Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / О культе Зевса Сотера — Διος Σωτηρος — Спасителя

О культе Зевса Сотера — Διος Σωτηρος — Спасителя

Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий») — бог неба, грома и молний,

Культовым эпитетом «Сотер» — Σωτήρ — Спаситель эллины наделяли различных богов, но раньше всех других богов Зевса. Эсхил называет Зевса Спаситель («Сотер» — «Σωτήρ — спаситель ) высшим хранителем и защитником дома, семьи и всего рода. Зевс почитался спасителем и хранителем государства и войска в походе. Храм Зевса Сотера (Спасителя) был воздвигнут близ моря в Пирее, очевидно, как защитника мореплавателей. (Strabo, XI, 1, 15).

На марке (вверху) запечатлён рисунок чёрно лаковой греческой амфоры, изображающий бога Зевса поражающего змея Пифона божественным смертоносным оружием Ваджрой, которым сражался ведический бог Индра.

На Боспоре почитали Зевса Спасителя — Διος Σωτηρος – Деос Сатерос, известно не менее 5 чернолаковых сосудов с именем Зевса Сотера.

Его имя начертано на килике из Мирмекия, и на канфаре из Гермонассы. Известна надпись Амротис Деос Сотерос — «αμρωτις Διος Σωτηρος» — богу Зевсу Спасителю, найденная В. В. Шкорпилом в 1909 году на аттической черно лаковой чаше на низком поддоне во время раскопок некрополя Пантикапея.
Зевс Сотер (Спаситель) почитался на Боспоре и как хранитель и защитник государства, полиса, что нашло свое отражение и в лапидарной эпиграфике. 

В этрусской мифологии бог Сатре — бог Спаситель, бог Сеятель Жизни, почитался этрусками как «бог Небесной долины», божество изобилия и плодородия, бог посевов, покровитель земледелия.

халадие

В Индии обоюдоострый кинжал, имеющий два клинка, назывался халадие, напоминавший ваджру — грозное оружие бога Индры. Халадие носили профессиональные войны раджпуты. В руках опытных воинов это было смертоносное оружие.

ваджра — оружие бога Индры

В Мирмекии найден фрагмент миниатюрного известнякового домашнего алтаря I в. н.э., предназначенного для благодарственных возлияний Зевсу Спасителю. Археологические памятники Боспора являются свидетельством почитания Зевса Спасителя в домашней и семейной жизни.

По краю килика, аттической черно-лаковой чаши для вина IV века до н. э., найденного в Мирмерии в 1964 г., тщательно вырезана надпись Зевс-Сотерос — Διος Σωτηρος — Зевс-Спаситель. Поверхность килика покрыта ровным слоем чёрного блестящего лака. Подобные сосуды встречаются на агоре в Афинах и датируются 380-350 гг. до н. э. Форма букв надписи на килике очень близки надписям на погребальных камнях (лапидарным надписям) Боспора времени правления Левкона I.
Архаизм в надписи на древнегреческом языке выражен в виде разделительного знака — трёх вертикальных точек. В древнегреческих лапидарных надписях конца V – начала IV века разделительный знак в виде трёх вертикальных точек исчезает, но иногда встречается 1-2 точки, или горизонтальная черточка.

Во время археологических раскопок в Горгиппии в 1962 году была найдена каменная стела с начертанными на ней распоряжениями царя Аспурга о даровании материальных льгот жителям Горгиппии. На каменной стеле начертаны слова «ιδρύσαντο Διι Σωτηρι», адресованные Зевсу Спасителю, которые являются подтверждением того, что культа Зевса Сотера (Спасителя) имел большое значение в государственной и общественной жизни Боспорского царства. В Пантикапее, при археологических раскопках на северо-восточном склоне горы Митридат, в 1908 году был найден обломок карниза храма Зевса-Сотера, с фрагментами надписи «Σω]τηρος» — Зевсу Спасителю.

Высшая придворная аристократия Боспорского царства — аристопилиты, объединялись вокруг культа богов-Спасителей.
Почитание Зевса Спасителя глубоко проникло в религиозное сознание жителей Боспорского царства. Зевса Спасителя почитали и в домах, и в частной жизни, и в общественной, и государственной жизни.

Почитание Зевса Отчего засвидетельствовано на Боспоре в традициях домашних культовых обрядов. Об этом свидетельствуют две надписи-граффити IV-III вв. на сосудах для питья вина.

В общественной и государственной жизни Зевс Отчий отступает окончательно перед Зевсом Спасителем, как хранителем и небесным заступником государства, покровителем общественных организаций, и опора семьи в быту.

Где живёт Счастье?
О культе Зевса Отца — Ζευς Πατρώιος.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*