Из древнегреческой мифологии хорошо известен культовый эпитет Зевса Сотер —Διος Σωτηρος – Деос Сатерос— Спаситель. В эпоху родового общества в Элладе именовали Διος πατηρ — Зевс Отец.
На Боспоре почитали не только Зевса Спасителя, но и Διος Φίλιος – Зевса Сына, друга, спутника, дружественного бога пиршеств. В итальянском языке – фильо – figlio – сын.
Имя Зевса Филиоса — «ι ε ρος Διος Φιλίου» найдено В.В. Шкорпилом на одной из чернолаковых чаш IV века, во время раскопок некрополя в древней Тавриде в Пантикопее в 1907 году. Зевс-Φίλιος – добрый бог пиршеств, дружеских застольных встреч, покровитель семьи, верной любви и дружбы.
Культ бога Зевса Φίλιος принадлежал к домашним божествам, хранителям семьи и защитникам дома.
Почитание Зевса Филия на Боспоре было вызвано потребностью в Добром божестве, способном защищать индивидуальные интересы. Упоминание Зевс-Φίλιος мы встречаем в клятвах, которые произносили герои в произведениях писателей Аристофана, Еврипида, Платона.
В древнегреческой литературе описаны обычаи совершать винные возлияния на домашних алтарях, по поводу различных семейных торжеств в честь Зевса Сотера (Спасителя), защитника дома и семьи.
Посвятительные надписи Зевсу Φίλιος, найденные в Афинах и Эпидавре, дают основание предполагать связь культа Зевса Филия с врачевателем Асклепием.
Античные авторы указывают, что Зевсу Φίλιος посвящался третий кубок вина (килик) – обычай наделять третий кубок вина особым значением и посвящать его кому-то существует и в наши дни. При археологических раскопках древнегреческих жилых домов, археологи часто находят миниатюрные каменные алтари и сосуды для питья вина с именами богов в родительном падеже (кому?) Зевсу Спасителю, Дионису, Афродите, Гигиее, Афине, Άγαθου Δαίμονος. Особенно много древнегреческой керамики с надписями Зевсу Φίλιος — Зевсу Сыну находят на острове Делос, Фере, в Олинфе.
В древнегреческой мифологии Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий», Диве) — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, часто наделяется особыми эпитетами — Отец, Спаситель, Сын, Хранитель, Родоначальник, Заступник.
Другие эпитеты бога Зевса Μειλίχιος – «мелихиос» — милосердный, как и эпитет Διος Φίλιος — Зевс «Филиос» — дружественный, добрый, употреблялись в домашних, семейных ритуалах и жертвоприношениях. Но всё же официальным культом в древней Элладе был культ Зевса Сотера (Спасителя), установленного в величественном храме, упомянутом Страбоном.
В качестве покровителя рода, основы государства на Боспоре упоминается Зевс с другим эпитетом Генархус – «Γενάρχης» — «родоначальник». Это фрагмент посвятительной надписи начертан на постаменте статуи от имени Боспорского царя Фарнака, согласно дополнению В. В. Латышева.
Богатые и знатные роды Боспорского царства считали себя и свой род под покровительством Зевса и Геры. В надписи 105 года н. э. с Таманского полуострова об освобождении раба на волю, говорится, что освобождение раба посвящено Зевсу и Гере «Килидов», вероятно, идентичной роли богов-Спасителей и культ Зевса-Хранителя-Отеца — «Ζευς Κτήσιος Πατρώιος».
Во Фракии, в Галепсе (близ Пангея) Зевса наделяли двумя эпитетами — Зевс Έρκειος Πατρώιος – «ограждающий Отче» и Зевс Κτήσιος (Ктесиос — владеющий) в святилищах в его честь в 400 году до н.э. На острове Фасос найдена надпись, где Зевс назван Зевс-Хранитель-Отец -«Ζευς Κτήσιος Πατρώιος»
Почитание Зевса Ερχειος (ограждающий) глубоко вошло в религиозное сознание эллинов в Афинах в почитании Аполлона Πατρώιος и Зевса Έρκειος, которым строили святилища.
Как покровитель дома Зевс почитался с эпитетом Эрхейос — Ερχειος – «оградный», «дом» представлялся, как обнесенное оградой домовладение, во дворе которого стоял алтарь. Зевс считался охранителем домашней собственности и назывался с эпитетом Зевс Κτήσιος — Ктесий = Владетель- почитался, как податель и умножитель богатства в доме, покровитель домашнего очага; (в дорич. диалекте – «Пасиос» — Πάσιος). Представление о Зевсе Ερχειος («оградный») и Зевсе Κτήσιος широко отражено в древнегреческой литературе, в речах ораторов, в драмах и комедиях.