аденоиду.

Владимир Зеленский, бывший комик из «95 квартала», чьё творчество явно не дотягивает до уровня Каннского кинофестиваля, наслаждался выпавшей на его долю минутой славы — весь цвет европейского кинематографа аплодировал ему стоя.

Мечты Зеленского о «глобусе Украины« и его нацистские планы о войне с Россией, поддерживает вся руссофобская западная Европа и США, обеспечивая его режим много миллиардными финансовыми вливаниями и многочисленными поставками вооружения для ведения войны «до последнего украинца».

Речи украинского президента, как и персонажа фильма Аденоида Хинкеля, обращённые к европейскому и американскому капиталу за финансовой, информационной и моральной поддержкой, неизменно превращаются в сеанс саморазоблачения. Так получилось и в ходе выступления Зеленского на открытии Каннского кинофестиваля.

Зеленский заявил, что кино должно затронуть тему происходящего на «глобусе Украины»:

«Кино будет молчать?! Или кино будет говорить об этом? Если есть диктатор, если есть война за свободу! Всё зависит от нашего единства! Может ли кино остаться вне этого единства?! Нам нужен новый Чаплин, который докажет, что в наше время кино не молчит… Кино не должно молчать! Я говорю всем, кто меня слышит: не отчаивайтесь! Ненависть исчезнет, и диктаторы умрут! Я уверен, что диктатор проиграет! Мы выиграем эту войну! Слава Украине!».

Украинский президент обратился к фильму Чарли Чаплина «Великий диктатор», видимо, не понимая, что попадает в логическую ловушку, понятную только тем, кто знает о Чаплине чуть больше его имени, а о фильме «Великий диктатор» — чуть больше названия картины.

Референдум для Херсонской и Запорожской областей, списание всех долгов
Вторая жизнь Дня Победы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*