Суббота , 12 Октябрь 2024
Домой / Новое время в истории / «Олимпийский сервиз» в Музее Московского Кремля

«Олимпийский сервиз» в Музее Московского Кремля

Император Александр I и Наполеон Бонапарт после заключения Тильзитского мира, 9 июля 1807 года. Картина Джоаккино Джузеппе Серанджели, 1810 год

«Олимпийский сервиз», состоящий из 166 предметов — один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. Сервиз выполнен мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры в 1804–1807 годы по заказу императора Наполеона Бонапарта.
«Олимпийский сервиз» предназначался для свадьбы брата императора Наполеона Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской и был представлен среди подарков молодоженам 23 августа 1807 года в Люксембургском дворце в Париже.
Однако уже в сентябре 1807 года драгоценный фарфор был упакован и отправлен в путешествие в Россию как дар императора Франции Наполеона императору Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

Так как сервиз создавался к свадебному торжеству, каждая тарелка подчеркивает эту тему. Каждый из выбранных сюжетов должен быть поучить молодожёнов, скрепить брак и сделать его счастливым, если, конечно, будущая обладательница сервиза сумеет это поучение прочитать.
Ни в одном фарфоровом комплексе не встречается такого обилия обнаженной натуры, как в «Олимпийском» сервизе. При этом трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование.

Тарелка десертная «Юпитер и Юнона» из «Олимпийского сервиза». Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Художник-керамист: Жорже Жан. Диаметр: 23,5 см.

Шестьдесят девять тарелок «Олимпийский сервиз» можно разделить на шесть групп: «Юпитер и Юнона» (7), «Венера и Амур» (9), «Аполлон и музы» (11), «Амур и Психея» (8), «Подвиги Геркулеса» (8) и группа сюжетов, посвященная любовным коллизиям богов и героев, которую условно можно назвать «Образы любви» (26).

Венера и Адонис

Богиня любви Венера и Амур соединяют жениха и невесту любовным чувством, а Юпитер и Юнонаузами брака.
Аполлон и музы славят достоинства жениха и красоту невесты.

Амур, ухаживающий за матерью

Чему нас учит «Олимпийский» сервиз?

Любовь может быть романтичной пасторалью, а может стать разрушительной силой.

Изображения на двадцати шести десертных тарелках посвящены любовным коллизиям древнегреческих богов и героев. Условно эту тему можно назвать «Образы любви». В них в бравурном прославлении любви и брака появляются нотки назидательности. Чувства подвергаются анализу, и перед зрителем проходит целая галерея образов-напоминаний и предостережений.

Исидв, кормящая Гора

Нет ничего чище и выше, чем материнствоИсида, кормящая Гора»), однако материнская гордыня может иметь трагические последствия («Аполлон и Диана, мстящая за оскорбление Латоны, убивают детей Ниобы»).

Медея, покинутая Ясоном и убивает своих детей из-за ревности

Ревность в любви недопустима, она превращает человека в чудовище («Медея, покинутая Ясоном, убивает своих детей»). а чувство любви требует доверия и взаимного уважения («Кефал и Прокрида»). Любовь не терпит принуждения («Отъезд Энея»).


Даже боги не в силах избежать любви, но божественный статус — не гарантия взаимности и счастья («Сиринкс, преследуемая Паном»).

Персей и Андромеда

Любовь зовёт к подвигамПерсей и Андромеда»),

Орфей и Эвридика

но опрометчивый поступок может разрушить всёОрфей и Эвридика»).

Амур пробуждающий Психею (Душу)

Чаще всего в сюжетах встречаются Венера и Амур, Юпитер и Юнона, Аполлон и музы. Первые соединяют жениха и невесту любовным чувством, вторые — узами брака, третья группа славит достоинства жениха и красоту невесты.

Эрато — муза любовной поэзии

Следует отметить, что одна из муз — Эрато, покровительница любовной лирики, изображена в сервизе дважды.

Эрато пишет стихи, вдохновлённые Амуром

Помимо группы «Аполлон и музы», муза Эрато  предстает в одной из красивейших композиций — «Эрато пишет стихи, вдохновленные Амуром».

Психея покинутая Амуром

В «Олимпийском» сервизы также довольно часто встречается изображение Психеи — воплощение человеческой души, сотканной из противоречий. Она по-детски тщеславна и наивна, доверчива и опрометчива, мнительна и способна на необдуманные поступки.

Психея приносит с неба вазу, наполненную нектаром бессмертия

Однако Психея появляется в «Олимпийском» сервизе потому, что она достаточна бесстрашна и упорна, чтобы пойти на подвиг ради спасения своей любви.

Психея, покидающая в лодке Херона царство мёртвых (Аид/Плутон), держа в руке коробку Персифоны (Прозерпины), дочери земли Деметры

Психея даже спустилась в царство мёртвых, переплыв реку забвения Стикс в лодке перевозчика душ Херона.

Девкалион и Пирра

«Олимпийский» сервиз — это своего рода собрание советов молодожёнам, поданных в изысканной аллегорической форме.

