Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Оборонительные сооружения славян

Оборонительные сооружения славян

Любор Нидерле. Славянские древности.
Книга вторая. Жизнь древних славян.
Глава XI. Военное дело. 

Оборонительные сооружения славян.

Среди укреплений наиболее известными у славян являются древние постоянные укрепления, так называемые городища. Употреблялись и другие виды фортификации, например временно вырытые рвы, чтобы остановить войско противника; «Стояще Володимеръ обрывая на Дорогожичи… и есть ровъ и до сего дне», – говорит Киевский летописец под 980 годом (Лаврентьевская летопись, 76). Известны такие фортификационные сооружения славян, как засеки на путях, ведущих через пограничные леса, где население, живущее в окрестности, было обязано первым задерживать неприятеля. Упоминаются также валы, засеки и частоколы на границах государства (96), таковыми были, вероятно, limes sorabicus и limes saxonicus, которые король франков Карл Великий в 805 г. и 808 г. приказал соорудить на германо-славянской границе, также были ограждены болгарская и хазарская империи.

Существовала система длинных валов, защищающих южные русские земли от набегов печенегов и половцев (97). Сюда относится целый ряд длинных валов в южной России, Галиции, Добрудже, Силезии, и так называемые Змеиные валы в окрестностях Киева и Сквиры по направлению к Днестру.

Змеёвы валы— народное название древних оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева, строили предположительно в античные времена — со II века до н. э. по VII век н. э.

Змеиные валы или змеёвые валы с античных времён сохранились и доныне во многих областях Украины, как памятник оборонительных сооружений, защищающий город от степных кочевников. Неизвестно кто и когда построил мощный земляные валы, с глубоким рвом у подножия, валы обращенные фронтом к диким степным просторам. Строились Змеиные валы вручную, на строительство одного гигантского вала могло уйти от 20 до 30 лет. Местами сохранилась высота Змеиного вала равная 12 метрам. По объёму работ и усилий, затраченных на строительство, змеиные валы можно сравнить со строительством египетских пирамид.

Змиёвы валы по времени создания соответствуют существовавшим здесь славянским археологическим культурам:

Зарубенецкой археологической культуре (III — II в. до н. э. — II в. н. э.), обнаруженной в селе Зарубинцы.

Черняховской археологической культуре, II-IV века, существовавшей на территориях Украины, в Крыму, Молдавии и Румынии

Пеньковской археологической ранней средневековой культурой славян VI — начала VIII века, распространённой на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области.

 

В древнем эпосе Среднего Поднепровья сохранилось много преданий о мифических кузнецах, кующих первый на земле, огромный сорока пудовый плуг, которым можно вспахать глубокие борозды и Змеиные валы, «завбiльшки як церква».

В древнерусском фольклоре кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в нее змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Русского (Чёрное море), разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовется до ныне Кожемяками.

Снаружи, с юга валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. Вдоль внутренней стороны Змеиного вала располагались сторожевые сёла, в которых селились войны, несущие охранную службу в государстве, прообраз Казачьих поселений, охраняющих южные границы России. Вооружённые войны могли отразить первые атаки врагов-кочевников, остановить их грабительский набег и, зажигая сигнальные костры на башнях, предупредить город об опасности, дать возможность городской военной дружине собраться и выступить, приготовиться к бою.

zmeinye-valy-vokrug-kieva

Остатки Змеёвых валов сохранились и сегодня по рекам Вить, Рось, Трубеж, река Красная, Стугна, Сула, и др.

Ни одно из этих упоминаний не указывает значения городищ, которых очень много и из которых несколько исследовано настолько полно, что мы можем создать довольно ясное представление об их назначении, конструкции и времени сооружения, а также о жизни населения этих городищ.

