«Олимпийский сервиз», состоящий из 166 предметов — один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. Сервиз выполнен мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры в 1804–1807 годы по заказу императора Наполеона Бонапарта.
«Олимпийский сервиз» предназначался для свадьбы брата императора Наполеона Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской и был представлен среди подарков молодоженам 23 августа 1807 года в Люксембургском дворце в Париже.
Однако уже в сентябре 1807 года драгоценный фарфор был упакован и отправлен в путешествие в Россию как дар императора Франции Наполеона императору Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.
Так как сервиз создавался к свадебному торжеству, каждая тарелка подчеркивает эту тему. Каждый из выбранных сюжетов должен быть поучить молодожёнов, скрепить брак и сделать его счастливым, если, конечно, будущая обладательница сервиза сумеет это поучение прочитать.
Ни в одном фарфоровом комплексе не встречается такого обилия обнаженной натуры, как в «Олимпийском» сервизе. При этом трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование.
Шестьдесят девять тарелок «Олимпийский сервиз» можно разделить на шесть групп: «Юпитер и Юнона» (7), «Венера и Амур» (9), «Аполлон и музы» (11), «Амур и Психея» (8), «Подвиги Геркулеса» (8) и группа сюжетов, посвященная любовным коллизиям богов и героев, которую условно можно назвать «Образы любви» (26).
Богиня любви Венера и Амур соединяют жениха и невесту любовным чувством, а Юпитер и Юнона — узами брака.
Аполлон и музы славят достоинства жениха и красоту невесты.
Чему нас учит «Олимпийский» сервиз?
Любовь может быть романтичной пасторалью, а может стать разрушительной силой.
Изображения на двадцати шести десертных тарелках посвящены любовным коллизиям древнегреческих богов и героев. Условно эту тему можно назвать «Образы любви». В них в бравурном прославлении любви и брака появляются нотки назидательности. Чувства подвергаются анализу, и перед зрителем проходит целая галерея образов-напоминаний и предостережений.
Нет ничего чище и выше, чем материнство («Исида, кормящая Гора»), однако материнская гордыня может иметь трагические последствия («Аполлон и Диана, мстящая за оскорбление Латоны, убивают детей Ниобы»).
Ревность в любви недопустима, она превращает человека в чудовище («Медея, покинутая Ясоном, убивает своих детей»). а чувство любви требует доверия и взаимного уважения («Кефал и Прокрида»). Любовь не терпит принуждения («Отъезд Энея»).
Даже боги не в силах избежать любви, но божественный статус — не гарантия взаимности и счастья («Сиринкс, преследуемая Паном»).
Любовь зовёт к подвигам («Персей и Андромеда»),
но опрометчивый поступок может разрушить всё («Орфей и Эвридика»).
Чаще всего в сюжетах встречаются Венера и Амур, Юпитер и Юнона, Аполлон и музы. Первые соединяют жениха и невесту любовным чувством, вторые — узами брака, третья группа славит достоинства жениха и красоту невесты.
Следует отметить, что одна из муз — Эрато, покровительница любовной лирики, изображена в сервизе дважды.
Помимо группы «Аполлон и музы», муза Эрато предстает в одной из красивейших композиций — «Эрато пишет стихи, вдохновленные Амуром».
В «Олимпийском» сервизы также довольно часто встречается изображение Психеи — воплощение человеческой души, сотканной из противоречий. Она по-детски тщеславна и наивна, доверчива и опрометчива, мнительна и способна на необдуманные поступки.
Однако Психея появляется в «Олимпийском» сервизе потому, что она достаточна бесстрашна и упорна, чтобы пойти на подвиг ради спасения своей любви.
Психея даже спустилась в царство мёртвых, переплыв реку забвения Стикс в лодке перевозчика душ Херона.
«Олимпийский» сервиз — это своего рода собрание советов молодожёнам, поданных в изысканной аллегорической форме.