Дафнис и Хлоя

Легендарные сюжеты, боги и герои древнегреческих мифов призывают будущую владелицу сервиза любить своего мужа и доверять ему, стать верной женой и матерью, избегать ревности и не быть излишне надменной и гордой.

Эней и Дидона

Если молодые супруги учтут все советы и предостережения, их семейное счастье в будет беспредельно, а семья будет процветать под благосклонными взорами богов.

Вулкан изгнан с Олимпа, и Тетис заботящаяся о нём

Только любовь, только счастливый брак — так можно было бы охарактеризовать сюжеты роскошного «Олимпийского» сервиза. В сюжетах сервиза вы не найдете изображений агрессивных, хтонических (подземных)  богов — Плутона-Аида, Марса-Ареса, Нептуна-Посейдона.

Геракл (Геркулес) спасает из горящей Трои невесту Ахиллеса Гесиону, после разрушения Трои

Какой Олимп без героя Геракла (Геркулеса)?

На свадебном торжестве нет места кровопролитной войне, миру мёртвых, непредсказуемой и коварной стихии. Даже изображения силача, общегреческого героя ГераклаГеркулеса здесь посвящены не его подвигам, а семейным отношениям.

Геракл (Геркулес) устраивает счастье своих друзей: спасает из горящей Трои невесту Ахиллеса Гесиону. Геракл возвращает из царства Аида благородную Алкесту, пожертвовавшую собой, лишь бы жил её супруг.

Геркулес и жена Мегара

Сюжеты на десертных тарелках, посвященные герою Гераклу (Геркулесу), представляют его семейные отношения: «Геркулес и Мегара», «Геркулес и Иола», «Похищение Деяниры кентавром Нессом».

Геркулес убивает амазонку-девственницу Эврибию

Из двенадцати общеизвестных подвигов древнегреческого силача на тарелках «Олимпийского» сервиза воспроизведён лишь один — похищение пояса Ипполиты, царицы амазонокГеркулес убивает амазонку Эврибию»).

борьбы Геракла-Геркулеса с Амуром

На «Олимпийском» сервизе также нет ни одного сюжета, где главными героинями были бы богини-девственницы — Минерва-Афина и Диана-Артемида. Каждая из богинь-девственниц появляется на рисунках лишь однажды и лишь как вспомогательный персонаж (в сюжетах «Юнона кормит грудью Геракла-Геркулеса, которого подносит ей Минерва»

Аполлон и Диана

«Аполлон и Артемида-Диана, мстят за оскорбление своей матери Латоны (Лато/Лето), убивают детей Ниобы»).

Парис и Елена

Богиня любви Венера (Афродита) отдала свой пояс, дарующий женщине вечную привлекательность в глазах мужчин, на сохранение повелительнице воинственных дев Афине — богиня стратегии, мудрости и справедливой войны в древнегреческой мифологии, чтобы никто из женщин не смог его получить.

Кефал и Прокрида

В «Олимпийском» сервизе внимания заслуживают не только сами сюжеты, но и цветовая гамма. На тарелках основной тон — серовато-голубой тон, удачно символизирующий небо с легким флером облаков. Фон заключен в элегантную тёмно-терракотовую раму, украшенную виртуозно выполненной гирляндой с написанными розетками зеленовато-серого оттенка. Миниатюрным шедевром является украшение марли тарелок — плотно сплетенная розовая гирлянда.

В центральной росписи тарелок небесный фон оправдывает божественная тематика, но и на корпусных предметах его присутствие вполне естественно.

Муза танца Терпсихора

Основу «Олимпийского» сервиза составляют чаши для фруктов и сладостей различных размеров и форм, компотьеры, бутылочные и рюмочные передачи, четыре эффектные мороженицы, вазы-геридоны, сахарницы и корзины для жасмина и шестьдесят девять великолепных десертных тарелок, давших сервизу его пафосное название «Олимпийский».

Сахарница из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807. Диаметр 22,5 см; высота 24 см.

На корзинах для жасмина и крупных чашах летают птицы, на сахарницах и чашах меньшего размера изображены бабочки. Эти рисунки выглядят абсолютно натуралистичными, почти как обманка, поскольку заимствованы из естественнонаучных книг.

Передача бутылочная из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Диаметр 21 см; высота 18,5 см.

На бутылочных передачах цветут растения и травы, вокруг которых порхают бабочки, насекомые. Птицы и бабочки, растения и цветы изображены очень достоверно, как из ботанических атласов, взятых из эпохального труда Ж. Бюффона «Всеобщая и частная естественная история».

Ваза для фруктов из «Олимпийского» сервиза. Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, 1804-1807 гг. Диаметр 31 см; высота 21 см.

Мы уверены, теперь, рассматривая «Олимпийский сервиз» в Оружейной палате, вы будете воспринимать его совершенно по-другому.

170 лет назад Крымская война началась с десанта в Евпатории.
Железный Феликс верный рыцарь революции

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*