Укрепленные места, называемые в славянской археологии и истории городищами, древнеславянский: градиште от градъ, праславянский: гордъ (98), рассеяны по всем славянским землям в таком множестве, что они исчисляются тысячами; городища являются одним из важнейших памятников славянских древностей. Городища засвидетельствовано в самой древней части Киевской Лаврентьевской летописи. Число славянских городищ точно не установлено даже в небольших, в целом хорошо исследованных областях, и поучительно, что в одной только Чехии в 1895 году их было насчитано 463, в Познаньском крае в последнее время – 225, конечно, они возникли в разное время.

Некоторые славянские городища по своему происхождению относятся даже к неолитической эпохе, другие – к исторической эпохе, и хотя время их возникновения установлено лишь для части, все же несомненно, что большая их часть относится к началу славянской истории — к VII и XI векам. Я не сомневаюсь в том, что поводом к их сооружению послужили: 1) окончательный переход славян от полукочевого образа жизни к прочной оседлости, что относится к тому же периоду; 2) вражеские нашествия, которым подвергались славяне после их прихода на свои исторические места поселения, прежде всего нашествия аваров в VII и VIII веках и германцев в последующие столетия.

Городище около Грызел в Чехии (по Й.Л. Пичу)

О назначении этих сооружений некогда много спорили, что было вызвано теорией поляка З.Д. Ходаковского, который считал, что все городища являются культовыми центрами (100), расположенными на определенном расстоянии друг от друга во всех славянских землях.

В России также было много споров о первоначальном значении городищ и их отношении к началам административного и политического деления русского государства; споры эти были вызваны сочинением Дм. Самоквасова (101), который рассматривал их как первые русские города. В настоящее время известно, что этот вопрос нельзя решать односторонне.

Каждое городище имело свою цель и значение. В основе были повсюду интересы обороны, но в одном случае укреплялось большое постоянное поселение, в котором был княжеский дворец, храмы и торги (102), в другом– это был посёлок второстепенного значения. Из таких важных центров возникли исторические укрепленные города, целый ряд их известен начальной славянской истории. Среди них в качестве известного городища в исторических сообщениях упоминается Девин на месте слияния Моравы с Дунаем около современной Братиславы, по сообщениям 855, 864 гг., а также  моравский Велеград, Вилиград в Мекленбурге, упомянутый Ибрагимом (ed. Westberg), Ретра в земле ратаров, и Белгород, построенный Владимиром в 991 г. приблизительно в десяти верстах от Киева у современной Белгородки.

В одном месте городище являлось местом жительства охраны у пограничных путей, в другом – временным убежищем в лесах, где во время опасности собиралось население всей окрестности (103). О сооружении городищ Гардизи. Все такие городища служили прежде всего для военных целей, но могли быть одновременно также местом сходок и больших культовых празднеств; не исключено, что и сами святилища были окружены оборонительными сооружениями, например, Ретра в земле ратаров.

Устройство вала в Белгородке

Специальное назначение городища выясняется только после надлежащего археологического исследования, а время его существования определяется анализом инвентаря культурных слоёв валов и внутренней площади городища, в особенности если там имеются остатки жилищ. Такие работы были выполнены, однако, лишь на немногих пунктах (104), так как исследование городищ является очень трудоёмким и дорогостоящим делом; тем не менее имеется достаточное количество исследований, дающих определенное представление об общем плане, конструкции и прочих деталях городища.

План городища определялся местностью. Городище основывалось в разных местах в зависимости от местности: в лесах, на возвышенностях и на мысах, которые в зависимости от своей формы либо со всех сторон окружались простым или двойным валом, либо только там, где доступ был легким, тогда как на крутых склонах валы не были нужны. В результате создания двух или трёх линий валов впоследствии возникали под самым высоким градом подграды и предграды (105). Древними русскими терминами для внутреннего града являются дънешьний городь или дътинъцъ, для внешнего – окольный город, или также приградъ.

Там, где возвышенности не было, городища строили в низменностях, где была наилучшая возможность создавать правильные планы: круговые, эллипсоидные, квадратные и т. д.. В этом случае излюбленными места для основания городищ находились у воды, где городище могло пользоваться водой реки или озера, омывающих его кругом, и где связь с материком осуществлялась посредством узкой насыпи или моста.