Легендарные сюжеты, боги и герои древнегреческих мифов призывают будущую владелицу сервиза любить своего мужа и доверять ему, стать верной женой и матерью, избегать ревности и не быть излишне надменной и гордой.
Если молодые супруги учтут все советы и предостережения, их семейное счастье в будет беспредельно, а семья будет процветать под благосклонными взорами богов.
Только любовь, только счастливый брак — так можно было бы охарактеризовать сюжеты роскошного «Олимпийского» сервиза. В сюжетах сервиза вы не найдете изображений агрессивных, хтонических (подземных) богов — Плутона-Аида, Марса-Ареса, Нептуна-Посейдона.
Какой Олимп без героя Геракла (Геркулеса)?
На свадебном торжестве нет места кровопролитной войне, миру мёртвых, непредсказуемой и коварной стихии. Даже изображения силача, общегреческого героя Геракла—Геркулеса здесь посвящены не его подвигам, а семейным отношениям.
Геракл (Геркулес) устраивает счастье своих друзей: спасает из горящей Трои невесту Ахиллеса Гесиону. Геракл возвращает из царства Аида благородную Алкесту, пожертвовавшую собой, лишь бы жил её супруг.
Сюжеты на десертных тарелках, посвященные герою Гераклу (Геркулесу), представляют его семейные отношения: «Геркулес и Мегара», «Геркулес и Иола», «Похищение Деяниры кентавром Нессом».
Из двенадцати общеизвестных подвигов древнегреческого силача на тарелках «Олимпийского» сервиза воспроизведён лишь один — похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок («Геркулес убивает амазонку Эврибию»).
На «Олимпийском» сервизе также нет ни одного сюжета, где главными героинями были бы богини-девственницы — Минерва-Афина и Диана-Артемида. Каждая из богинь-девственниц появляется на рисунках лишь однажды и лишь как вспомогательный персонаж (в сюжетах «Юнона кормит грудью Геракла-Геркулеса, которого подносит ей Минерва»
«Аполлон и Артемида-Диана, мстят за оскорбление своей матери Латоны (Лато/Лето), убивают детей Ниобы»).
Богиня любви Венера (Афродита) отдала свой пояс, дарующий женщине вечную привлекательность в глазах мужчин, на сохранение повелительнице воинственных дев Афине — богиня стратегии, мудрости и справедливой войны в древнегреческой мифологии, чтобы никто из женщин не смог его получить.
В «Олимпийском» сервизе внимания заслуживают не только сами сюжеты, но и цветовая гамма. На тарелках основной тон — серовато-голубой тон, удачно символизирующий небо с легким флером облаков. Фон заключен в элегантную тёмно-терракотовую раму, украшенную виртуозно выполненной гирляндой с написанными розетками зеленовато-серого оттенка. Миниатюрным шедевром является украшение марли тарелок — плотно сплетенная розовая гирлянда.
В центральной росписи тарелок небесный фон оправдывает божественная тематика, но и на корпусных предметах его присутствие вполне естественно.
Основу «Олимпийского» сервиза составляют чаши для фруктов и сладостей различных размеров и форм, компотьеры, бутылочные и рюмочные передачи, четыре эффектные мороженицы, вазы-геридоны, сахарницы и корзины для жасмина и шестьдесят девять великолепных десертных тарелок, давших сервизу его пафосное название «Олимпийский».
На корзинах для жасмина и крупных чашах летают птицы, на сахарницах и чашах меньшего размера изображены бабочки. Эти рисунки выглядят абсолютно натуралистичными, почти как обманка, поскольку заимствованы из естественнонаучных книг.
На бутылочных передачах цветут растения и травы, вокруг которых порхают бабочки, насекомые. Птицы и бабочки, растения и цветы изображены очень достоверно, как из ботанических атласов, взятых из эпохального труда Ж. Бюффона «Всеобщая и частная естественная история».
Мы уверены, теперь, рассматривая «Олимпийский сервиз» в Оружейной палате, вы будете воспринимать его совершенно по-другому.