Ибрагим ибн Якуб в X веке описывает их как тип славянских городищ, характерный для Северной Германии (106), но подобные же городища известны и в других местах, например в Чехии и Моравии. Подобными городищами были на севере Любица, Плун, Щетин и Ретра, в Чехии хорошо исследована Любица, в Венгрии – Моосбург. Конструкция валов вокруг небольших городков или у простых лесных убежищ была несложной.

Оборонительный вал (славянский: насъпъ, или насъпа, присъпа (107). В Лаврентьевской летописи — 988 года упоминается общеславянское слово: вал заимствовано из кельтского языка (Шахматов) или из германского (Фасмер). Оборонительный вал насыпали из глины и камней, выбранных из земли перед ним так, что одновременно перед валом образовывался ров.

В гребень вала густо вбивали остроконечные колья, которые образовывали оборонительный тын (острогъ).

Английское слово TOWN -«город, огороженный ТЫНом«, от русского слова ТЫН; англо-саксон. tun — сад, поле, двор, ферма, усадьба, жилой дом, особняк; позднее «группа домов, деревни, фермы», PIE *dhu-no- «укрепленное место, холм-форт»,  прото-герман. *tunaz, *tunan — «укрепленное место», ТЫН; древнего саксонского, древнескандинавского, старофризск. — tun — ТЫН, «забор», изгородь, «забор голландского tuun — ТЫН, забор; tuin — сад , старо-нем. — Zaun – Забор, изгородь; Кельтское —  *dunon — укрепления на холме, валлийский (Уэльс) — din — укрепленное место, лагерь, dinas — город; гальско-латин. — dunum – дворец.

Вид сохранившейся городской стены Якутска в Сибири.

Более важные города, в частности столичные, княжеские города, имели, однако, более совершенную конструкцию укреплений. О них в последние годы мы много узнали благодаря раскопанному К. Шухардтом городищу, называемому «Romerschanze», около Потсдама и раскопкам В.В. Хвойко в Белгородке близ Киева (108). Часто встречается каменный фундамент валов, но, конечно, камни положены друг на друга без известки.

Подлинная каменная оборонительная стена из обтесанных камней или из камней, скрепленных известкой, славянам первоначально не была известна; они познакомились с ней только по римским образцам и называли её просто opus romamis. На юге это произошло, естественно, раньше.

Уже в 820 году хорватский князь Людевит выписывал из Аквилеи каменщиков для строительства своего города (109), в Чехии же первую каменную стену вокруг княжеского града в Болеславе отметил хронист Козьма Пражский приблизительно в 932 году (110).

Большие северные города XI и XII веков, такие, как Аркона, Ретра, Щетин, имели, согласно сообщениям того времени, деревянные стены и башни, хотя уже там были также каменные постройки, по всей видимости, опять-таки без известки – paganico more muratae, как говорит Эббон (111). Современник Герборд говорит об известном Руяне: «urbes ibi et castra sine muro et turribus ligno tantum et fossatis mura tae» («Город защищён длинной стеной, валом и рвом»). На Руси первая каменная стена засвидетельствована в 1044 году вокруг детинца Великого Новгорода. (112) Наряду с каменным фундаментом важную роль играла деревянная внутренняя конструкция валов.

Вал в Потсдаме, исследованный Шухардтом, показал, что первоначально была сооружена стена из брёвен в виде сруба, которая была заполнена глиной, и её передняя сторона выступала до высоты 6 метров; с западной стороны была площадка для обороняющихся. После сожжения всё это было завалено глиной. Как показали раскопки Хвойко, вал в Белгородке имел подобную же конструкцию, но ещё несколько более сложную и мощную, выполненную частично из кирпичей. Первоначально полная высота вала вместе с палисадами достигала там более 12 метров (113).

Оборонительный вал усиливался ещё деревянными башнями, которые возвышались над городскими воротами, о которых имеется ряд письменных данных (114). Когда неприятель захватывал город, то вся эта деревянная конструкция палисадов и башен подвергалась сожжению, и оборонительные валы часто хранят и поныне следы большого пожара. Никаких специально обожженных валов, каковыми являются западноевропейские «camps vitrifies», «verglaste Burgen», у славян нет. На славянских городищах всегда речь идёт лишь о следах пожарищ. Какой была конструкция деревянных укреплений такого города, можно судить по примерам русских городов еще XVII века (115), а также сибирский город Якутск до настоящего времени сохранивший образец этих древних укреплений.

Ворота, через которые входили в городище, имели иногда перед собой также специальные оборонительные бастионы и были различны по размеру и конструкции; небольшие простые воротца и большая бревенчатая башня были сконструированы так, чтобы противник, подошедший к ним, мог быть атакован с трёх сторон. Такие ворота шириной в 3,5 метра были открыты Шухардтом близ Потсдама; на городище близ Фельдберга, которое предположительно связывается с древней Ретрой, главные ворота образовали даже нечто вроде больших пропилей с лестницей, подобных пропилеям Афинского акрополя (116).

Тяжёлые створы ворот запирались засовом (117). Число городских ворот было различным, обычно от 1 до трёх, но Адам сообщает (II.18), что Ретра имела даже девять городских ворот, что следует понимать как общее число всех ворот крепости и предградья. На самой высокой площадке столичного городища ставился крепкий деревянный сруб или, если оно было княжеской резиденцией, княжеский дворец. Но о конструкции и плане этих срубов и дворцов нам известно очень мало. Обычно внутри валов находят лишь остатки простых хижин или остатки строений неизвестного назначения.

96 «RukovSt slov. star.», III, 108), (Гаркави, указ. соч., 126; см. Rosteh, Marquart, Streifzuge, 28). См. Златарский, Ист. на българ. дър., 1.152.
97 См. грамоту епископа Брунова к Индржиху II (Bielowski, Mon. Polon. Hist., 1.225) и Лаврентьевская летопись под 1093 годом, 212.
98 Berneker, Etym. Wórterbuch, 1.230.
99 См. выше, с. 438–440 и «Ziv. st. Slov.», III, 20.
100 Z. Dołęga Chodakowski, O Słowiańszczyznie przed chrzescianstwiem (Krakow, 1835) и позднее К. Szulc, Budowle i usypaliska Słowian pogańskich (Poznaó, 1863). см. в «Źiv. st. Slov.», III, 610.
101 «Древние города России», Киев, 1873, и более позднее – «Северянская земля и северяне по городищам и могилам» (М., 1908), 1.46.
102 «Ziv. st. Slov.», III, 615, 15, 155; Dgtmar, VI.23 (17); Adam, 11.18] (Лаврентьевская летопись, 119) и др.
103 Гардизи (ed. Bartold, 123; 11.13, 1.62).
104 перечень литературы в «Ziv. st. Slov.», III, 614.
105 Срезневский, Материалы… I, с. I, 556), и II, 1396.
106 Ibrahim (ed. Westberg), 52.
108 К. Schuchhardt, Praeh. Zeitschrift, I, 209; В.В. Хвойко, «Древние обитатели Среднего Приднепровья», 76.
109 Ann. Einhardi, 820, 821.
110 Kosmas, I, 19.
111 Ebbo, III, 15. (111.30).
112 III Новгородская летопись (Полное собрание русских летописей, III.211).
113 Schuchhardt, I. с.; Хвойко, 1. с.
114 Saxo (ed. Holder), 444, 564, 569–570, 599, 671.
115 A. Olearius, Vermehrte Moscowitische und Persianische Reisebeschreibung (Schleswig, 1661). H.B. Султанов, Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири, см. в «Изв. арх. комм.», СПб., 1907, в. 24.
116 Schuchhardt, Rethra auf dem Schlossberge bei Feldberg (Sitzungsber. Beri. akademie, XXIII, 1923, 215).
117 Helmold, 1.56.

Далее… Глава XII. Искусство, письмо и другие знания. Архитектура и живопись.

Архитектура, живопись и скульптура славян.
Конское убранство

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*